Загадочная вилла. Часть 3, заключительная

Jan 26, 2016 22:17

Первая часть здесь
Вторая часть здесь

О том, чтобы заново собрать хотя бы часть утерянной в годы ВМВ коллекции, семье Хатвани остаётся только мечтать. Музеи не хотят расставаться с попавшими к ним ценными полотнами.



Якопо Тинторетто. Портрет венецианского вельможи
Из коллекции Ференца Хатвани. В настоящее время находится в нижегородском государственном художественном музее

Но ещё хуже то, что пропавшие картины десятками лет "томятся" в запасниках, никому не нужные.
Вот одно из свидетельств:
" Семнадцать лет назад, получив в ведение от своего предшественника шкафы с пометкой "особый фонд" и начав изучать их содержимое, я был удручен и изумлен. Я понял, какие сокровища мировой культуры мы скрываем от зрителей и исследователей. Судя по документам, мои предшественники на протяжении почти двадцати лет неоднократно и тщетно пытались решить эту проблему. После них остались бесчисленные копии обращений в ЦК КПСС, в Министерство Культуры с просьбами определить судьбу этого так называемого "особого фонда", который уже много лет хранится в нашем Центре.
Что же представляет собой этот "особый фонд"?
Экспонаты поступили к нам в 1957 году по распоряжению Министра культуры из Горьковского художественного музея для проведения консервации и наблюдения за состоянием их сохранности. В Горьковский же музей они были переданы как дар 49-й армии бывшего 2-го Белорусского фронта, которая после войны размещалась в Горьковском военном округе.
Чтобы понять происхождение коллекции, мы изучили движение этой армии до Берлина и назад в Россию. Маршрут ее пролегал через Бобруйск, Белосток, Берлин и не захватывал венгерских земель. Кроме того, в Горьковском музее есть свидетельства офицеров штаба 49-й армии, подтверждающие, что ящики с экспонатами были обнаружены ими на железнодорожной станции г. Райнсберг, севернее Берлина, и они забрали их вместе с другим брошенным немецким имуществом.


Эль Греко: Гора Синай и монастырь Святой Екатерины, 1560-1565 годы.
Из коллекции Ференца Хатвани. В настоящее время находится в Греции, в музее города Ираклиона
Когда же специалисты-реставраторы вскрыли ящики, то там оказалось 143 произведения живописи и 8 деревянных средневековых скульптур. Состояние их было плачевное вследствие многократных транспортировок и непрофессиональной упаковки. Особенно пострадали картины, написанные на деревянной основе, и почти все полихромные деревянные скульптуры. Потребовалось срочное вмешательство реставраторов, которые провели консервацию и сделали все возможное для сохранения коллекции.
В упаковке отсутствовали какие-либо сопроводительные описи и акты, поэтому первая опись экспонатов была весьма условной и впоследствии много раз уточнялась по мере проведения реставрационных работ.
Уже первый признак - отсутствие шифров и музейных инвентарных номеров - свидетельствовал о том, что эти произведения живописи и скульптуры не музейного происхождения. Первичная экспертиза проводилась группой специалистов нашего Центра во главе с одним из авторитетнейших искусствоведов профессором А.Чегодаевым.
Надо заметить, что по своей художественной ценности экспонаты не были однородными. Среди них выделялось 25 картин, большей частью подписных, высокого музейного уровня, и, как потом показали результаты поисков, известные по довоенной искусствоведческой литературе. Остальные либо были значительно записаны в процессе антикварного бытования и требовали тщательной экспертизы для установления авторства, либо представляли собой пейзажи, натюрморты, жанровые сцены, которые можно увидеть в любом антикварном магазине. Последних было большинство, и именно они в дальнейшем составляли наибольшую трудность в атрибуции и определении владельцев.
Уже при первом осмотре стало ясно, что основной круг владельцев особо ценных произведений коллекции ограничивается несколькими фамилиями. Все они - венгерские предприниматели и банкиры еврейского происхождения, получившие баронские титулы от австрийского императорского двора.


Поль Сезанн: Буфет. 1873-1877 годы.

Из коллекции Ференца Хатвани. В настоящее время находится в будапештском Музее изобразительных искусств

Так, барону Ференцу Хатвани принадлежал портрет кисти К.Коро, который в литературе известен под двумя названиями - "Мечтающая Мариет" и "Портрет мадам Гамбей". Из его же собрания и "Мужской портрет" Якобо Тинторетто и пастельный "Портрет Мэри Лоран с мопсом" работы Э.Мане.

