Скажу сразу - фильм 1934 года "Чапаев" я неудачным не считаю. Как не считаю его и вредным для патриотического воспитания молодёжи в современных условиях. Безусловно, фильм советский, я бы даже сказал: рекламно-советский. Безусловно, образ главного героя - красного комдива В.И. Чапаева в этом фильме слишком лакирован: Чапаев предстаёт в нём эдаким рыцарем без страха и упрёка, народным полководцем-самородком, поставившим свой талант на службу трудовому народу, отцом-командиром, решительно пресекающим всякую несправедливость благодаря своему безукоризненному авторитету. Реальный Чапаев запятнал себя участием в красном терроре против уральского казачества, не брезговал и откровенными грабежами (оправдывая их тем, что берёт у "буржуёв"), но в фильме мы этого не увидим, да и немудрено: в "стране победившего социализма" те, кто боролся за этот самый социализм, должны были вызывать восхищение. Фильм с этой своей задачей справлялся - и значит получился он качественным.
Но что особенно понравилось в "Чапаеве" лично мне - так это то, что фильм, при всём своём рекламно-советском пафосе, не расчеловечивает белогвардейцев. Да, белые показаны в нём врагами протагониста, да, порой они вызывают чувство страха (у красных, и этот страх передаётся просоветски настроенному зрителю - хорошо помню свои детские впечатления). Но белые в этом фильме тридцатых годов (чего не скажешь о более поздней советской кинопродукции, посвящённой теме Гражданской войны) не выглядят ни преступниками, ни патологическими злодеями. Скорее, белые в представлении авторов "Чапаева" - это достойный противник, внушающий невольное уважение. По большому счёту, они даже эксплуататорами и "притеснителями трудового народа" не выглядят, хотя и белогвардейской правды, которая порой прорывалась на советские экраны сквозь толщу большевицкой пропаганды (вспомним такие фильмы как "Операция "Трест"", "Служили два товарища", "Хождение по мукам", "Дни Турбиных", "Бег", даже карикатурные "Новые приключения неуловимых"), мы не услышим. И всё-таки образ героев Белого Движения в "Чапаеве" оказывается искажён.
Вспомним, кто по фильму является главным антагонистом Чапаева. Это - полковник Бороздин. В фильме именно он руководит
Лбищенским рейдом, стоившим Чапаеву жизни. Фамилия киношного персонажа напоминает фамилию реального начальника штаба казачьего отряда, разгромившего Чапаева - полковника Николая Николаевича Бородина. Внешность актёра тоже подобрана под внешнее сходство с фотографией Бородина - правда, другого, не Николая Николаевича, а Михаила Никаноровича (фотографий самого Н.Н. Бородина не сохранилось). Обстоятельства гибели реального Бородина и его экранного воплощения также практически в точности совпадают: Николай Николаевич был убит во время Лбищенского рейда спрятавшимся в стоге сена красноармейцем. Так что непонятно становится, зачем понадобилось менять этому персонажу фамилию, чем сценаристам не понравилась фамилия Бородин. Но вот попадания в характер мы в фильме не увидим.
Полковник Бороздин в фильме "Чапаев".
Бороздин показан в фильме эдаким идеальным воплощением образа "классового врага". Это лощёный аристократ и интеллектуал, развлекающийся в свободное от боевых действий время тем, что играет на рояле классическую музыку в то время, как его денщик драит за его спиной пол. Нет, Бороздин не злодей, он даже не жесток - скорее даже милосерден. Он по-человечески очень привязан к своему денщику-казаку. Но он последовательно держит дистанцию. Экранный Бороздин глубоко убеждён, что чувства его денщика никак не могут быть столь же глубокими, а привязанности - столь же сильными, как у него, интеллектуально-развитого человека. Он считает, что, заменив расстрел на порку шомполами, оказал провинившемуся казаку величайшую милость, и на большее казак рассчитывать просто не имеет права. И ему абсолютно всё равно, что под шомполами наказуемый умрёт, а денщик, которого Бороздин всячески нахваливает и к которому по-своему привязан - родной брат этого казака, умершего под шомполами. Для Бороздина рядовой казак - что-то вроде собаки или кошки. И вот это делает его образ жутким, несмотря на все его положительные качества.
Вот только к реальному Бородину этот психологический портрет никакого отношения не имеет. Начнём с того, что Бородин не был аристократом. Согласно данным сайта "Белая Россия", он
происходил из бедной казачьей семьи Уральского казачьего войска и был по вероисповеданию
старообрядцем-единоверцем. Впрочем, современные потомки Бородина утверждают, что дворянское происхождение у него всё же было, но видимо, всё же не особо знатное, раз оно оспаривается рядом исследователей. Семья проживала в станице Глиненской Лбищенского отдела. Так что, атакуя Чапаева в Лбищенске, Бородин в самом буквальном и предельном смысле защищал своё Отечество. Поскольку казаки, в отличие от крестьян, стремились дать своим детям профессиональное военное образование, а освобождение от налогов позволяло им на это образование накопить, Николай Бородин окончил Оренбургский кадетский корпус, после которого (вероятнее всего - за отличную учёбу) был принят в престижное Николаевское кавалерийское училище. Версию об отличной успеваемости, открывшей ему дорогу в это элитарное учебное заведение, подтверждает тот факт, что училище Бородин окончил "по первому разряду" (то есть - в числе лучших учеников). Таким образом, к интеллектуальной элите Николай Николаевич мог бы себя причислять по праву, с полным основанием. А вот превозноситься над казаком-денщиком и презирать его чувства Бородину было совсем не с руки - ведь, если не принимать в расчёт чинов, они с этим казаком - ровня. Реальный Бородин, скорее всего, нашёл бы слова, чтобы утешить денщика, да и брата его, возможно, простил бы полностью для первого раза - за прошлую беспорочную службу. А потом бы ещё и попытался бы лично побеседовать, воззвать к совести и к казачьей солидарности. Но не высокомерно заменять расстрел шомполами, видя в этом предел допустимого милосердия.
