В
очерке историка Романа Абинякина о генерале А.П. Кутепове встречается крайне любопытный
факт:
"В Галлиполи тогда же возникла идея, чуть позже сформулированная в виде проекта, о создании в Армии рыцарского Ордена, основными лозунгами которого провозглашались «Бескорыстное служение Родине», «Неустанная борьба с палачами народа русского и врагами христианства», «Беспрерывная работа над собой, борьба со своими дурными привычками и наклонностями везде, всегда и при всяких обстоятельствах». Вступление в Орден «должно производиться не просто записью, а после того, когда каждый проникнется задачами и целью Ордена, уверует в необходимость и спасительность этой идеи, после того, как проверит себя... Никаких прав и преимуществ Орден не дает, но одни обязанности, и обязанности далеко не легкие». Ордену планировалось дать имя Святого Александра Невского, ибо в его личности «воплотился идеал и князя, и гражданина, и воина, и христианина», - здесь можно увидеть идеализированную параллель с именем и образом Александра Кутепова. И главное здесь не в выполнимости проекта, а в самом его появлении, которое красноречиво характеризовало настроение Галлиполийцев, не случайно вновь воскресивших название «Кутепия»" (конец цитаты).
Александр Павлович Кутепов в окружении эмигрантов-галлиполийцев,
офицеров 1-го Армейского Корпуса.
Обращает на себя внимание не только сознательное отождествление белогвардейцев себя с рыцарями-крестоносцами, но и абсолютно правильное понимание кутеповцами сути духовно-рыцарских орденов: борьба должна была вестись не только за Россию и её освобождение от большевиков, но и "с врагами христианства", то есть, белогвардейцы определённо ставили своей целью защиту христианской веры, христианской идентичности и Церкви явно не только в России, но и во всём мире. Галлиполийцы прекрасно осознавали, что рволюционной, материалистической, гедонистической идеологии большевиков следует противопоставить идею же, и эта идея должна быть именно христианская. В христианстве они видели основу русской национальной идентичности. Стоит также отметить, что в качестве средства своей победи они видели "беспрерывную работу над собой, борьбу со своими дурными привычками и наклонностями везде, всегда и при всяких обстоятельствах", - ставя перед собой, таким образом, не только политическую или идеологическую, но и аскетическую задачу. Путь борьбы с большевизмом в сознании эмигрантов-галлиполийцев был прежде всего путём личной аскезы, самосовершенствования и самоотречения в рамках некоей военизированной организации, задумывавшейся по типу духовно-рыцарских орденов. Ордена же эти в Средние Века, как, вероятно, помнит любой грамотный человек, были орденами монашествующими. А ведь именно в монашестве, как нигде, человек призывается следовать по пути личной аскезы.
И вот эта-то попытка совместить воинское служение с монашеским самоотречением, подчинив и то, и другое цели защиты христианства, характерная для духовных рыцарей Высокого Средневековья, оказывалась идейно близка Кутепову и его бойцам, именно к этой идее они пришли, анализируя опыт своей трёхлетней борьбы с большевиками и причины неудачи в этой борьбе (Кстати, кто там говорит о моральном разложении и упадке духа врангелевцев? По факту мы видим ровно противоположное!). Данный факт представляется очень важным как с точки зрения понимания того, чем же, собственно, было Белое Движение, так и с точки зрения того, куда нам следует двигаться сегодня.