Азовские походы. Об ошибках и работе над ошибками.

Aug 29, 2016 21:47



К 320-летию Азовских походов Петра Великого

Позволю себе продолжить тему Азовских Походов, не так давно начатую мной в связи с юбилеем событий. Итак, в 1695 году Пётр Первый, умело создав у турок впечатление, что собирается по примеру Голицына "воевать Крым", неожиданно явился с войском под Азовом. С ним, как сообщает А.Г. Брикнер, было 31 000 человек - войск "иноземного строя", в том числе и "потешные" полки - будущая Лейб-Гвардия, краса и гордость Русской Императорской Армии. Пётр был уверен в победе: во-первых, удалось добиться внезапности, во-вторых, с ним была отборная, как он считал, армия, совсем недавно успешно действовавшая в манёврах под Кожуховом, а в-третьих, русские войска уже как-то брали Азов - в царствование Михаила Фёдоровича.



Тем не менее, Первый Азовский поход Петра Великого кончился катастрофой. "Вернулись от невзятия Азова", - горько шутил по этому поводу Пётр. Не вдаваясь в излишние подробности, вкратце назову причины этого поражения.



1) При всём своём новаторстве и западничестве, Пётр пока оставался ещё в плену старомосковских представлений. И руководство армией доверил не специалистам, а лично преданным людям. Эти люди - в основном выходцы из Немецкой слободы - казались ему достаточно подготовленными для столь ответственной роли, между тем, их долгая жизнь в отрыве от Европы не способствовала усвоению ими действительно передовых приёмов в военном деле. Лефорт же вообще был легкомысленнейшим существом на свете.



Франц Лефорт

2) Единство командования в Первом Азовском походе не было должным образом обеспечено. Не полагаясь на собственный опыт, молодой царь совершенно логично создал нечто вроде коллегиального совещательного органа, чтобы в спорах между специалистами рождались действительно оптимальные решения. Увы, в учреждённой Петром "консилии" лишь Патрик Гордон был профессиональным военным. Между членами консилии - кроме Гордона, в её состав входили Лефорт и Головин - не было единодушия, зато в избытке наличествовало соперничество, изрядно вредившее делу. Пётр же был слишком молод и неопытен, чтобы своим ответственным решением останавливать споры и делать выбор из противоречащих друг другу мнений. Армия оказалась в буквальном смысле "без головы".

3) Россия во время Первого Азовского похода не имела собственного военно-морского флота и потому не могла воспрепятствовать снабжению крепости по морю. Блокады Азова не получилось - а в её отсутствие длительная осада превращалась в бессмысленную трату сил, времени, людей и денег.

4) Свою роль сыграло и явление, которое я в своё время охарактеризовал как " власовщину XVIII столетия". Точнее, в данном случае - протовласовщина столетия XVII-го. Раскольники-старообрядцы далеко не все подались в поволжские и архангельские леса разбойничать. Некоторые из них бежали за границу - в том числе осели и во владениях турецкого султана. Были раскольники и среди жителей Азова. И они, русские по крови, охотно и по доброй воле предложили свои услуги врагам Отечества. Эти раскольники совершенно свободно подбирались к русским позициям, выдавая себя за вернувшихся их разведки казаков, расспрашивали солдат и офицеров и обо всём, что узнавали, доносили азовскому паше. Про матроса Янсена, пользовавшегося доверием царя и перебежавшего к туркам, и говорить нечего.



Патрик Гордон

5) Непрофессионализм командования вёл к неоправданным потерям среди русских войск. А с учётом того, что во главе "консилии" из трёх генералов двое были иноземцами, армия очень быстро начала бредить изменой. Подобные настроения особенно усилились после того, как Пётр, вопреки настойчивым просьбам Гордона, отдал приказ взорвать подкоп, подведённый под крепостные стены. Гордон оказался прав - преждевременный взрыв не нанёс крепости никакого урона, зато русских солдат при взрыве погибла масса. Думаю, что Пётр в конце концов вынужден был смекнуть, что от Азова надо срочно отступать, пока войско не взбунтовалось и не покидало на багинеты всю оскандалившуюся "консилию".



Пётр Великий в старомосковском одеянии

Исправлять эти ошибки Петру пришлось год спустя во Втором Азовском Походе, который завершился полным успехом. Как знать - прояви Пётр меньше настойчивости, опусти он руки после этой первой, весьма болезненной неудачи - возможно, Россия так и не выбилась бы в число великих держав, а имя царя-западника, столь некстати отдавшего армию в руки необразованного швейцарца, оказалось бы прочно забыто в истории.

Пётр Великий, Азовские походы, История Отечества, Россия vsТурция

Previous post Next post
Up