Власовщина XVIII столетия

May 28, 2013 15:40




Антипетровское сопротивление в конце XVII - начале XVIII веков старательно принимало религиозную (или псевдорелигиозную) форму. Все противники Петра уверяли, что выступают в защиту традиционных православных ценностей. В то же время невозможно отрицать того факта, что выступления против нередко Петра напрямую направлялись из-за рубежа. Или поднимались в расчёте на помощь внешних врагов России.

Власовщина XVIII столетия.

Как ни дико это звучит, но значительная часть антипетровской консервативной оппозиции иной характеристики не заслуживает.  Ещё в конце XVII века среди донских казаков ходили разговоры о том, чтобы схватить царя и выдать его туркам и о том, чтобы добровольно передать туркам Азов и самим перейти к ним на службу. А.Г. Брикнер цитирует в своей монографии "История Петра Великого" такие разговоры: "Царь Пётр возлюбил бояр. Азову за государем недолго быть: донские казаки, взяв его, предадутся к турецкому султану по-прежнему". "Теперь нам на Дону от государя тесно становится. Как он будет на Дон, мы его приберём в руки и отдадим турецкому султану; а прибрать его в руки нам и малыми людьми свободно: ходит он по Дону в шлюпке с малыми людьми".



Остатки старой крепости в Азове. Современное фото.

В ходе Астраханского восстания 1705 года одним из заводил выступил стрелецкий сын Степан. Его дядя, Сугоняй, внушал ему: "Сделаешь доброе дело, если в Астрахани людей смутишь. Государь бьётся со шведом, города все пусты, которые малые люди и есть, все того же желают, и рады будут вам. Можно старую веру утвердить". Явившись в Астрахань, Степан начал разглашать там ложные слухи о том, что бояре в Москве готовят раздел России на четыре части и быстро нашёл сторонников. Как видим, староверы готовы были открыто выступить на стороне шведов - лишь бы против Петра и его правительства.



Астраханский бунт 1705 года

Очевидно, вожди мятежников знали о разговорах казаков и рассчитывали на их поддержку. Но их опередил Фёдор Матвеевич Апраксин, один из наиболее талантливых и наиболее нравственно безупречных сподвижников Петра, руководивший в то время Воронежскими верфями.



Апраксин

Узнав о бунте, он разослал во все казачьи городки верных казаков с увещеваниями к астраханцам не приставать, а также подтвердил, что казакам никакого утеснения от правительства не будет, но привычные для них обычаи (в том числе в одежде) останутся неприкосновенными. Донские казаки дали знать, что у них бунта не будет. Так мятеж, грозивший перерасти в полномасштабную гражданскую войну, был остановлен в самом зародыше.



Б.П. Шереметев

Ну, а присоединиться к шведам мятежникам не позволили войска Шереметева, успешно и малой кровью подавившего восстание.

Спустя три года своё восстание "за Дом Пресвятой Богородицы" поднял Кондратий Булавин. И снова: "По сем писании войсковой атаман Кондратий Афанасьев и всё войско Донское у тебя, турского султана, милости прося, и челом тебе бью. А нашему государю в мирном состоянии отнюдь не верь, потому что он многие земли разорил, за мирным состоянием и ныне разоряет, также и на твоё величество и на Царство готовит корабли и каторги, и иные многие воинские суды и всякий воинский снаряд готовит". (Из письма Кондратия Булавина к турецкому султану).



Кондратий Булавин

Резун с Солониным отдыхают! То, что они оправдывают гитлеровское нашествие на нашу страну мнимой "советской угрозой" и активно живописуют не менее мнимые "зверства" Красной Армии в Европе - вполне в духе и традициях Булавина. Но даже они не доходят до того, чтобы столь откровенно звать в свою страну иноземных (причём иноверных, мусульманских) захватчиков, да ещё в условиях, когда страна изнемогает в борьбе с другими, не менее опасными захватчиками. Сознательно ставить свой народ между двух фронтов - это какую же совесть надо иметь? Тем не менее, это нисколько не мешает Булавину вопить о том, что он встал "за Дом Пресвятыя Богородицы" и "против поругания веры"...

