В этом посте я хочу порассуждать об отдыхе с велосипедом вообще и в Турции в частности. Краткое содержание предыдущих серий:
Первый, несколько... эмоциональный пост.
Помягче.
Ещё оттуда.
Отчёт I.
Отчёт II.
Отчёт III.
Отчёт по вело-железкам. Прежде, чем сесть в самолёт, принять на грудь и расслабиться, надо, как минимум, понять, зачем ты летишь, на какие средства, кто и как организует поездку, приобрести путёвку и билеты.
В моём случае, хотелось радикально отдохнуть после тяжёлого рабочего сезона, минимально загружать мозг поисками вариантов, оргвопросами, а на месте попытаться вкатиться физически в велосезон, не получив при этом какого-нибудь инфаркта. Т.е. переборщить со спортом явно не входило в планы. Ситуация с бюджетом была аховой - заработок сезонный, сошёл на нет. По ряду обстоятельств, отъехать раньше, как и закупить билеты, не представлялось возможным. В итоге был заказан тур в туркомпании (похрен, все они на одно лицо), через знакомую девочку (никаких преференций), обошедшийся мне в 24 ТЫР на одного за 9 ночей. Обращаю внимание: можно было скроить пару ТЫР на страховке - я оговаривал специальную, с учётом занятий экстремальными видами спорта, правда, не проверял пока её действенность (тьфу 3*).
Для сравнения: Юра с Катей, организаторы прошлогодней турецкой раскатки, пошевелив вовремя булками, за неделю до меня отправились в это "
чудо" где-то за 14 ТЫР на двоих за 10 ночей.
Юрин свежий отчёт. Тур, аналогичный моему, но на двоих (номер-то, всяко, двухместный) встал бы в 32 ТЫР. Делайте выводы. Разумеется, можно было всерьёз упереться в организацию, найти альтернативу по месту (например, очень хотел бы покататься в Каппадокии), стилю катания (скажем, эндуро-тур с гидами)... Для всего этого требуется время, мозги (организация) и деньги, причём - всерьёз большие, что убивает все плюсы поездки именно в Турцию.
Правила перевозки багажа бывают разные. Не менее разным бывает и отношение к правилам. В этот раз лететь пришлось чартером Ямальских авиалиний. Как выяснилось, обещанного на сайте представителя на Павелецком нет (там сидит общий кассир), на телефоне отвечает 3,14здюк-юморист, не шибко владеющий тарифами (информация на сайте просто отсутствует). В Домодедово перевес в 2 кг обошёлся в 500 рублей - бывает хуже. Правда, норма в 20 кг - достаточно негуманно. Чаще встречается 22-24. Забегая вперёд, скажу, что на обратном пути турки насчитали 4 кг перевеса и содрали $32, причём только наличными...
Не менее железным правилом является отношение отечественных аэропортовских грузчиков к багажу пассажиров. Как и во времена развитого сосиализьма, должность грузчика является блатной и вожделенной. Какие преференции даёт - знать не хочу, но отношение этого... люмпена к пассажиру, летящему за границу - сугубо классовое. Как швыряют-роняют багаж, видел и ощущал на шкуре своих байков не один раз. Поэтому, если вы не переезжаете в путешествии с места на место - ТОЛЬКО ЖЁСТКИЙ КОФР ИЛИ КАРТОННАЯ КОРОБКА!!! Плата за пару кг перевеса не сравнится с ущербом, например, от погнутой рамы. Впрочем, отечественный турбизнес
такой турбизнес...
Фото трёхлетней давности. Чехол тот же, вел - старый. С велосипеда снимаются оба колеса, задний переключатель вместе с "петухом", руль с выносом в сборе. Очень желательно с заднего колеса снять тормозной диск. Тогда риск получить втулку с фатально убитой минимизируется. После чего всё что можно перематывается пузырьковой плёнкой, пенкой..., утягивается стяжками.
