Страха их не убоимся, ниже смутимся

Sep 18, 2013 12:35


Пациенты ПНД
Записались в ДНД

Такое двустишье у меня вырисовывается в связи с составлением пресловутых списков ("врагов православия" "людей, которых следует опасаться френдить" и и совсем недавно появившихся "списков православно мыслящих") и еще со многим из происходящего в последнее время. Когда смотришь на всё это, порой возникает достаточно стойкое ощущение самого настоящего беснования.

Удивляться сему (и тем более бояться этого) не следует - предсказано такое было еще в 1936 году преподобномученицей матерью Марией Скобцовой (текст этот достаточно известен)Сделаем из этого выводы, правда, чрезвычайно предположительные. Если в церковь, одаренную терпимостью и признанием со стороны советской власти, придут новые кадры людей, этой властью воспитанные, то придут они именно с такой психологией.

Что это значит? Это значит, что сначала они, в качестве очень жадных и восприимчивых слушателей, будут изучать различные точки зрения, воспринимать проблемы, посещать богослужения и т. д. А в какую-то минуту, почувствовав себя наконец церковными людьми по-настоящему, по полной своей неподготовленности к антиномическому мышлению, они скажут: вот по этому вопросу существует несколько мнений - какое из них истинно? Потому что несколько одновременно истинными быть не могут. А если вот такое-то истинное, то остальные подлежат истреблению, как ложные.

Они будут сначала запрашивать церковь, легко перенося на нее привычный им признак непогрешимости. Но вскоре они станут говорить от имени церкви, воплощая в себе этот признак непогрешимости. Если в области тягучего и неопределенного марксистского миропонимания они пылают страстью ересемании и уничтожают противников, то в области православного вероучения они будут еще большими истребителями ересей и охранителями ортодоксии. Шаржируя, можно сказать, что за неправильно положенное крестное знамение они будут штрафовать, а за отказ от исповеди ссылать в Соловки. Свободная же мысль будет караться смертной казнью.

Тут нельзя иметь никаких иллюзий, - в случае признания церкви в России и в случае роста ее внешнего успеха она не может рассчитывать ни на какие иные кадры, кроме кадров, воспитанных в некритическом, догматическом духе авторитета. А это значит - на долгие годы замирание свободы. Это значит - новые Соловки, новые тюрьмы и лагеря для всех, кто отстаивает свободу в церкви. Это значит - новые гонения и новые мученики и исповедники.
Звучит пугающе, и ещё более безотрадным кажется нынешнее положение дел (уже заговорили о том, что все эти списки - шаг к формировании "снизу" "новой инквизиции", если не вообще "новой опричнины"). Но по трезвому размышлению мне вот что в голову пришло: как давно еще сказал о. Андрей Кураев, "в нашей Церкви все расколы были только справа". Все эти ревнители и кандидаты в инквизиторы, разумеется, надеются на то, что церковноначалие власть употребит и изгонит всех этих меневцев, кочетковцев, шмеманистов, экуменистов и прочих "либералов" из Церкви поганой метлой, но тут против них может сыграть то, что всем обычно так не нравится - то обстоятельства, что б.ч. церковноначалия просто чиновники в мирах и камилавках и "крепкие хозяйственники". А чиновники, как известно, резких движений инстинктивно не любят.

Короче говоря, будут они ни мычать ни телиться, лавировать (то всыплют кому-то из либералов, то, наоборот, прикроют), и это может спровоцировать часть ревнителей на раскол зилотского толка - гнойник прорвется. Дальше тоже будет непросто (открытая гнойная рана - не сахар), но это еще не худший вариант. Может, поэтому Бог и попускает до поры весь этот административный маразм?

Разумеется, есть такая опасность, что безликие бюрократы могут оказаться бессильными против напора хунвйэнбинов энтеообразного толка, если ситуация выйдет из под контроля: скажем, решат "новые инквизиторы" от слов обличения модернистов к делу перейти и начнут врываться в неправильные храмы типа Косьмы - ворвутся и выведут о. Александра Борисова под белы рученьки :( Но тут вот ещё на что надежда - что "царство, в себе разделившееся, не может устоять": пока еще дело ограничивалось составлением списка врагов, тут ещё куда ни шло, а вот как дело дойдёт до списков "православно мыслящих" - с большой долей вероятности можно предположить, что тут-то "ревнители" сразу и переругаются вдрызг.

