Сто десять лет Цусимы. Часть I

May 27, 2015 19:25



Сегодня исполняется 110 лет крупнейшему поражению Российского флота за всю его трёхсотлетнюю историю. Цусимское сражение уже давно стало именем нарицательным. Название японских островов в Корейском проливе с некоторых пор означает полный разгром одной стороны при минимальных потерях другой.


Второй год шла русско-японская война. Россия терпела одно поражение за другим: 1-я Тихоокеанская эскадра в августе 1904 года потерпела поражение в Жёлтом море, а затем бесславно погибла в гавани Порт-Артура от снарядов японской осадной артиллерии. Тогда же владивостокский отряд крейсеров был разбит японцами в Корейском проливе и полностью утратил боеспособность. 2 января 1905 года Порт-Артур был сдан японцам генералом Стесселем после семимесячной осады.



Наконец, в начале марта 1905 года, Манчжурская армия Куропаткина была разбита японцами в крупнейшем сухопутном сражении под Мукденом и отступила ещё дальше на север. Все надежды русское командование связывало теперь со 2-й Тихоокеанской эскадрой, приближавшейся к театру военных действий.

Подготовка 2-й Тихоокеанской эскадры к походу на Дальний Восток началась ещё в апреле 1904 года на Балтике. В неё были включены 4 новейших броненосца типа "Бородино", спешно достроенных для похода, броненосец-рейдер "Ослябя", старые броненосцы "Сисой Великий" и "Наварин", старый броненосный крейсер "Адмирал Нахимов", крейсера "Олег", "Аврора", "Изумруд", "Жемчуг", "Дмитрий Донской", "Светлана" и "Алмаз", 8 миноносцев, вспомогательные крейсера (вооружённые пароходы) и транспортные суда.



Новейшие броненосцы имели серьёзные недостатки:   ослабленное бронирование и значительную перегрузку, в результате которой главный броневой пояс скрывался под водой, а остойчивость кораблей опасно уменьшилась. У старых кораблей была недостаточно дальнобойная артиллерия, стрелявшая дымным порохом. В целом корабли были очень разнотипные, что сильно усложняло маневрирование и управление эскадрой.

Но самая серьёзная проблема заключалась в чрезвычайно слабой подготовке экипажей, которые в среднем лишь на 30% состояли из опытных матросов срочной службы. Много было новобранцев, а также штрафников, от которых старались избавиться командиры других кораблей. Корабли были слабо освоены экипажами, боевая подготовка практически отсутствовала. Корабли плохо маневрировали и с трудом удерживались в строю. Несколько учебных стрельб, проведённых во время похода, показали очень плохие результаты, особенно у новейших броненосцев. Качество офицеров и командиров кораблей во многом определялось сложившейся на флоте цензовой системой, то есть принципом "все по очереди, все по старшинству". В результате этой системы к командованию кораблями приходили весьма посредственные офицеры, выслужившие необходимый ценз, и тасуемые по разным кораблям, как карты в колоде.

Командование эскадрой было доверено вице-адмиралу Зиновию Петровичу Рожественскому, отличившемуся в русско-турецкой войне 1877-78 г., который в офицерской среде считался специалистом по артиллерии, и занимал высокий пост начальника Главного морского штаба.


вице-адмирал З.П. Рожественский

Командующий производил впечатление весьма энергичного и уверенного в себе адмирала. Однако во время похода эта энергия превратилась в мелочность и стремление самому руководить всеми, вплоть до отдельного матроса. А с началом боя уверенность в себе полностью растворилась в единственном отданном приказе следовать во Владивосток заданным курсом. Больше никаких боевых приказов и распоряжений от адмирала не последовало.

Решение о подготовке эскадры и назначении вице-адмирала Рожественского командующим было принято императором Николаем II по итогам совещания, состоявшегося в апреле 1904 года.


император Николай II

В августе, когда 1-я Тихоокеанская эскадра была уже заперта в Порт-Артуре, главной задачей 2-й эскадры была определена деблокада Порт-Артура с моря и завоевание господства на море совместно с 1-й эскадрой. Многие, в том числе и Рожественский, понимали, что эта задача эскадре не по силам, но не нашли мужества открыто заявить об этом императору.



Основные силы эскадры вышли из Либавы 15 октября 1904 года. Испытывая в походе большие затруднения, обогнув Африку, эскадра прибыла на Мадагаскар 19 декабря 1904 года. Часть эскадры следовала через Средиземное море и Суэцкий канал, соединившись с основными силами на Мадагаскаре. Здесь стало известно о падении Порт-Артура и гибели 1-й эскадры. В связи с этим, задача по завоеванию господства на море, стоявшая перед 2-й эскадрой, становилась просто фантастической. Эскадра задержалась на Мадагаскаре почти на три месяца, ожидая из Петербурга решения своей дальнейшей судьбы. Многим казалось, что пришло время пойти с Японией на мирные переговоры, используя как аргумент сам факт присутствия 2-й эскадры в непосредственной близости от театра военных действий.

