О категориальной ошибке Декарта и нейтральном монизме

Jul 06, 2022 12:21

Гилберт Райл в "Понятии сознания" ввел представление о категориальной ошибке. Она возникает когда мы термины из одной области используем для описания другой. Например, школьников привезли на экскурсию в университет, - им показывают кампусы, учебные здания, лаборатории, библиотеку, стадион, знакомят с представителями администрации, студентами. ( Read more... )

категориальная ошибка, Чалмерс, панпсихизм

Leave a comment

Comments 57

bravo7 July 6 2022, 06:59:38 UTC
Да, категориальная ошибка Райла налицо: у него дух в машине, а университет наоборот вовсе не в кампусе или лаборатории. Так что, это логическая ошибка - ложная аналогия.

Что касается квалиа и интенций, то тут тоже категориальная ошибка: они акциденции, а не самостоятельные субстанции как нейроны. Из субстанции можно вывести её акциденцию, а наоборот нельзя (кажется Боэций, но сейчас не поручусь). Из характеристик кулака или кирпича можно определить силу удара, а из силы удара определить чем колотили не получится.

Чтобы правильно описать взаимоотношение души и тела, я бы постарался избегать таких категориальных ошибок. Да и вообще любых.

Reply

mikeura July 6 2022, 07:30:21 UTC
ну так выведите из субстанции нейрона акциденцию квалии и интенции

=Да, категориальная ошибка Райла налицо: у него дух в машине, а университет наоборот вовсе не в кампусе или лаборатории. =

А будет ли такая аналогия уместной, - кампус и лаборатории в университете, а машина в духе? А если серьезно, то аналогия Райла иллюстрирует семантическую невозможность конъюнкции между некоторыми понятиями и не на что большее не претендует.

Reply

bravo7 July 6 2022, 09:38:37 UTC
Легко. Берём определение: квалией называют чувственное явление, то есть ничто иное как действие органа чувств. Само по себе действие без деятеля невозможно, значит оно акциденция какой-то субстанции, в данном случае нервной ткани.
Аналогично: интенцией называют определённый замысел, то есть ничто иное как вид мысли. Сама по себе мысль без мыслителя невозможна, значит она акциденция какой-то субстанции, в данном случае нервной ткани.
Делаем вывод: субстанция нервной ткани (нейрон) порождает все чувственные и ментальные явления, квалиа и интенции в том числе.

Reply

mikeura July 6 2022, 10:52:14 UTC
это вы на словах проблему решили, покажите, хотя бы, примерно нервные механизмы, которые делают возможными квалии или интенцию

Reply


egovoru July 6 2022, 11:47:50 UTC
"Сознания суть вещи, но вещи определенным образом отличные от тел"

Много путаницы происходит еще от того, что говоря о "сознании", люди не разделяют сами квалиа и способность их иметь. Но вещью не является ни то, ни другое. Впрочем, вещей вообще нет - квантовые поля тоже совсем не похожи на картезианские res extensa :)

Reply

mikeura July 6 2022, 11:54:27 UTC
ну это как раз у Чалмерса, способности - психологическое понятие, а вот квалии - это как раз сознание как таковое. Сознание там, где субъективность.

Reply


oleg96345 July 6 2022, 12:01:38 UTC
А в рамках материализма есть слово (понятие) для обозначения сознания как свойства Вселенной, как физического (других ведь там нет?) явления?

Вообще кажется когда употребляют слово "сознание", то в 99% имеется в виду, что это свойство некого абстрактного человеко-носителя-сознания. Ну или еще животного, когда допускают сознание у животных. А какие есть слова, чтобы именно свести фокус на сознание как явление? Кажется только "Дух". Или еще есть какие-то?

Reply

mikeura July 6 2022, 12:28:07 UTC
по-моему в материализме говорят как о свойстве высокоорганизованной материи. Вот материя достаточно организовывается и появляется сознание

сознание как явление - феноменальность, субъективный опыт

Reply

oleg96345 July 6 2022, 14:18:13 UTC
Как-то додумались, что у разных явлений в виде излучений есть общее, более фундаментальное явление - ЭМ поле. А по части сознания почему-то так не случилось.

"феноменальность" - кажется значит "нечто неописуемое но вроде бы существующее", туманное понятие

"субъективный опыт" - вроде не подходит. Явление (как мне понимается) не имеет субъектности. Т.е. мне интересно, не попадалось ли кому такое слово, которое обозначало бы безличностное явление, из которого вытекает существование индивидуальных (субъективных) сознаний. Кажется религии про это и говорят, но в науке или в философии не возникло своего слова для этого.

Reply

mikeura July 6 2022, 14:49:40 UTC
ну мне нравится выражение "поле сознания", сознание - среда существования всех форм субъективного опыта

Reply


evgeniirudnyi July 6 2022, 16:32:01 UTC
Мне не понравилось рассмотрение Райлом категориальной ошибки. Оно, по-моему, ничего не дает.

Проблема Декарта, как впрочем и Чалмерса, заключается в том, что они хотят посмотреть на мир со стороны (позиция Бога, взгляд от ниоткуда). Это явно не получается. Такие попытки в какой-то мере полезны, но на данном пути невозможно ожидать какого-нибудь окончательного решения.

Reply

mikeura July 6 2022, 18:11:43 UTC
Но вообще само понятие категориальной ошибки вы считаете корректным?

=но на данном пути невозможно ожидать какого-нибудь окончательного решения=

А на каком пути вы ждете окончательное решение?

Reply

evgeniirudnyi July 6 2022, 18:52:05 UTC
Я как раз не жду окончательного решения. Вечные вопросы по своей природе таковы, что человеческий мозг, сложившийся в рамках естественного отбора, не содержит в себе соответствующих отделов для их решения.

Категориальная ошибка сама по себе уместна при рассмотрении разных уровней организации. Например, когда мы апеллируем к возбуждениям нейронов при рассмотрении морали. Это разные уровни организации и их смешение ни к чему хорошему не приводит.

Reply

olaff67 July 6 2022, 18:17:25 UTC
Оно вообще не предусмотрено конструкцией этой формы знания. Декарта давно уже углубили, расширили и дополнили, но до сих пор возможны дискуссии на тему, подобные этой самой.
Решением в этой области является не финальная констатация какого-нибудь истинного положения, а как раз вот это вот бесконечное обсуждение разных аспектов старого вопроса.

Reply


greygreengo July 7 2022, 16:43:32 UTC
В постановке задачи от Декарта "мыслю, следовательно существую" нет того, чем начинают оперировать обучающиеся искуственные нейросистемы.
По идее надо что-то вроде "обучаюсь думать начинаю существовать" или "выбор варианта ответов влияет на обоснованность кванторов существования в рамках нечетких логик"

Reply

mikeura July 7 2022, 20:05:54 UTC
Ну Картезтй бвл таким наивным

Reply


Leave a comment

Up