Собственно, это уже и происходит - вот, например, примечательное признание alyulka, что его Вершилло на антимодернизме модернистом назвал. (Вообще по ссылке и комменты доставляют, и сам топик: как Люлька selsky_brigadir чехвостит или как sergeylarin пытается доказать, что в СССР православие было чуть ли не государственной религией, мотивируя это тем, что, мол, несторианству или католицизму свободы не давали) И ведь что характерно: "либералы" (условно говоря - как верно где-то заметил Андрей Десницкий, где-нибудь в Европе его бы к консерваторам отнесли) всё время плачутся о том, что, мол, они никак объединиться не могут, но как не раз многими замечено было, попадание в пресловутый список врагов - лучшая рекомендация на предмет "кого френдить". Может, это и не так, но в массе своей входящие в список разборки между собой вести не склонны при достаточно-таки большом различии во взглядах между собой (разумеется, нет правил без исключений - я никогда в здравом уме не буду френдить сторонника "гомохристианства" tapirr или ранее православную, а ныне антиклерикалку и опять-таки защитницу прав ЛГБТ telenis, потерпевшую, очевидно, "кораблекрушение в вере", но это действительно какие-то уж совсем вопиющие крайности, а большая часть пресловутого списка у меня и без него давно во френдах).

А почему я предсказываю "разброд и хованщину" :) при составлении "списка православно мыслящих", а тем паче - в дальнейших акциях подобного рода деятелей? Потому, что "борьба за чистоту рядов" конца-края не имеет и очень скоро увлечённые сверх меры этим занятием начнут, что называется, "и во ангелах видеть недостатки", а самое главное - потому, что как верно vitaly-kaplan заметил в своей публикации "Ревность по схеме, или Гипотеза о мотивации обличителей", то, что сами "ревнители" считают "ревностью о Боге", на деле сплошь и рядом оказывается ревностью о схеме, о своем достаточно узком представлении об истине и вере, т.е. по сути дело - не о Боге, а о кумире, воздвигнутом в их сознании.

Вышесказанное, разумеется, не означает, что все так уж легко и безоблачно - нет, предстоит еще немало перенести скорбей и искушений от разного рода энтеообразных, люлек, сельских бригадиров и т.п. Еще печальнее то обстоятельство, что как верно danuvius с горечью замечает, пока в нашей Церкви господствует механическая и безжизненная бюрократическая вертикаль, в ней всё труднее и труднее умным, думающим и честным людям, а значит остается все меньше и меньше жизни. Впрочем, не надо и предаваться пессимизму и унынию - как сказал Бог пророку Илия, "Я соблюл Себе семь тысяч, не преклонивших ноги пред Ваалом": есть у нас в Церкви, несмотря на все немощи её земного организма, живые общины, живые приходы, достойные пастыри и архипастыри. Никем и ничем не надо пренебрегать, никого не надо отталкивать (в том числе и в своих мыслях, относясь к ним свысока) из тех, в ком и в чём чувствуется хоть какая-то живая искра, а не одни мёртвые схемы или мерная поступь безжизненной и всепоглощающей бюрократической машины.

Кричат мне с Сеира: сторож! сколько ночи? сторож! сколько ночи? Сторож отвечает: приближается утро, но еще ночь (Ис.21:11-12). Долго ещё будет трудно - время тяжкое, и его надо пе-ре-жить. Но, как говорится, "прорвёмся" - если Бог за нас, то кто против нас! То, что от Бога, никто и ничто не в силах разрушить, а что не от Бога - разрушится само рано или поздно. А пока будем каждый на своём месте делать, что в наших силах.

И последнее. Я уже не первый раз ссылаюсь на слова И.Я.Грица о том, что всегда необходимо исходить из того, что любая проблема, сильно задевшая толпу, решится почти автоматически через некоторое кол-во лет без как бы без нашего активного участия, поэтому наша задача - уже сейчас представить себе собственную жизнь без этой проблемы и жить и делать все так как будто проблема себя исчерпала. Может быть, тогда получится задумать и сделать что-нибудь действительно ценное. Думать необходимо на шаг вперед и не тормозить - пускай другие тормозят.

Так вот: и машина "бюрократической вертикали", удушающая всё живое вокруг (и ведь что обиднее всего - отнюдь "не по злобе", т.е. из-за злонамеренности отдельных ее представителей, а простов силу железной логики функционирования такого рода систем), и зашкаливающая все разумные пределы активность церковных фриков что энтеообразного розлива, что другого рода (причем надо отдавать себе отчет в том, что вся эта фрикотека - очень малая часть церковных людей: вот уж воистину "настоящих буйных мало"!), и ещё много других бед - все это очень сильно анноит многих как в Церкви, так и вне её. Значит - скорее всего эти проблемы решатся в обозримое время: может, совершенно не таким образом, как кто-то ожидал бы, может, не совсем так, как хотелось бы и т.п., но решатся - можно не сомневаться. Вот и давайте заранее думать, как жить без всего этого, а то ведь иначе может так статься, что все эти перемены впрок не пойдут и "последнее будет горше первого"...
Previous post Next post
Up