Здесь заднее колесо колесо на месте, бережёт целостность заднего треугольника рамы. Защита тушки защищает велик. Переключатель снят. Вещи на двоих в чехле на снимке ниже (перевес был только за один тюк). НО! И чехол выходит немаленьким (норма - 203 см по сумме габаритов, и с найнером, точно, такой номер не прокатит)
Снимок также 3-х летней давности. Вещи сворачиваются плотно, упаковываются в пакеты, притягиваются между частями велосипеда, работая дополнительной защитой. В этот раз по дороге туда крепил откровенно... погаными стяжками, купленными в Авто-Кэмпе. На обратную дорогу закупился в поселковом хозмаге в Çamyuva. Это совсем не первый раз. По английски продавцы, как правило, не говорят, но скотч-плёнка-стяжки есть всегда и качественные. Скотч, очевидно, бумажный. Малярный. Masking Tape. С любой рамы отдирается без следа.
На всякий случай: ОБЯЗАТЕЛЬНО ВСТАВЛЯЙТЕ РАСПОРКИ МЕЖДУ ТОРМОЗНЫХ КОЛОДОК!
Для простоты, рассчитывайте, что квалифицированного велосервиса в Турции нет. Как и запчастей, и проката...
Исключение подтверждает правило. То, что отличный товарищ-веломеханик Виталик
veetwolff оказался в тридцати километрах от меня ровно на один день -
сугубая везуха. В любом ином случае покататься мне бы просто не удалось.
Для закрепления: посещение механика (самостоятельное вдумчивое ТО) перед поездкой сугубо обязательно!
Чертовски обидно испортить себе весь отпуск из-за какой-нибудь мелкой поломки, типа перебитого троса переключения, который просто негде купить-заменить-смонтировать. Тормозные колодки имеют свойство гореть. Гидролинии - хватать воздух. Большую часть неприятностей можно предотвратить, элементарно потратив время-деньги на профилактику, сменив все подозрительные расходники и прихватив с собой некоторый ЗИП (колодки, тросики...). Разумеется, лучше всего иметь в группе, минимум, одного механика. Прекрасно, если вспомнив опыт советского туризма, можно ввести групповую раскладку. Только не круп-тушёнки, а запчастей, инструмента, стационарного насоса, ремонтной стойки, наконец!
Итак, велосипед ушёл в лифт с негабаритом, посадочный талон с квитанцией оплаты перевеса в руках - пора в "чистую" зону. Некоторые особенно умные предпочитают не тратить денег в дьюти-фри, не перегружать печень, вообще чувствуют себя слегка уставшими после бессонной ночи, переезда, погрузки... Так вот: не пренебрегайте возможностью закупить, а потом принять на грудь дозу крепкого. Не надейтесь выспаться за три часа в воздухе:
- во-первых, эконом-класс не оставляет места для вытягивания ног даже коротышкам;
- во-вторых, принять на грудь не забудут, как минимум, пара-тройка тагильчан, туляков и прочих классово-близких;
- в-третьих, если вы и сможете заткнуть, допустим, пару гоп-папаш прямо у себя над ухом (в конце первого часа они уже в говно), невероятно, но пару их горластых ж...ён, то боевую тёщу с обоссаным внучком и тройку вечноорущих-дерущихся сопливцев(ок) 7-12 лет можно только пристрелить, а это, увы, чревато разгерметизацией кабины.
Поэтому, чтобы сосуществовать с нашими людьми, надо немножечко принять. И неважно, который час. Как известно, в Петропавловске-Камчатском - полночь. Это слегка снизит планку, притупит восприятие... Автор текста предпочитает выпивать в приличной компании, поэтому вышеописанное - плод горьких, но, увы, трезвых размышлений.
По сути, отдых начинается сразу по... этот момент каждый выбирает самостоятельно. Входной контроль в Турции лёгок и быстр, к багажу относятся трепетно, туалеты чистые, служащие свежевыбриты-униформированы... Правда, никакого языка, кроме турецкого, чаще всего не понимают. Но трансфером занимаются мальчики-девочки, чётко понимающие обязанности. С автобусом они не ошибутся, до места доставят, с багажом помогут. Никаких
беспределов, как греко-российские коллеги, насколько я слышал, не допускают.
