История о богатом юноше как притча по мотивам Священной Истории и пророчество

Sep 17, 2013 12:40


В продолжение поста " Мидраш на 111 псалом в евангельской истории о юноше, имевшем большое имение".

Мне такая мысль в голову пришла, когда я продолжал думать над евангельским повествованием - то, что с юношей произошло, как бы повторяет в краткой форме Священную Историю ветхозаветного Израиля в прошлом и оказывается пророчеством о его будущем: началось все с того, что Бог избрал его а Свой народ, открыв Свою волю в даровании Закона (Торы), соблюдением заповедей которого исполнивший их будет жив (Лев.18:5). Кончается же тем, что Израиль по плоти отошел от Христа с печалью (все, надеюсь, знают идиому "еврейское счастье"?), т.к. имел большое богатство, в котором можно увидеть славное прошлое Богозбранного народа (И утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего - Втор.32:15). А в предложении "оставить все" можно помимо еще очень многого другого (я отдаю себе отчет в том, что сказанное ниже - отнюдь не единственный из возможных смыслов) увидеть и призыв к Израилю оставить свои "привилегии" перед язычниками ради следования за Христом - то, что впоследствии станет одним из краеугольных камней миссии ап. Павла к язычникам и его богословия, и что станет очередным камнем преткновения для Израиля (как мы знаем из Деяний, после Пятидесятницы во Христа уверовали многие, и первосвященники с иродианами в общем-то воспрепятствовать этому не больно-то смогли, но когда началась миссия Павла к язычником, это вызвало большой соблазн у многих из увероаваших иудеев).

Т.е. можно на эту историю так посмотреть как на притчу, а еще точнее - как на своего рода "пророческое действо" вроде ношения ярма Иеремией, хождения Исайи нагим или лежания Иезекииля на боку: Христос помимо всего прочего вкратце пересказывает Священную Историю и пророчествует от будущем Израиля. Мне, во всяком случае, это так увиделось.

И еще - мне приходилось сталкиваться с тем, что человек говорит: мол, хочу знать волю Божию о себе. Я на это отвечаю - "а оно тебе надо", что называется? Ты готов не только слушать, но и соблюдать, готов исполнить эту волю? Ну конечно, готов - отвечают мне: если я буду знать, что мне это через святого прозорливого человека открыто от Самого Бога - как я смогу такое проигнорировать? Это ж просто глупо - пытаться от Бога убежать (ха! вспомним Иону). Ну я и приводил примеры, что все не так просто, как может показаться: вот евреи и глас Бога Живого слышали, и вообще в пустыне было столько знамений и чудес - и манна, и огненный столп, и вода из камня, и перепела, и чудесное дарование побед, и еще многое другое, а толку-то все равно чуть, т.к. всё равно народ периодически роптал и вообще всячески отступал. Мне всё равно не верили - мол, это не то и не о том. И вот мне в связи с этим Евангелием такое подумалось: вон тут уже не просто через святого человека воля Божия возвещается, а Сам Христос говорит, и тем не менее кончается тем, что "отошел с печалью". Не всё, увы, так просто, как представляется моему собеседнику...

Священное Писание, экзегетические этюды

Previous post Next post
Up