Полотно Ф.Гойи "Карнавал на улице" и картина "Апостол Яков" кисти Эль Греко, а также "Женский портрет" Огюста Ренуара были из собрания барона Андре Херцога де Чета.
А барону Морицу Корнфельду принадлежала вся имеющаяся в коллекции средневековая скульптура. Кроме названных, в числе владельцев было еще несколько представителей венгерского дворянства: собственностью графа А. Дьюла являлись "Мужской портрет" Опи Джона и "Водопой" М.Мункачи, а картина Джованни дель Бьондо "Святые и ангелы" находилась ранее в собрании Марцела Немеша.
Таковы были первые результаты поисковых работ группы реставраторов и искусствоведов под руководством профессора Чегодаева. Немного позже мы уже из венгерской литературы узнали о тех трагических днях 1944 года, когда немецкие эмиссары во главе с Эйхманом провели в Венгрии операцию по конфискации собственности венгерских предпринимателей, среди которых были и владельцы наших картин. Тогда исчезли не только попавшие к нам произведения, но значительно большее, в том числе и предметы прикладного искусства.
Я не стану перечислять все действия, предпринятые Центром для того, чтобы привлечь внимание властей к судьбе этих бесценных экспонатов. Неоднократные обращения в высшие инстанции не привели ни к какому результату. Лишь однажды, в 1972 году, Министерство Культуры СССР неожиданно изъяло из коллекции пятнадцать картин, в основном венгерских и австрийских живописцев. В их числе оказались также четыре картины Мункачи и пастель венгерского художника Рипл-Ронаи. Сейчас они выставлены в Национальном музее Будапешта.
В начале 90-х годов реальную помощь Центру оказал академик Д.С.Лихачев, бывший в то время председателем Фонда культуры. Его запрос заставил власть обратить внимание на проблемы реституции. Тогда же была образована совместная российско-венгерская комиссия по вопросам реституции, и при ней создана двухсторонняя группа экспертов. Это был, вероятно, единственный, уникальный в своем роде случай, когда комиссия и экспертные группы работали не "по разные стороны баррикад", а занимались одним общим делом. С венгерской стороны этому способствовали бывший посол Венгрии г-н Нановский и прекрасный искусствовед, знаток западноевропейской живописи, директор Будапештского музея изобразительных искусств г-н Миклош Мозер, а также эксперт Ласло Мравик.
В течение трех лет коллекция, хранящаяся в Центре, подвергалась тщательным экспертизам. Венгерским специалистам пришлось проделать огромную работу по определению и поиску владельцев картин из "особого фонда". И сейчас мы с радостью и удовлетворением можем сказать, что на сегодняшний день у 70% произведений этой коллекции принадлежность установлена.
Владимиров А. П.
Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э.Грабаря, Москва"
(источник)

Но случаются невероятные истории, которые снова и снова приковывают внимание искусствоведов и любителей живописи к знаменитой коллекции Хатвани.

Очень интересна история картины Гюстава Курбе "Происхождение мира» (L’origine du monde). Будучи написанной в 1866 году, она впервые стала открыта для широкой публики в конце ХХ века.

"L’origine du monde" являет собой уникальный образчик так называемого сакрального искусства, табу на показ которого сохранялось даже в, казалось бы, не знающем никаких моральных запретов ХХ веке.

«Есть одна картина, которая, как принято считать, занимает место «недостающего звена» между традиционным и современным искусством. Речь идет о знаменитом «Происхождение мира» Гюстава Курбе, полотне, на котором бесстыдно изображен обнаженный женский торс с фокусом на гениталиях.»
Славой Жижек, словенский культуролог и социальный философ

Посмотреть на скандальную картину. 18+!
Во время написания картины любимой натурщицей Курбе была Джоанна Хиффернан (Джо). Ее возлюбленным в то время был Джеймс Уистлер, американский живописец и ученик Курбе.
Курбе написал в 1866 г. еще одно полотно - «Прекрасная ирландка (Портрет Джо)»,на котором изображена Джоанна Хиффернан. В течение своей жизни Курбе написал четыре портрета Джо. Она, вероятно, была моделью и для «Происхождения мира», что может объяснить внезапный и бурный разрыв отношений между Курбе и Уистлером.
Картина была заказана Халил-Беем, турецким дипломатом, бывшим послом Оттоманской империи в Афинах и Санкт-Петербурге, который жил в то время в Париже. Знаменитый французский писатель того времени Сент-Бев познакомил его с Курбе, и Халил-Бей заказал ему два холста, за которые заплатил 20 тыс. франков, - «Молодые купальщицы» и «Происхождение мира», для пополнения своего собрания эротической живописи.
В январе 1868 г. коллекция Халил-Бея оказалась на торгах аукционного дома «Дрюо». Однако «Начала мира» среди выставленных на продажу полотен не было. Где находилась картина в течение последующих 44 лет - неизвестно.