Про курбеты царевича Алексея и гетмана Мазепы я уж не говорю - об этом, надеюсь, все знают. Скажу лишь, что оба, когда припекло, вели себя вполне по-власовски. Как известно, в мае 1945 года Власов телеграфировал Коневу: "Могу ударить в тыл немцам. Условие: полное прощение мне и моим людям". Нечто подобное совершил и Мазепа: когда стало ясно, что авантюрист Карл ведёт свою армию навстречу катастрофе, в то время, как Петр собирает силы для сокрушительного удара, гетман-изменник послал в ставку царя своего полковника Данилу Апостола с предложением передать в руки Петра самого Карла и всех его генералов в обмен на прощение. Поскольку в это же самое время Мазепа вёл переговоры со ставленником шведов - временным польским "королём" Станиславом Лещинским, переговоры не состоялись.



Мазепа

Алексей же, выманенный из-за рубежа ловким дипломатом Петром Толстым, охотно выдал царю на расправу всех своих единомышленников - в обмен на всё то же прощение. Вот что пишет историк Костомаров.

"На другой день после объявления манифеста (об отрешении от престолонаследия - М.М.) царевичу задали вопросные пункты, требовали от него показаний не только о действиях, но и о словах, какие он произносил сам и какие он слышал от других в разное время. Вопросные пункты оканчивались такими зловещими словами: "Ежели что укроешь, а потом явно будет, то на меня не пеняй, понеже вчерась пред всем народом объявлено, что за сие пардон не в пардон".

Мелкая, эгоистическая натура Алексея проявилась во всей силе. Царевич настрочил показание, в котором прежде всего очернил Александра Кикина, как главного советника к побегу, показал, что говорил своему камердинеру Ивану Большому Афанасьеву о своем намерении бежать, но не получил одобрения; показал на Дубровского, которому передавал деньги для своей матери; показал на своего учителя Вяземского, на сибирского царевича, на Ивана Кикина, на Семена Нарышкина, на князя Василия Долгорукого и на свою тетку, царевну Марию Алексеевну; оговорил Кейля, секретаря имперского канцлера Шенборна, будто он принуждал его писать письма сенаторам и архиереям, хотя эти письма и не были им посланы. Показание царевича не заключало, однако, полной искренности: он раскрывался только вполовину, так что его показания могли притянуть других в беду, а о себе всего не сказал.



Царевич Алексей Петрович

Александра Кикина, вместе с Большим Афанасьевым, схватили в Петербурге, привезли в Москву и подвергли страшным истязаниям в Преображенском приказе. Его пытали четыре раза. Кикин упорно запирался, отрицал справедливость показаний царевича, наконец, после новых, невыносимых мучений, сказал: "Я побег царевичу делал и место сыскал в такую меру - когда бы царевич был на царстве, чтоб был ко мне милостив". Его приговорили к колесованию... В изобилии лилась человеческая кровь за этого царевича, а он сам тешился уверенностью, что страданиями преданных ему людей купит себе спокойствие и безмятежную жизнь со своей дорогой Евфросинией. "Батюшка, - писал он к Евфросинии, - поступает со мною милостиво; слава Богу, что от наследства отлучили! Дай Бог благополучно пожить с тобою в деревне"".

Впрочем, повторное предательство не спасло ни того, ни другого изменника, как не помогло оно и Власову....

Значит ли всё вышеизложенное, что Запад искусно направлял общественное недовольство внутри страны? Или просто интересы консервативной оппозиции и интересы Запада странным образом совпали? И насколько вообще оправдана такая "оппозиция" во имя каких бы то ни было идей? Предлагаю поразмышлять над этим.

Пётр Великий, История Отечества, Великая Северная война, Моя история меня бережёт

Previous post Next post
Up