В начале XVIII века, на первом этапе Великой Северной войны, Россия контролировала лишь узкий клочок побережья Финского залива, за который ей удалось зацепиться после взятия Нотебурга и Ниеншанца. Пётр, разумеется, не оставлял своих намерений построить полноценный линейный флот (и крупные корабли строились), однако, на мелководье Финского залива они были практически бесполезны. Тем более мало пользы от них было в шхерах Финляндии, где русской армии предстояло воевать. Поэтому Пётр распорядился строить галеры.
Пётр Великий в образе корабельного плотника.
Галеры имели низкую осадку (без груза - полметра, с грузом - полтора), что позволяло им действовать вблизи берегов. Это было очень удобно для снабжение армии, действующей вдоль побережья, необходимыми припасами и для высадки десантов. Поскольку на галерах в качестве основного движителя использовались вёсла, а не парус, они могли свободно маневрировать в шхерах.
Примерно так могла выглядеть высадка десанта с галер в петровские времена.
Однако, Пётр пошёл ещё дальше, приняв поистине революционное решение. Как известно, все морские державы того времени использовали в качестве гребцов на галерах невольников - военнопленных или каторжников. Петру же пришла в голову мысль посадить за вёсла обычных солдат пехотных полков. Солдаты, в отличие от невольников, работали не из-под палки, а на совесть - ибо сами стремились к скорейшей победе. Кроме того, в случае абордажного боя (для чего галерный флот тоже очень активно использовался) гребцы могли оставить свои вёсла и взять в руки оружие, что автоматически создавало русским численное превосходство в рукопашном бою. Просто, как всё гениальное.