Ире Танасийчук и другим украинским поттероманам
с братской о Христе любовью посвящаю.
Эту статью я обещал написать аж 11 мая. Пусть и с большим опозданием, но выполняю обещание.
В христианском богословии одно из ключевых понятий - это понятие Промысла Божия. И, пожалуй, нет другого такого богословского термина, который толковался бы мирянскими активистами и околоцерковными журналистами более извращённо, чем этот. Промысл Божий - это не всевозможные тайные "знаки" и "приметы", по которым особо духоносные старцы могут угадывать будущее. Такая трактовка целиком и полностью принадлежит язычеству. Открываем учебник Закона Божия (автор - протоиерей Максим Козлов) и там читаем: "Промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости, которыми Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям" (со ссылкой на "Пространный христианский катехизис свт. Филарета Дроздова).
То есть, Промысл Божий никакого отношения не имеет к предсказанию будущего, напротив, его действие наиболее ясно видно именно в ретроспективе, когда, оглядываясь назад, мы замечаем те события, которыми Господь незримо сохранил нас от зла.
Как одно из свойств Промысла Божия, свт. Филарет отмечает, что Бог сотворяемое нами зло обращает во благо, либо нам самим, либо, если не нам, то другим Своим творениям, которые от добра не уклонились. Если же мы теперь обратимся к сюжету Поттерианы, то таких эпизодов насчитаем массу. Вот лишь наиболее яркие из них.
1) Поттериана начинается с того, что злой колдун Вольдеморт пытается убить Гарри Поттера (почему - об этом читатель узнаёт только из пятого тома). Однако, самопожертвование матери Гарри отводит беду, и заклятие Вольдеморта ударяет в него самого. В результате "тёмный лорд" оказывается надолго вырван из тела, душа же его раскалывается под действием греха. И один из осколков этой души проникает в тело Гарри Поттера (об этом читатель узнаёт только в заключительном, седьмом томе эпопеи, однако определённые намёки сделаны уже во втором).
Гарри, чудом выживший после заклятия Вольдеморта
Казалось бы, что хорошего - семнадцать лет носить в себе осколок души своего злейшего врага, да ещё и оказаться вынужденным из-за этого добровольно отдать себя на смерть? Однако, именно благодаря данному обстоятельству Гарри
а) получил волшебную палочку с такой же сердцевиной, как и у Вольдеморта (это вообще небывалый случай в практике изготовления палочек, по словам мастера Олливандера), а в результате Вольдеморт не смог убить его в финале четвёртого тома;
б) приобрёл способности змееуста, от которых ему немало пришлось выстрадать, однако, именно благодаря этим способностям он смог обнаружить Василиска, проникнуть в Тайную Комнату (и спасти оттуда Джинни), а в седьмом томе - открыть и уничтожить один из горокраксов;
в) может периодически "подглядывать" за Вольдемортом и всегда точно знает, где находится "тёмный лорд", а боль в шраме предупреждает его об опасности;
г) в частности, данная способность позволила Гарри увидеть нападение Нагайны на Артура Уизли в министерстве магии, благодаря чему Артур был спасён, а Дамблдор узнал о том, что Нагайна - горокракс.
Таким образом, злодейство, задуманное и почти совершённое Вольдемортом, определённо обернулось на пользу Гарри и его друзьям.
2) Северус Снейп, в бытность свою пожирателем смерти, подслушал разговор между Дамблдором и профессором Трелони, в ходе которого последняя изрекла своё знаменитое пророчество о Гарри Поттере. Всё, что Снейп слышал из пророчества, он передал "тёмному лорду". И таким образом предал свою возлюбленную Лили Поттер. Однако именно гибель Лили стала для самого Снейпа поворотным моментом, толчком, побудившим его пересмотреть свою систему ценностей и встать на путь покаяния.
Снейп оплакивает Лили
3) Рон Уизли в какой-то момент седьмой части теряет веру и оставляет своих друзей. Казалось бы, предательство, которому нет оправдания. И Гарри, и даже отчасти Гермиона именно так и восприняли его поступок. Однако, временное отступничество Рона оказывается на пользу всему трио.
