Сегодняшний день - 6 июля - очередной повод вспомнить о Великой Северной войне, о которой я что-то давно в своём журнале не вспоминал. 25 июня (6 июля по новому стилю) 1701 года, ровно 315 лет тому назад состоялось сражение при Новодвинской крепости, тему которого я уже как-то
затрагивал. Русские артиллеристы под командованием капитана Сильвестра Петровича Иевлева разгромили шведскую эскадру вице-адмирала Лёве.
Это сражение, по количеству задействованных сил не тянущее более, чем на "бой местного значения", на самом деле сыграло важную стратегическую роль. Во-первых, бой при Новодвинской крепости стал первой победой русских вооружённых сил в Великой Северной войне, что вселило в недавних "нарвских беглецов" уверенность, что шведов можно бить, а значит и войну тоже можно выиграть. И уже в следующем году Шереметев развернул активные боевые действия на территории контролируемой шведами Прибалтики. Во-вторых, Архангельск был на тот момент единственными морскими воротами России. Именно в Архангельский порт прибывали закупаемые в Европе для русского флота корабли. На архангельских верфях шло активное строительство будущего Балтийского флота. Шведы знали об этом - и потому Лёве получил недвусмысленный приказ стереть город, порт и верфи с лица земли.
Строительство кораблей на Архангельской верфи
Шведские корабли Лёве шли под флагами нейтральных держав, пушечные порты были закрыты. Но на подходе к Архангельску все торговые суда досматривались таможенниками. Войсковой командой при Архангельской таможне командовал капитан Николай Крыков. Он и поднялся со своими солдатами на борт шведского флагмана, где враждебные намерения прибывших стали очевидны. Таможенники дали неравный бой и были перебиты до последнего человека. От Крыкова нашли только шпагу - его тело, сброшенное шведами в Двину, так и пропало бесследно. Однако, шум боя привлёк внимание защитников Новодвинской крепости - и потому она была готова к отпору.
Героизм Крыкова и его солдат несомненен. Писатель Юрий Герман, автор знаменитого романа "Россия Молодая", повествующего об этих событиях, обострил ситуацию до предела: Крыков у Германа заранее знает, что шведская эскадра должна прибыть и что она планирует удар по Архангельску. Он мог бы, не вступая в бой с врагом, отправить гонца в Новодвинскую крепость - но что, если конкретно данная эскадра, данные корабли - действительно торговые? Подняв тревогу и наведя на пушки мирные купеческие суда, Крыков существенным образом подорвал бы внешнюю торговлю России, что в тех условиях было для страны подобно смерти. И капитан отправляется с досмотром на корабли, которые, как он практически уверен, представляют из себя вражескую военную эскадру. Вернуться назад живым у него шансов не было.
Кадр из телесериала "Россия Молодая". Крыков и его герои-таможенники.
В роли Крыкова - Александр Фатюшин.
С некоторых пор, особенно в кругах, интересующихся военной историей, у нас стало модно умиляться героизмом японских камикадзе, шедших на верную смерть во имя империи и императора. На мой взгляд, подвиг Крыкова и его солдат - величественнее, чем самопожертвование камикадзе. Крыков тоже шёл на верную смерть. И тоже ради Родины. Но самопожертвование камикадзе, по большому счёту, было бессмысленным в условиях практически проигранной войны: не принося особой пользы отечеству, оно в то же время наносило существенный ущерб противнику, озлобляя его и исключая возможность кончить дело более-менее почётным миром. Самопожертвование Крыкова, продиктованное таким же долгом перед Родиной и царём, было лишено всякого налёта отчаяния. Россия только вступила в войну. Да, война началась для неё неудачно, да, рассчитывать на близкую победу не приходилось. Но победа эта была возможна. И Крыков шёл на смерть именно ради победы. Пусть частной, маленькой - здесь, под Архангельском - но победы. Жертвовал собой, чтобы вовремя подать сигнал тревоги - и в то же время, чтобы эта тревога не оказалась ложной.
Новодвинская крепость, которой предстояло принять на себя основной удар шведской эскадры, к лету 1701 года была ещё не достроена. Над её созданием активно трудился военинженер Георгий Резе (у Юрия Германа - Егор Резен). Положение спасло то, что русские по дипломатическим каналам заранее получили сведения о готовящемся нападении. И успели подвезти на место будущей крепости достаточное количество артиллерии и боеприпасов, а Резе помог Иевлеву оборудовать сносные артиллерийские позиции. Помогло русским войскам также и то обстоятельство, что рыбаки-поморы И. Рябов и Д. Борисов по заданию архиепископа Холмогорского Афанасия (Любимова) проникли на шведскую эскадру под видом лоцманов и посадили её на мель - прямо под пушки Иевлева. Подробно об этом подвиге я уже
имел честь писать. О самой же Новодвинской крепости, её архитектурных особенностях и истории имеется хороший материал
здесь.
Подвиг Ивана Рябова
Добычей русских стал шведский галеот (второй корабль, севший на мель, шведы успели сжечь) и 13 пушек. Но самое главное - город, единственный на тот момент порт России, уцелел от погрома. Уцелели его жители. И смогли применить свои веками совершенствовавшиеся навыки на строительстве русского флота. Уцелели верфи, на которых этот флот строился - и был впоследствии волоком перетащен на Балтику. По-моему, есть повод всем нам помянуть за упокой рабов Божиих архиепископа Афанасия, Сильвестра, Николая, Иоанна и Димитрия. А современным властям Архангельска - задуматься об установке памятника Николаю Крыкову.
Новодвинская крепость. Современное фото
Русская пушка в Новодвинской крепости
Шведские пушки, захваченные в 1701 году.
Такую форму носили солдаты, оборонявшие в 1701 году Новодвинскую крепость.
Ещё пара образцов русской военной формы 1700 - 1701 гг.
К сожалению, не удалось установить, каким полкам принадлежит эта форма.
Шведские солдаты времён Великой Северной войны
____________________________________________
Ещё по теме:
1)
Поморы повторили подвиг Сусанина2)
Война на озёрах3)
Отвага и осторожность4)
Небываемое бывает5)
Хитрость и трудолюбие плюс немного везения6)
Уничтожал ли Пётр Великий русский флот?7)
Русская соображалка английского капитана (об Эзельском сражении)8)
Последнее крупное сражение Великой Северной войны