Что такое по-настоящему старый бизнес?
General Electric или Ford считаются динозаврами в корпоративном мире.
С учетом основания пресловутого банка Ротшильдов в первой трети XIX века, он может быть одним из самых старых финансовых институтов, беспрерывно существующих на Земле.
С другой стороны, дела банкиров Королевского дома нельзя назвать полностью прозрачным бизнесом. Корректней говорить о середине или даже последней трети позапрошлого столетия.
Кроме того, большое количество бизнесов переходило из рук в руки, перерегистрировалось и закрывалось. На большой дистанции генезис очень сложно отслеживать.
Первые публичные регистраторы появились в конце XIX столетия, поэтому можно сосредоточиться на цифре 100 лет.
Сколько всего в Европе и на Ближнем Востоке бизнесов, беспрерывно действующих такой промежуток времени?
Не так много на самом деле.
В числе наиболее старых предприятий Европы и передней Азии, в истории которых с оговорками можно хотя бы теоретически поверить: итальянская Beretta c 1526 и турецкий Zildjian с 1623. Большинство же остальных кажется легендами и мифами Древней Греции, поднятыми на флаг пропагандой второй половины XX века.
Раньше XVII века говорить об инкорпорированности чего-то сложней цехового производства примитивных музыкальных инструментов или оружия вообще проблематично.
Статистически самое большое количество «древних бизнесов» расположено в Японии.
¾ компаний в мире, претендующих на звание старейших из страны восходящего солнца.
Больше 50000 фирм >100 лет, если вычесть из них 3886, которые >200 лет и особенно такие, как Kongō Gumi или Genda Shigyō (> 1200 лет) с вызывающе странной историей собственности, то все равно получается очень много.
Как минимум ~20000 имеют подтвержденное существование >= 100 лет.
Силища.
Для сравнения: в США, где вообще самое большое количество корпораций в мире (> 16 миллионов юрлиц в реестре на 2012 год) если сравнить с суммой нескольких европейских стран, всего около 1000 бизнесов, теоретически претендующих на непрерывность бизнеса вековой продолжительности.
Только одна из четырех фирм живет больше 10 лет (считая дочки и фирмы-пустышки), и только 1 из 50 - больше 20 лет.
Японские бизнесы сосредотачиваются, как и вообще все живучие предприятия, около вечных ценностей: алкоголь, еда, одежда и храмовые комплексы/ритуалы.
За счет чего они выживают? Ответов по существу три:
1) занимают очень узкую нишу, полностью монополизируя так называемую традиционность, будь то сакэ или письменные принадлежности для госделопроизводства;
2) кооперируются с правительством или крупной религиозной общиной настолько плотной связью, насколько возможно;
3) поддерживают интересные стандарты корпоративного управления.
Первые два пункта понятны, а вот о последнем есть смысл сказать отдельно.
Приблизительно 87% старых бизнесов - семейные компании. В подавляющем большинстве случаев весь менеджмент носит одну фамилию основателя.
Вопрос только, как ее получают и это действительно необычно.
Если в Европе, Китае или США прямые наследники получают контроль над предприятием и в случае ситуации 2-3 братьев-сестер могут безжалостно делить бизнес, то в Японии все по наследству переходит старшему сыну. Остальные дети работают на него и все об этом знают с самого начала.
Старая традиция дзайбацу из первой половины XIX века.
Вот вопрос, что делать, если в семье нет старшего сына или он несовершеннолетний?
В других странах нанимают менеджера, ведущего дела за наследника до его 18-21 года.
Японцы поступают занимательным образом: старший в семье просто усыновляет понравившегося ему управляющего, а тот делает специальное заявление, что теперь является частью семьи и ему передаются «секреты».
В настоящий момент 98% всех усыновлений в Японии - совершеннолетние сыновья :-)
Существует даже специальная традиция отслеживать перспективных молодых людей, к примеру, из Токийского Университета и хантить их в свою компанию для тестового периода.
Дальше, когда процесс становления до менеджмента среднего звена пройден успешно им может поступить предложение стать частью клана.
Light-версия: если есть подходящая пара, то молодого человека можно женить на дочери. Тут процедура несколько усложняется, но и это сгодится для комплексных ситуаций.
Например, текущий CEO Suzuki, 81-летний Осаму Сузуки, приемный сын семьи. Четвертый приемный сын по очереди, управляющий семейным бизнесом!
Когда пришло время около 15 лет назад, Осаму выбрал в качестве своего наследника приемного сына Хиротаку Оно, а не своего биологического.
В декабре 2007 года, Оно умер от рака, заставив Осаму вернуться к управлению. Вероятно, теперь Тоширо Сузуки, родной сын Осаму станет CEO впервые с 30-х годов XX века.
Способ кажется чем-то архаичным и, как считается, ведет свою историю из эпохи Токугава, окончившейся в 1867 году.
На самом деле он вызван прагматичными соображениями демографии Японии и продолжение дел считается более приоритетным, чем какая-то там генетика.
Т.е. само понятие «семейный бизнес» уже носит характер экзотического 300-летнего газона, косвенным образом проливающий свет на все подобные «японские традиции».
Если посмотреть внимательней, подобный способ управления совсем неплох.
Он служит двум целям, против которых многие крупные европейские бизнесы не находят универсального решения: конфликт управляющего и собственника-наследника. Здесь это одно лицо.
Здоровая конкуренция, заставляющая родных детей стараться, а не бессмысленно прожигать деньги родителей.
На выходе получаем чудесную смесь почтения и инноваций.
https://telegram.me/mikaprok