Вопрос в другом: в большом количестве отелей анатолийского региона сезон начинается официально 24 апреля. НО!!! Ремонт-подготовка к сезону - дело сложное. Восток - дело тонкое. Восточные работяги любят хорошо поесть, правильно перекурить после еды... Опять же, почасовая оплата, а турецкие работовзятели предпочитают нанимать на подобные работы сброд специалистов подешевле. Результат: до 100% туристов, въехавших со мной и пару-тройку дней после, вовсе не собирались в тот отель. Лично я заказывал в
Larissa Blue 3*, Kiriş, но только от мальчика на посадке в автобус узнал, что еду в
Larissa Akman Park 4*, Çamyuva. Оно, конечно, парк-отель, ландшафтный дизайн, на звёздочку больше... Но музыку в диапазоне от блатной романтики до мизрахи и перепевок попсятины на всех известных языках я вынужден был слушать 10-12 часов в сутки, горячей воды не было 6 ночей из 9, а с нормальным графиком еды разобрались примерно на пятые сутки пребывания.
Безусловно, наличие велосипеда, опыта пребывания и навигатора с зашитыми треками помогло. Не предусмотрел я, что имея компьютер, можно было и музыку, и книги для чтения закачать заранее - Интернета в специально отведённом месте (холле-бильярдной) хватало 5 дней из 9 на получение почты и отписки в ФБ с коммуникатора. Ни о какой работе с GPSies и прочих радостях онлайна речи не шло.
Разумеется, 90% отдыхающих в данных отелях - дорогие, панимаишь, рррассеяне. Большую часть времени, невзирая на ветер, волну и температуру воды, они лежат на пляже. Вариант - у бассейна, вблизи от бара. Выпивают, приблизительно, 8-10 часов в сутки. Остальное время, периодически опохмеляясь, флиртуют с себе подобными. Толстожопые Гламурные девицы с силиконовыми... губами предпочитают турок попузатее надушенных до тошноты. Безусловно, флирт и выпивка, зачастую - с окунанием в бассейн происходят с максимальной интенсивностью вечером и ночью. Законы о тишине в Турции достаточно мягки. Поэтому хоровое исполнение хитов Муси Жопкиной и Сюси Пуськиной, перемежаемое выяснением фундаментальных вопросов любви, будут способствовать крепкому и здоровому сну спортсменов. Этот абзац является предостережением. Невзирая на наличие защитных средств типа Durex Lite, риск получения специфических заболеваний минимизируется элементарной брезгливостью.
Думаю, что про катание в предыдущих постах я написал достаточно. Насколько я могу судить, такого понятия, как трейлы, предназначенные для быстрой езды вниз, вокруг Антальи просто нет, невзирая на наличие подъёмника
Tahtalı (Olympos) Teleferik, высоты 2365 м и интересного рельефа - на всех рассчитано не было.
Катание в близлежащем регионе Алания немного разнообразнее, но таких сосновых лесов там нет. Ещё одним из важных моментов при выборе было то, что трасса D-400 в районе Göynük-Tekirova проходит в удалении от городков и бухт, плотность застройки там невелика.
Писал уже, повторю: для неспешного катания в регионе достаточно ригида. Желательно, 29". При выборе ригида, как минимум, передняя шина - не уже честных 2,25" и ч добротными боковыми зубами. Центральная дорожка - умеренной зубастости. Хотите разгоняться - вилка, хотя бы 80 мм хода. Тормоза с передним ротором ∅ 180 и живыми колодками - обязательно! Наличие задней подвески, при учёте, что катание происходит по хорошо проложенным, минимально размытым просёлочным дорогам, на мой взгляд, абсолютно излишне. Амортизации бескамерных покрышек 29", при корректно настроенной посадке, хватает.
И ещё один вывод: в такие места лучше всего ездить командой. Самым разнообразным образом: с могучими лосями, за которыми можно тянуться, с одноклубниками, предпочитающими пиво, с томными девами, на фоне которых ваша физическая и техническая форма так выгодно видна... Проживание в разных номерах, отсутствие бытовых проблем, налаженное питание минимизирует издержки. Зато помощь, иногда, казалось бы, минимальная (посидеть рядом, поднести воды, вызвать, не дай бог, спасателей) может оказаться незаменимой. В конце концов, радостью хочется делиться!
Поеду ли я ещё в Турцию? Надеюсь. В прибрежную? Наверное, хватит уже. Куда ещё? Хотелось бы в Каппадокию, совместить комфорт, вкатку и трейловое катание по красивейшим местам. Как уже писал, организованные туры там стоят денег, сравнимых с Европой. Найду соучастников-информацию - готов обсуждать