Чем является наша отсылка к "я" в речи, мышлении?
В поэтике есть такой риторический прием как субъективация. Вещь превращают в субъект. Там, где смысл высказывания требует, чтобы назывался субъект, - называется вещь. Например, у Расина:
Когда ваши руки будут сражаться за атакованный храм,
лишь наши слезы призовут его.
Понятно, что руки не бьются ни
(
Read more... )
После Жака Лакана и его структурного психоанализа, это стало общим местом во французской философии (да пожалуй что и во всей западной) - субъект это риторический троп, продукт навязывания говорения Другого. В марксизме (и в классическом тру-марксизме, и западном неомарксизме, впитавшем в себя фрейдизм)тоже похожая идея - субъект это продукт социальных процессов. Но вообще говоря, эта идея выдуманности субъекта по происхождению ещё гегелевская.
Кстати, насчёт Ницше. Известный курьёз: Зигмунд наш Фрейд избегал читать Фридриха нашего Ницше - Фрейд боялся обнаружить у того уже изобретённый велосипед (откроет Фрейд какой-нибудь опус Ницше, и в смятении закрывает, увидев совпадение мыслей).
Reply
а кто нам навязывает говорение? Лакан в курсе был? Вообще говоря этот самый Другой(с большой буквы) мне кажется типичной разводиловкой, элементом мифологизации дискурса..
А Ницше действительно много проговорил такого, значение чего выяснилось лишь в 20 веке (а может быть ещё и не ввыяснилось)
Reply
Другой и навязывает.
# Вообще говоря этот самый Другой(с большой буквы) мне кажется типичной разводиловкой, элементом мифологизации дискурса..
У Лакана, помимо Другого, ещё и другой есть, с маленькой буквы :)
Чтобы вынести суждение - разводиловка это или нет, лучше всего обратиться непосредственно к творчеству Жака Лакана. Мыслитель это, местами, весьма тёмный, но его основные положения просты и даже самоочевидны.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment