Великая Северная война была начата Россией за выход к Балтийскому морю. Когда-то наша страна его имела. Но поражение в Ливонской войне и особенно Смутное время привели к тому, что исконно-русские земли по южному и восточному побережью Балтики оказались захвачены шведами. Как результат, Россия попадала в полную экономическую зависимость от английских и голландских купцов, торговавших с ней через единственный Архангельский порт. Цены, соответственно, диктовались этими купцами, не только на привозимые ими товары, но и на приобретаемые ими российские ресурсы.
Пётр Великий на момент начала Северной войны
Пётр быстро осознал, что такое положение дел по сути означает колонизацию. И что выход - в развитии собственной внешней торговли и собственного морского флота. Отвоёванный у турок Азов такой возможности не давал: из Азовского моря путь в мировой океан лежал через Керченский пролив, контролируемый турками, потом через Босфор и Дарданеллы, контролируемые ими же, и, наконец, через английский Гибралтар. Выход на мировой рынок сулила только Балтика, которая некогда уже принадлежала русским... Но теперь выход в неё запирали шведы.
Поражение под Нарвой не заставило "державного плотника" опустить руки. Напротив, он с удвоенной энергией взялся за военную реформу и за воссоздание разгромленных полков. И уже в 1701 году русская армия предприняла в Прибалтике наступление.
Чтобы добраться до Балтийского моря, предстояло преодолеть не такое уж и маленькое расстояние. Преодолеть с боями. Передвигаясь не только по суше, но и по многочисленным рекам и озёрам. А значит, флот необходимо было иметь ещё до реального выхода в море.
Времени у Петра было в обрез, поэтому он, не оставляя своей мысли о современном флоте европейского образца, распорядился на первое время строить струги и карбасы. Уже к январю 1701 года, как сообщает В. Шигин в своей книге о Гангутском сражении [1], на Волхове и Луге было построено более 600 стругов. Эти мелкосидящие суда, приспособленные к плаванию по рекам, в условиях Прибалтики оказались незаменимы.
Действия армии Шереметева в Прибалтике широко изучены и многократно описаны. Гораздо менее известны операции, предпринятые в начале XVIII века русскими моряками на озёрах Ладожском и Чудском, где шведы имели свои флотилии. В мае 1702 года шведская эскадра Лешерна атаковала отряд русских судов. Несколько карбасов было разбито вражеским огнём, однако, русские пошли на абордаж. В результате были захвачены три яхты - "Флундран", "Виват" и "Вахтмейстер", а остальные отошли [2].
Карбас
Затем бои переместились на Ладожское озеро. Там у шведов находилась эскадра вице-адмирала Нумерса. 15 июня 1702 года русские моряки (на стругах и карбасах!) атаковали стоящие на якоре возле устья реки Вороны шведские суда, нанесли серьёзные повреждения флагманской бригантине "Джойа" и заставили шведов ретироваться. Спустя несколько дней 30 русских карбасов снова атаковали эскадру Нумерса, на сей раз - около Кексгольма. Шведы потеряли несколько судов и до 300 человек. После чего Нумерс решил больше не испытывать судьбу и увёл свои суда в Финский залив [3].
Конечно, шведы на озёрах располагали тоже не линкорами и даже не фрегатами. Столкновения со шведским линейным флотом были ещё впереди. Однако, на карбасах, к примеру, вообще не предполагалось артиллерии - эти небольшие судёнышки (фактически - парусные лодки) использовались для рыбной ловли. И на этих судёнышках русские вступали в единоборство с полноценными военными кораблями и одерживали победы.
После того, как эскадра Нумерса была вытеснена из Ладоги, русские войска получили возможность осадить Нотебург, стоявший у истоков Невы и закрывавший выход из Ладоги в море. 11 октября 1702 года крепость была взята.
Вот так. Допетровский русский "флот", хоть и был далёк от "регулярства", и уступал по своим техническим характеристикам флоту противника, за неимением ничего другого успешно использовался в боях, решая не только тактические, но и стратегические задачи. Для русского, если ему чётко обозначить цель, невозможного мало. А Пётр, вопреки утверждениям нацистского прихвостня Башилова, вовсе не стремился ломать через колено всё, что существовало до него. Полезное - использовалось.
____________________________________________________________________________________
Примечания
[1] Шигин В.В. Гангут: первая победа российского флота. - М.: Вече, 2014.
[2] Шигин В.В. Указ. соч. - с. 5.
[3] Шигин В.В. Указ. соч. - с. 6.