Гилберт Райл в "Понятии сознания" ввел представление о категориальной ошибке. Она возникает когда мы термины из одной области используем для описания другой. Например, школьников привезли на экскурсию в университет, - им показывают кампусы, учебные здания, лаборатории, библиотеку, стадион, знакомят с представителями администрации, студентами.
(
Read more... )
Comments 57
Что касается квалиа и интенций, то тут тоже категориальная ошибка: они акциденции, а не самостоятельные субстанции как нейроны. Из субстанции можно вывести её акциденцию, а наоборот нельзя (кажется Боэций, но сейчас не поручусь). Из характеристик кулака или кирпича можно определить силу удара, а из силы удара определить чем колотили не получится.
Чтобы правильно описать взаимоотношение души и тела, я бы постарался избегать таких категориальных ошибок. Да и вообще любых.
Reply
=Да, категориальная ошибка Райла налицо: у него дух в машине, а университет наоборот вовсе не в кампусе или лаборатории. =
А будет ли такая аналогия уместной, - кампус и лаборатории в университете, а машина в духе? А если серьезно, то аналогия Райла иллюстрирует семантическую невозможность конъюнкции между некоторыми понятиями и не на что большее не претендует.
Reply
Аналогично: интенцией называют определённый замысел, то есть ничто иное как вид мысли. Сама по себе мысль без мыслителя невозможна, значит она акциденция какой-то субстанции, в данном случае нервной ткани.
Делаем вывод: субстанция нервной ткани (нейрон) порождает все чувственные и ментальные явления, квалиа и интенции в том числе.
Reply
Reply
Много путаницы происходит еще от того, что говоря о "сознании", люди не разделяют сами квалиа и способность их иметь. Но вещью не является ни то, ни другое. Впрочем, вещей вообще нет - квантовые поля тоже совсем не похожи на картезианские res extensa :)
Reply
Reply
Вообще кажется когда употребляют слово "сознание", то в 99% имеется в виду, что это свойство некого абстрактного человеко-носителя-сознания. Ну или еще животного, когда допускают сознание у животных. А какие есть слова, чтобы именно свести фокус на сознание как явление? Кажется только "Дух". Или еще есть какие-то?
Reply
сознание как явление - феноменальность, субъективный опыт
Reply
"феноменальность" - кажется значит "нечто неописуемое но вроде бы существующее", туманное понятие
"субъективный опыт" - вроде не подходит. Явление (как мне понимается) не имеет субъектности. Т.е. мне интересно, не попадалось ли кому такое слово, которое обозначало бы безличностное явление, из которого вытекает существование индивидуальных (субъективных) сознаний. Кажется религии про это и говорят, но в науке или в философии не возникло своего слова для этого.
Reply
Reply
Проблема Декарта, как впрочем и Чалмерса, заключается в том, что они хотят посмотреть на мир со стороны (позиция Бога, взгляд от ниоткуда). Это явно не получается. Такие попытки в какой-то мере полезны, но на данном пути невозможно ожидать какого-нибудь окончательного решения.
Reply
=но на данном пути невозможно ожидать какого-нибудь окончательного решения=
А на каком пути вы ждете окончательное решение?
Reply
Категориальная ошибка сама по себе уместна при рассмотрении разных уровней организации. Например, когда мы апеллируем к возбуждениям нейронов при рассмотрении морали. Это разные уровни организации и их смешение ни к чему хорошему не приводит.
Reply
Решением в этой области является не финальная констатация какого-нибудь истинного положения, а как раз вот это вот бесконечное обсуждение разных аспектов старого вопроса.
Reply
По идее надо что-то вроде "обучаюсь думать начинаю существовать" или "выбор варианта ответов влияет на обоснованность кванторов существования в рамках нечетких логик"
Reply
Reply
Leave a comment