По наводке
qui_credit здесь.
Это
впечатления от лекции «Жизнь после жизни после смерти» (с кратким пересказом основных ее положений) известного современного библеиста епископа Даремского (Англиканская Церковь) Николаса Тома Райта (в России в издательстве
Библейско-Богословского Института им. св. апостола Андрея выходили его книги "Иисус и победа Бога" и "Что на самом деле сказал апостол Павел", о которой я немного говорил
тут). Позволю себя кое-что процитировать.
Первая тема была «Современная путаница в понимании будущей надежды». Он рассматривал различные предрассудки западного общества связанные со смертью, особенно в контексте последних террористических актов и природных катаклизмов, а также представления других религий. Но самым важным, на мой взгляд, является его анализ христианских представлений о смерти и жизни загробной. Он считает одинаковым заблуждением то, что люди не верят в существование ада и универсализм с одной стороны, а с другой, то что христиане считают, что загробная жизнь - это пребывание с Богом на небесах (на облаках) со всеми святыми и вечно играть Ему на гуслях. В связи с этим, он считает, что Новый Завет, говоря о втором пришествии Иисуса, говорит о том, что не мы придем на небо, а Иисус придет с неба на землю. Иисус придет для того, чтобы изменить, преобразовать этот мир - новая земля и новое небо. И наша задача не сидеть в блаженстве на небесах, а быть с ним, быть в новом творении. Новый Иерусалим находится не на небесах, а на земле (см. Откровение гл. 21). Интересно отметить: он считает, что небо (в смысле Божьего мира) и земля не находятся друг от друга далеко, они пересекаются. Сейчас их разделяет пелена, которая будет сдернута. Небо и земля объединятся. Когда говорится о пришествии Христа во второй раз, зачастую новозаветные авторы используют слово «явится», а не придет откуда-то издалека. Но пока это время не наступило, после смерти дети Божии находятся в раю - месте отдыха. Но это не постоянное наше местопребывание, а всего лишь временное. Это до того момента пока Бог не решит преобразовать этот мир в последнее время и тогда он воскресит умерших в новых телах.
Вторая тема «Переосмысление Воскресения Иисуса». Воскресение с библейской перспективы - это жизнь в теле, а не пребывание души в небесных кущах. Эту мысль д-р Райт подчеркивал неоднократно. Мысль о воскресении не является новой для христианства, в иудаизме периода второго храма идея воскресения также была распространена. В их представлении Бог воскресит еврейский народ в последний день. Но до этого никаких воскресений (беседа Иисуса и сестры Лазаря). Поэтому воскресение Иисуса очень важно и привнесло изменения в понимание воскресения:
- христианство верит в воскресение телесное
- это будут измененные физические тела, а не какие-то духовные
- воскресение одного (Иисуса) дает надежду для будущего других
- трансформация, изменение (Collaborative Eschatology by Crossan)
- взгляд о том, что воскреснет только Израиль, исчезает
- То, что Иисус - Мессия мы узнаем из его воскресения.
Он дал краткий анализ теорий о воскресении Иисуса, рассмотрел ключевые отрывки. В том числе встречу Иисуса с Фомой и Петром. С исторической перспективы у нас есть только два факта: пустой гроб и свидетельства учеников. И при интерпретации этих фактов мы должны руководствоваться эпистемологией любви, которая не избегает исторических вопросов, но включает их. Любовь как герменевтический ключ.
Воскресение Иисуса не доказывает, что Он - Бог. Но подтверждает что Он - Мессия, Господь всего мира и последнее, это значит, что у нас как его последователей много работы. Кроме того, воскресение Иисуса провозглашает победу над смертью, она повержена. Также важно отметить, что воскресение Иисуса было физическим, тело трансформировано.
Третья тема - «Новый мир, новые тела». В современных представлениях по отношению к окружающему нас миру существует два мифа: миф прогресса (дарвинизм, Тейяр де Шарден) и миф о побеге от этого ужасного мира. Епископ Том считает, что Библия говорит о трех важных вещах по отношению созданного Богом мира:
1) Сотворенный мир - хорош (Быт. 1-2)
2) Нужно серьезно относиться к реальности зла
3) Искупление всего мира во Христе
Библия в различных темах раскрывает замысел Бога по отношению к своему творению:
- Время сеяния и жатвы
- Победное сражение
- небесное гражданство и его результаты (распространение христианства в мире)
- Бог будет все во всем, наполнит вселенную своим присутствием.