Тем временем, в Петербурге было решено, что эскадра должна идти в бой. Для её усиления была сформирована так называемая 3-я Тихоокеанская эскадра под командованием контр-адмирала Небогатова,


контр-адмирал Н.И. Небогатов

в состав которой включили устаревший броненосец "Император Николай I" , три слабых броненосца береговой обороны типа "Адмирал Сенявин" и старый крейсер "Владимир Мономах". По отзыву самих моряков, это было сборище музейных экспонатов, но больше с Балтики вообще отправить было нечего. Впрочем, некоторые горячие головы, вроде кавторанга Кладо, предлагали отправить даже первый русский броненосец "Пётр Великий", построенный ещё в 1877 году, но его предложением, к счастью, не воспользовались. 16 февраля этот отряд вышел с Балтики, и пройдя Суэцким каналом, 9 мая 1905 года соединился с эскадрой адмирала Рожественского в бухте Ван Фонг во французском Индокитае.


в Ван Фонге

Здесь состоялась единственная за весь поход встреча двух адмиралов, причём её нельзя было даже назвать совещанием. На этой встрече Небогатов получил от Рожественского единственное указание: бой будет вестись эскадрой в строе одной кильватерной колонны, причём отряд Небогатова должен был занимать в ней концевое положение. Никакого плана предстоящего боя Рожественский при этом не сообщил. Не было известно о каких-либо планах боя и командирам кораблей. Вопрос о том, каким путём следует прорываться во Владивосток (а именно такую задачу поставил в итоге Рожественский перед командирами кораблей), был решён адмиралом единолично - через Корейский пролив, мимо островов Цусима. 14 мая эскадра в составе 38 вымпелов вышла в свой последний поход.

Русскую эскадру встречал японский Объединённый флот под командованием адмирала Х.Того.


адмирал Х.Того

Главная ударная сила японского флота была сосредоточена в двух боевых отрядах: 1-й боевой отряд в составе почти однотипных броненосцев британской постройки "Микаса", "Сикисима", "Фудзи" и "Асахи" и броненосных крейсеров итальянской постройки "Ниссин" и "Кассуга" и 2-й боевой отряд в составе шести однотипных броненосных крейсеров типа "Асама" (четыре - британской постройки, и по одному - французской и германской).


"Микаса"

Эти два боевых отряда были молотом и наковальней, которые должны были сокрушить русские броненосцы. Кроме них, у японцев было 16 крейсеров разных типов, около 60 миноносцев, а так же около 30 вооружённых вспомогательных судов. Очень важным было значительное превосходство в скорости японских отрядов над колонной русских кораблей, шедших со скоростью самого медленного. Экипажи японских кораблей имели бесценный боевой опыт, накопленный в сражениях с 1-й Тихоокеанской эскадрой. Перед Цусимским сражением они прошли дополнительную усиленную боевую подготовку, уделив особое внимание артиллерийской стрельбе.



Для боя с руской эскадрой японцы, по совету английских морских офицеров, разработали новую тактику. Она заключалась в том, что пользуясь преимуществом в скорости, японские корабли должны были постоянно держать голову русской колонны под сосредоточенным огнём двух своих боевых отрядов, охватывающих её полукругом. Таким образом, русские корабли, следовавшие дальше от головы колонны, были поставлены в неудобное положение, и не могли вести сосредоточенный огонь по врагу. Кроме того, японцы решили вести бой на больших дистанциях - до 80 кабельтовых. Для русских артиллеристов такие дистанции были непривычными, дальномеров на кораблях было мало, и не все наводчики сумели их освоить. У японцев напротив, каждое крупное орудие имело свой дальномер. Первоначальная пристрелка осуществлялась одним кораблём, который сообщал дистанцию на другие корабли сигналом.



На русских кораблях основными были бронебойные снаряды с низким содержанием пироксилина, который был вдобавок повышенной влажности. Японцы приготовили для боя более тяжёлые фугасные снаряды с увеличенным количеством очень сильного взрывчатого вещества - шимозой. Для русских бронебойных снарядов увеличение дистанции боя означало существенное уменьшение их эффективности - на больших дистанциях пробить вражескую броню было гораздо сложнее. Японские же снаряды предназначались для нанесения повреждений надстройкам слабее забронированных руских кораблей и выводу из строя их артиллерии, после чего корабль становился мишенью, которую необходимо было добить. Японцы рассчитывали сосредоточенным огнём своих броненосных кораблей по очереди выводить из строя головной корабль русской эскадры, при этом задачу его потопления должны были решать крейсера и миноносцы. Японский флот прекрасно подготовился к выполнению задуманного плана.



На рассвете 27 мая 1905 года, при входе русской эскадры в Корейский пролив, она была обнаружена японским вспомогательным крейсером "Синано-мару". Немедленно заработала его радиостанция, передавая адмиралу Того подробные сведения о количестве, курсе и скорости русских кораблей ...

продолжение здесь

Россия, Цусима, разгром, Япония

Previous post Next post
Up