предрассудки субъекта

Jan 22, 2011 11:31

Чем является наша отсылка к "я" в речи, мышлении?

В поэтике есть такой риторический прием как субъективация. Вещь превращают в субъект. Там, где смысл высказывания требует, чтобы назывался субъект, - называется вещь. Например, у Расина:

Когда ваши руки будут сражаться за атакованный храм,
лишь наши слезы призовут его.

Понятно, что руки не бьются ни ( Read more... )

Ницше, субъект, Декомб

Leave a comment

Comments 27

keplerskiy January 22 2011, 09:45:59 UTC
Да так, собственно, и есть - все мы являемся следствием следствий, простой функцией системы информационного хаоса.

Reply

mikeura January 22 2011, 10:23:49 UTC
ужас какой:)) у как с этим жить? впрочем немного осталось

Reply

keplerskiy January 22 2011, 14:26:29 UTC
Немного? Тут как бы наоборот не вышло. :))
Если бы в самом деле "немного осталось", то я бы уже ничего не ждал, давно бы спокойно умер. ;-)

Reply

mikeura January 22 2011, 14:29:26 UTC
а я и не жду ничего, а Вы чего то ждете?)0

Reply


seashellfreedom January 22 2011, 09:52:01 UTC
А что, если ego, служащее основанием cogito, является таким же стечением обстоятельств?

После Жака Лакана и его структурного психоанализа, это стало общим местом во французской философии (да пожалуй что и во всей западной) - субъект это риторический троп, продукт навязывания говорения Другого. В марксизме (и в классическом тру-марксизме, и западном неомарксизме, впитавшем в себя фрейдизм)тоже похожая идея - субъект это продукт социальных процессов. Но вообще говоря, эта идея выдуманности субъекта по происхождению ещё гегелевская.

Кстати, насчёт Ницше. Известный курьёз: Зигмунд наш Фрейд избегал читать Фридриха нашего Ницше - Фрейд боялся обнаружить у того уже изобретённый велосипед (откроет Фрейд какой-нибудь опус Ницше, и в смятении закрывает, увидев совпадение мыслей).

Reply

:) mikeura January 22 2011, 10:30:09 UTC
=субъект это риторический троп, продукт навязывания говорения Другого=

а кто нам навязывает говорение? Лакан в курсе был? Вообще говоря этот самый Другой(с большой буквы) мне кажется типичной разводиловкой, элементом мифологизации дискурса..

А Ницше действительно много проговорил такого, значение чего выяснилось лишь в 20 веке (а может быть ещё и не ввыяснилось)

Reply

Re: :) seashellfreedom January 22 2011, 10:58:38 UTC
# а кто нам навязывает говорение?

Другой и навязывает.

# Вообще говоря этот самый Другой(с большой буквы) мне кажется типичной разводиловкой, элементом мифологизации дискурса..

У Лакана, помимо Другого, ещё и другой есть, с маленькой буквы :)
Чтобы вынести суждение - разводиловка это или нет, лучше всего обратиться непосредственно к творчеству Жака Лакана. Мыслитель это, местами, весьма тёмный, но его основные положения просты и даже самоочевидны.

Reply

Re: :) mikeura January 22 2011, 11:01:25 UTC
но ведь у него не философские тексты, а объяснительные схемы. Разве не так?

Reply


andreipetroff January 22 2011, 10:37:56 UTC

У меня тоже эти комментарии Декомба вызывают только ощущение дежа вю. Кажется, что все это в европейской философии уже такая банальность. К перечисленным выше авторам, критикующим слишком упрощенное понимание субъекта, можно добавить того же Витгенштейна. Критика понятий "сознание", "мышление", "воля" и т. п. одна из основным линий в его философии. (Вы ведь сами говорили, что Декомб проявляет симпатию к аналитической философии, вот он просто и копирует его мысли.)

Reply

andreipetroff January 22 2011, 10:41:28 UTC

То, о чем говорит Декомб, - это обычный антиментализм аналитической философии. В антименталистском духе уже столько литературы написано в англоязычном мире, что устать читать можно!

Reply

mikeura January 22 2011, 10:43:13 UTC
да, но насколько крут Ницше, который все это проговаривал еще в 19 веке!

Reply

mikeura January 22 2011, 10:41:43 UTC
ну, на самом деле, это только начало его рассуждений. Он озвучивает некоторую точку зрения, в которой находит определенные резон. Сам же Декомб таки так намеревается определить субъект, чтобы он не был подвластен подобным выводам, насколько я понимаю.

Reply


az118 January 22 2011, 17:51:40 UTC
чистый ключ, бьющий из под валуна на лесной поляне, - это что?
субстрат? субстанция? объект? или субъект?

а дриада?

для кого она объект, а для кого субъект?

субъект Декарт... звучит зловеще

Reply

mikeura January 22 2011, 18:29:57 UTC
ну ... "субъект" - это прежде всего результат логического анализа структуры высказывания:)

однако, если восходить к античной традиции мышления - это ещё и подлежащее hypokeimenon, то есть субстантитивное основание нашей мысли

Ну а Декарт, - он соединил обе традиции в понимании субъекта:))

Reply


Leave a comment

Up