а) Рон, пытающийся вернуться, обнаруживает Гарри именно в тот момент, когда горокракс пытается убить его под водой, и приходит на помощь - никто другой в этот момент увидеть Гарри и спасти его не мог бы.
б) За время своего отсутствия с друзьями Рону удаётся узнать много важной информации. Например, о том, что имя Вольдеморта стало табу, разрушающим любые защитные заклинания. Или о том, что сопротивление власти пожирателей продолжает не только Гарри с друзьями, что люди из Ордена Феникса создали подпольную радиостанцию "Поттеровский дозор", из передачи которой, в свою очередь, Гарри становится ясно, что Вольдеморт ищет Дары Смерти.
Рон спасает Гарри
4) Гарри, увлёкшись идеей поиска Даров Смерти, забывает о данном ему поручении и о всяких правилах безопасности. Охваченный порывом гордости, он пытается убедить друзей в собственной правоте и называет имя Вольдеморта. Результатом чего становится пленение всего трио егерями и доставка их в поместье Малфоев. Ближайшие последствия этого - гибель домового Добби (исторгшая потоки слёз у многих поттероманов) и истязания Гермионы. Однако, более отдалённые последствия оказываются и куда более благоприятными.
а) По поведению Беллатрисы Лестрейндж Гарри становится ясно местонахождение ещё одного горокракса - сейф Беллатрисы в банке Гринготтс.
б) Из поместья Малфоев Гарри удаётся не только бежать вместе с друзьями, но и вызволить находящихся там в заточении Луну Лавгуд, Дина Томаса и мастера Олливандера. От которого, кстати, Гарри впоследствии узнаёт о свойствах Бузинной Палочки смерти.
в) Обезоружив Драко Малфоя во время боя в поместье, Гарри становится хозяином Бузинной Палочки, сам того не догадываясь. Впоследствии это обстоятельство окажется решающим в его финальном поединке с лордом Вольдемортом.
А "тёмному лорду" - нижайший поклон :))
5) Во время финальной битвы за Хогвартс Винсент Крэбб пытается применить против Гарри и его друзей адское пламя. Однако сгорает в этом пламени только он сам, а Гарри и его друзья благополучно избегают смерти. Почему? Можно, конечно, сказать, что в силу своей ловкости и умения обращаться с метлой. Однако, необходимо заметить, что мётлы совсем не обязательно должны были находиться в Выручай-Комнате. И если они там всё-таки оказались, то это - несомненная помощь извне, оказанная Гарри. Почему? Потому что он и его друзья думают не только о личном спасении. В Выручай-Комнату они пришли за очередным горокраксом - это во-первых. А во-вторых, Гарри, Рон и Гермиона приходят на помощь Малфою и Гойлу, несмотря на то, что эти двое находились совсем по другую сторону баррикад. То есть - исполняют одну из важнейших заповедей христианской этики: заповедь о любви к врагам. Именно поэтому, и ни по какой другой причине адское пламя оказывается над ними не властно. В дело вмешивается Тот, Чьё имя нечастно называют в Хогвартсе, но Чьё Рождество и Воскресение там всё-таки празднуют. Более того, в адском огне вместе с Крэббом, дерзнувшим вызвать силы преисподней, сгорает и горокракс. Ад забирает свою добычу.
Ад забирает свою добычу. А Гарри и Драко спасаются.
Тут может, правда, возникнуть один вопрос: а почему спасается Драко? Ответ кроется в финальной сцене, в которой Гарри видит его на вокзале Кингс-Кросс, провожающим сына в Хогвартс. Прежней вражды между ними больше нет. Из Последней Битвы Драко вышел изменившимся человеком. И Бог, предвидя это покаянное изменение, даёт ему шанс.
И таких примеров ненавязчивого вмешательства в ход событий неких благоприятных "случайных" обстоятельств, в Поттериане множество. И обилие таких случаев наводит на мысль, что случай тут ни при чём. Обстоятельства жизни героев направляются некоей силой, за которой стоит Кто-то могущественный и очень добрый. Кто-то, о Ком пророчествовал Дамблдор во втором томе, говоря (специально для Гарри!): "В Хогвартсе любой, кто просил помощи, всегда её получал". Христианину известно название этой силы - Промысл Божий.