26 ноября 1912 г. известная парижская галерея Бернхейм-Жен приобрела у некой мадам Виаль картину Курбе.
В июне 1913 г. «Происхождение мира» приобрел молодой венгерский барон Ференц Хатвани, к коллекции, собранной им в 1905-1942 гг. и включающей около 800 произведений искусства. Особое пристрастие барон испытывал к полотнам Энгра, Шассерио, Курбе и импрессионистов. В годы Второй мировой войны его коллекция картин была частично разграблена нацистами, а затем полностью национализирована коммунистами. Переживший немецкую оккупацию Ференц Хатвани эмигрировал из Венгрии, получив официальное разрешение на вывоз только одной картины из своей коллекции - «Происхождение мира» Густава Курбе. Картина вместе с владельцем вернулась на свою историческую родину - Францию.
В 1955 г. полотно «Происхождение мира» было продано за полтора миллиона франков известному психоаналитику Жаку Лакану. Он и его жена, актриса Сильвия Батай, повесили его в своем загородном доме. Но даже там оно было скрыто от посторонних взглядов: Лакан попросил своего сводного брата Андре Массона сделать для него
сдвигаемую двойную раму, где впереди висело другое полотно. Массон написал пейзаж, который в точности повторял контуры оригинала. Чтобы еще более подчеркнуть сюрреализм ситуации, второе полотно тоже было названо «Происхождение мира». После смерти Лакана в 1981 г. наследники передали картину государству в каче-
стве налога за вступление в права наследства. В настоящее время эта работа экспонируется в музее д’Орсе в Париже. "
Источник

В 2013 году французский коллекционер, пожелавший остаться неизвестным, приобрел в одном из парижских антикварных магазинов портрет темноволосой женщины с запрокинутой головой. Он купил картину всего за 1400 евро, но, по его словам, интуиция подсказывала ему, что полотно стоит гораздо больше.
Покупателю показалось, что картина принадлежит кисти Курбе, и он отнес ее автору каталога работ этого художника Жану-Жаку Фернье. Вначале тот скептически отнесся к предположению, что перед ним - верхняя часть «Происхождения мира», однако после ряда исследований пришел к выводу, что портрет действительно мог быть частью скандальной работы Курбе.
По оценкам Paris Match, если окажется, что найденный портрет принадлежит кисти Курбе, его цена может достичь 40 миллионов евро.
Здесь подробнее
В октябре 2007 года в парижском выставочном зале Гран-Пале (Grand Palais) была показана картина "Обнаженная" Гюстава Курбе, судьба которой более 60 лет оставалась неизвестной.
Картина, написанная в 1862 году, последний раз демонстрировалась на публике в 1940-м - в Музее изобразительных искусств Будапешта.


Согласно одной из версий, картина попала в руки советских бойцов. Они подарили ее деревенскому доктору-словаку, который лечил раненых. Доктор долгое время хранил картину в своем доме рядом с Братиславой. Его дети решили продать работу и через арт-дилера обратились к аукционному дому Christie's. Там полотно увидела эксперт Даниелла Люксембург, которая занималась розыском пропавших картин из коллекции Ференца Хатвани, скончавшегося в 1958 году. В конечном итоге потомки доктора только в 2005 году - за вознаграждение в миллион долларов - вернули "Лежащую обнаженную" наследникам Хатвани, живущим в Лондоне. Сейчас полотно оценивается в десятки миллионов долларов.

Что ж, пока на этом мой рассказ заканчивается. Но вполне вероятно, что мы можем стать свидетелями новых сенсаций, связанных с именем венгерского барона Хатвани.

возвращение культурных ценностей, коллекция Ференца Хатвани, венгерское изобразительное искусство, венгерское искусство, венгерская живопись, вилла Хатвани, реституция

Previous post Next post
Up