- картина нового рождения
- свадьба неба и земли
Божий проект: пребывание со своим обновленным творением. Но это не что-то принципиально новое, это физическое, но измененное. В этой связи важно посмотреть на теологию космоса в послании Колоссянам.
Интересная мысль: комментарий на Петра «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время». Что это за «сокровище на небесах, спасение»? Такое ощущение, что это наследие, которое мы получим, придя на небо. Это совсем не это означает. Если вы говорите, что другу, что у вас для него в холодильнике хранится пиво для него, это не значит, что он должен залезть к вам в холодильник, когда придет в гости. Но вы храните это пиво на будущее, чтобы дать ему. У Бога хранятся планы на будущее, которые он реализует на новой земле.
Воскресение детей Божиих произойдет на новой земле в новых прославленных бессмертных телах.
Последняя тема была практической - «Жить Пасхой в настоящее время». Как теперь нам христианам жить в свете воскресения Христова и намерениях Бога по отношению к своему творению? Мы с вами не строим сейчас Царство Божие на земле. Мы закладываем основания для Его прихода и Божьего царства на земле.
Есть три сферы, где мы как христиане должны трудиться. Духовность: крещение, причастие (в таинствах не происходит колдовства, в их прошлое встречается с настоящим, в причастии будущее приходит в настоящее, мы вкушаем трапезу будущего, предвкушаем), молитва, святость, любовь (любовь и прощение не наш долг, они - наша судьба).
Справедливость. Воскресение Христа - это основание для изменение нашего мира. Мы не должны стоять в стороне от нашего общества и мира и говорить, зачем что-либо делать, если все сгорит. Мы должны участвовать в Божьей миссии примирения и преобразования. Поэтому важна социальная активность, реализующаяся в принесении справедливости в этот мир, забота об окружающем мире. Мы не можем свое тело разрушать грехом, не можем грешить и говорить, какая разница Бог прощает, а в воскресении новое тело. Нет, все имеет свои последствия. Также и с окружающим миром - все имеет свои последствия для будущего. Здесь Д-р Райт делает важное замечание о продолжительности и конечности творения. Пример, клетки в теле человека имеют свой цикл жизни, они несколько раз меняются за время жизни человека. Но при этом человек остается человеком, а не чем-то другим. Он предполагает, что это будет связано и с будущим. Продолжительность творения и его конечность. Оно будет изменено в будущем, но не кардинально, оно будет продолжаться в физическом мире в присутствии Бога.
Красота/Эстетика. Мы как христиане призваны отражать Божье через новое творчество. Нужно чтобы усилия богословов и творческих людей объединились. Мы должны наполнить мир Божьей красотой. Должны появиться новые картины, скульптуры, звуки, новые художественные произведения, которые бы провозглашали Божьи намерения по отношению к этому миру. Новое воображение, новые символы. Провозглашали Божий мир радости и справедливости.
Мы на миссии вместе с Богом. И эта миссия заключается не только в провозглашении вести о Христе. Эта миссия по преобразованию всего мира, которая корениться в воскресении Иисуса Христа. Нам мешают это понять лжедуховность, которая корениться не в библейском богословии, а в платонизме, гностицизме, рационализм Просвещения, фундаментализм и либерализм, непонимание Писания. Нужно понять Божий проект, Божий замысел по отношению к Его творению через телесное воскресение Иисуса Христа. Христианская физическая жизнь не заканчивается смертью, пребывание в раю - только временно, мы предназначены для новой жизни с Богом после жизни после смерти.
Не знаю, кому как, а мне лично очень понравилось. IMHO автор мыслит если не на 100% православно, то уж во всяком случае очень и очень близко к православию (особенно, конечно, восхищает «Жить Пасхой в настоящее время» - сразу вспоминается преп. Серафим Саровский с его "Радость моя, Христос воскресе"). Кстати, книга "Что на самом деле сказал апостол Павел" есть до сих пор в книжной лавке "Православное Слово" рядом с ПСТГУ (во всяком случае, когда я там был недели полторы назад, еще была).