Чем является наша отсылка к "я" в речи, мышлении?
В поэтике есть такой риторический прием как субъективация. Вещь превращают в субъект. Там, где смысл высказывания требует, чтобы назывался субъект, - называется вещь. Например, у Расина:
Когда ваши руки будут сражаться за атакованный храм,
лишь наши слезы призовут его.
Понятно, что руки не бьются ни
(
Read more... )
Comments 27
Reply
Reply
Если бы в самом деле "немного осталось", то я бы уже ничего не ждал, давно бы спокойно умер. ;-)
Reply
Reply
После Жака Лакана и его структурного психоанализа, это стало общим местом во французской философии (да пожалуй что и во всей западной) - субъект это риторический троп, продукт навязывания говорения Другого. В марксизме (и в классическом тру-марксизме, и западном неомарксизме, впитавшем в себя фрейдизм)тоже похожая идея - субъект это продукт социальных процессов. Но вообще говоря, эта идея выдуманности субъекта по происхождению ещё гегелевская.
Кстати, насчёт Ницше. Известный курьёз: Зигмунд наш Фрейд избегал читать Фридриха нашего Ницше - Фрейд боялся обнаружить у того уже изобретённый велосипед (откроет Фрейд какой-нибудь опус Ницше, и в смятении закрывает, увидев совпадение мыслей).
Reply
а кто нам навязывает говорение? Лакан в курсе был? Вообще говоря этот самый Другой(с большой буквы) мне кажется типичной разводиловкой, элементом мифологизации дискурса..
А Ницше действительно много проговорил такого, значение чего выяснилось лишь в 20 веке (а может быть ещё и не ввыяснилось)
Reply
Другой и навязывает.
# Вообще говоря этот самый Другой(с большой буквы) мне кажется типичной разводиловкой, элементом мифологизации дискурса..
У Лакана, помимо Другого, ещё и другой есть, с маленькой буквы :)
Чтобы вынести суждение - разводиловка это или нет, лучше всего обратиться непосредственно к творчеству Жака Лакана. Мыслитель это, местами, весьма тёмный, но его основные положения просты и даже самоочевидны.
Reply
Reply
У меня тоже эти комментарии Декомба вызывают только ощущение дежа вю. Кажется, что все это в европейской философии уже такая банальность. К перечисленным выше авторам, критикующим слишком упрощенное понимание субъекта, можно добавить того же Витгенштейна. Критика понятий "сознание", "мышление", "воля" и т. п. одна из основным линий в его философии. (Вы ведь сами говорили, что Декомб проявляет симпатию к аналитической философии, вот он просто и копирует его мысли.)
Reply
То, о чем говорит Декомб, - это обычный антиментализм аналитической философии. В антименталистском духе уже столько литературы написано в англоязычном мире, что устать читать можно!
Reply
Reply
Reply
субстрат? субстанция? объект? или субъект?
а дриада?
для кого она объект, а для кого субъект?
субъект Декарт... звучит зловеще
Reply
однако, если восходить к античной традиции мышления - это ещё и подлежащее hypokeimenon, то есть субстантитивное основание нашей мысли
Ну а Декарт, - он соединил обе традиции в понимании субъекта:))
Reply
Leave a comment