После окончания Николаевского кавалерийского училища Бородин решает продолжить службу в рядах родного Уральского казачьего войска. С августа 1899 года он - хорунжий 1-го Уральского казачьего полка. А мог бы - со своими результатами выпускной аттестации - прорываться в гвардию, и ему бы не отказали. Но Бородина тянуло к своим, к казакам. С 1902 года находился на льготе - это означало, что он жил в своей станице, но держал наготове строевого коня и оружие, чтобы по первому приказу снова явиться на действительную службу. Напомню: Бородин происходил из небогатой семьи. Вероятно, семье понадобились его рабочие руки, и новоиспечённый офицер, отдав Родине три года своей службы, воротился в родительский дом.
В годы Русско-Японской войны Бородину поручили готовить маршевые пополнения для 4-го и 5-го Уральских казачьих полков, направлявшихся на фронт. Так что войсковое начальство видело в нём не только опытного кадрового офицера, но и военного педагога, умевшего найти подход к сердцам казаков. Что подтверждает моё предположение насчёт абсолютной нереалистичности порки шомполами, о которой нам сообщают в фильме. Скорее всего, с казаком, пытавшимся перебежать к красным, Бородин именно попытался бы переговорить по душам. И скорее всего - переубедил бы.
На фронт Русско-Японской войны Бородин прибыл с очередным маршевым пополнением, когда боевые действия уже закончились. После войны Николай Николаевич некоторое время снова находился на льготе, но, видимо, военная служба всё-таки влекла его неодолимо. В 1908 году он поступает на службу в Отдельный корпус Пограничной стражи. Пограничная служба в Русской Императорской Армии не считалась особо престижной - достаточно сказать, что Пограничная стража находилась в ведении министерства финансов, а не оборонного ведомства. Зато пограничная служба давала возможность реальной боевой работы в мирное время. К июлю 1914 года Бородин дослужился до должности командира 3-й сотни 6-го пограничного Заамурского полка. В этой должности его и застала Первая Мировая война.
Летом 1915 года 6-й Заамурский пограничный полк выступил на фронт новой, на этот раз европейской войны. Вместе с полком отправился воевать и Николай Бородин. Воевал будущий белоказачий вождь самоотверженно, чему лучшее свидетельство - георгиевское оружие, которым его наградили за отвагу в бою у деревни Урлов в августе 1915 года. В начале 1917-го Бородин был уже подполковником.
Когда фронт рухнул, и захватившие власть большевики затеяли перемирие с немецкими захватчиками, Бородин был в числе тех, кто не принял предательства. К тому же не забудем: он старообрядец, а стало быть - ревнитель религиозных традиций, большевики же с первых дней своего правления заняли агрессивно антихристианскую позицию. Бородин возвращается на Урал и принимает участие в формировании Уральской белоказачьей армии для борьбы с узурпаторами. Весной 1918 года он, будучи всего лишь полковником (уже белогвардейского производства!) командует целым фронтом - Сламихинским. Впрочем, в условиях Гражданской войны традиционные армейские термины теряют свою прежнюю определённость, так что нередко под громкими словами "армия" или "фронт" крылись небольшие группировки по нескольку сот человек. В дальнейшем полковника Бородина назначают командовать 6-й дивизией Уральской Армии. В ходе боёв 1918 - 1919 годов Бородин со своими казаками неоднократно захватывал города Новоузенск и Александров-Гай, громя оборонявшиеся в них красные отряды и неизменно захватывая большие партии оружия.
Агитационный плакат уральских белоказаков
Бородин явился одним из инициаторов Лбищенского рейда уральских казаков, в ходе которого исполнял должность начальника штаба сводного отряда. Заметим: начальником штаба, а не командиром, как показано в фильме. В бою за Лбищенск он лично атаковал с 50-ю казаками личный конвой Чапаева, вынудив его отступить к Уралу, а затем - пытался прийти на помощь раненому казаку в ходе боя у чапаевского штаба. Видим, таким образом, что Бородин - не только толковый и отважный командир, видим, что его отличала отеческая забота о подчинённых.
К сожалению, бой за Лбищенск стал для Николая Николаевича последним - спрятавшийся в стогу красноармеец выстрелом в спину сразил полковника. Симптоматично, что у Васильевых этот красноармеец - бывший казак Бороздина, не вынесший издевательств белого командования и перебежавший к красным. В реальности же, как мы уже
писали, казаки обожали Бородина, а убивший его красноармеец был бойцом чапаевского авиаотряда. Так что ещё одна сознательная ложь сталинских кинопропагандистов налицо. Посмертно - за доблесть и заслуги перед уральским казачеством - Бородин был произведён в генералы.
Н.Н. Бородин за секунду до гибели. Кадр из фильма "Чапаев".
Таким образом, победитель Чапаева, как мы только что видели - плоть от плоти и кость от кости народной. Но могли ли "братья" Васильевы показать в рекламно-советском фильме такой образ белогвардейца, да ещё и того белогвардейца, чьи подвиги стоили жизни Чапаеву? Ответ, к сожалению, самоочевиден.