"Кровь Его на нас и детях наших"

Dec 09, 2005 13:04


По мотивам обсуждения тут.
Хочу внести свои три рубля :) в свете книги Н.Т.Райта "Иисус и победа Бога": там проводится красной нитью такая мысль, что Иисус предостерегал современных Ему евреев от попыток учинить антиримское восстание, которое, в свою очередь, было обусловлено тогдашним пониманием мессианства и эсхатологии: Царство Божие, которого все тогдашние евреи ждали, понималось как торжество Бога Израилева над язычниками, в котором Он являет Себя как истинный Царь и Владыка всего мира. Иисус же еврейские эсхатологические чаяния не отрицал, но переосмысливал, фокусируя идею Царства на Себе и Своей победой над диаволом: именно в ней, а не в победе над языческими царствами, является победа Бога (мысль совершенно традиционная, но обосновываемая Н.Т.Райтом совремеменными научными методами).

Так вот, в этом свете совершенно иначе смотрятся все разговоры о том, "виноваты" евреи или "не виноваты" - они прежде всего не столько "виноваты", сколько просто сглупили, не послушав пророческих слов Иисуса, из-за чего и пострадали, понеся огромные и совершенно бессмысленные (т.к. героизм и жертвенность восставших Царства Божия ни на йоту не приближали) жертвы в двух антиримских восстаниях (Иудейской войне и восстании Бар-Кохбы). Одним словом, "наказали сами себя", как говорится.

Причем во всем этом были повинны не просто отдельные лица из еврейской элиты (фарисеи или первосвященники) - увы, таково было общее настроение настроение народа: Иисус, в Своем служении сознательно и систематически подрывавший как саму идею восстания против язычников, так и посягавший на многие "любимые цацки" тогдашнего палестинского еврейства 1, воспринимался как национальный предатель не только элитой, но и простым народом 2, что сближало Его с Иеремией 3, тоже пытавшийся отвратить Израиль от самоубийственного мятежа против Вавилона и за это обвиняемый в предательстве. Поэтому отвержение Иисуса Израилем и Его казнь с неизбежностью следовали из отрицания Иисусом эсхатологического религиозного энтузиазма, которым тогдашний Израиль был пленен.

Тогдашний Израиль был глубоко духовно болен, из-за чего, повторяю, и пострадал, не послушавшись Иисуса ни во время Его земной жизни, ни потом, в апостольский период ("некоторые уверовали, большинство же ожесточилось"), так что прежде всего не столько "Кровь Его на нас и детях наших" 4, сколько кровь жертв Иудейской войны и восстания Бар-Кохбы. Ну а уж иудеи последующей поры и вовсе не имеют прямого отношения ни к тому, ни к другому - какая уж тут "наследственная вина" 5... В одном Раймонд Е. Браун прав, конечно: Иисус (как и до Него пророки, а после - апостолы) критиковал Израиль изнутри, а в отличии от последующих поколений христиан "от язык".

1 Особенно на национальную исключительность и изолированность от язычников, выражавшиеся прежде всего в пишевых запретах, ритуальной чистоте и Субботе - вспомним, кстати, что позднее иерусалимская толпа весьма с симпатией слушала речь Павла, пока тот не заговорил о миссии к язычникам. [назад]

2Именно по этой причине Иисус и говорил преимущественно притчами: не потому, что народ, мол, был такой тупой, что иначе бы не понял, а совсем наоборот - чтобы Его не поняли раньше времени и не убили бы еще в Галилее (ибо "не бывает пророк убит иначе, как в Иерусалиме"), чтобы поняли лишь "имеющие уши, чтобы услышать". [назад]

3За которого Его даже принимали порой. [назад]

4Он-то их простил - "не ведают, что творят". [назад]

5Что и ныне не хотят уверовать - это, конечно, плохо, но к теме вины прямого отношения не имеет. [назад]

Н.Т.Райт, Священное Писание, иудео-христианские отношения, евреи, Иисус Христос

Previous post Next post
Up