Рядом с
Северным морским музеем, здесь же, на набережной, находится ещё один музей, Краеведческий. Находится он в здании Гостиных дворов, 1668-1684. Здание интересное, с богатой историей. Частенько здесь наблюдал за торговлей купцов Пётр I.
2. Сейчас Гостиные дворы находятся на реставрации, рассмотреть их хорошенько проблематично. На фото - от башенки слева до белого здания справа - это всё Гостиные дворы.
3. А вот так строились Гостиные дворы.
4. Русский купец XVII века и иностранный.
5. Сундук для хранения казны, XVII век.
6. Полковое знамя холмогорских стрельцов, 1696. Знамя принадлежало Холмогорскому гайдуцкому полку. Сделано по указу Петра I мастерами Оружейной палаты. Знамя двустороннее. На предоставленной оборотной стороне изображены покровитель воинства архангел Михаил и Иоанн Предтеча - покровитель Иоанна Алексеевича, брата Петра I. Центральное место занимает государственный герб - двуглавый орёл со скипетром и державой, увенчанный тремя коронами. На груди орла изображено Распятие Христа, которое должно было восприниматься как призыв к жертвенности за народное дело. По кайме с обеих сторон размещена вышитая летопись, рассказывающая историю создания знамени. С 1712 года знамя стало полковой реликвией и демонстрировалось в торжественных случаях. Хранилось в полковой Троицкой Кузнечевской церкви, о которой я рассказывала
вот здесь.
7. Идейный вдохновитель того времени. «Император Пётр Великий», 1890. Художник Николай Богатский. Портрет передан в дар музею в 1898 году Архангельским вице-губернатором Дмитрием Николаевичем Островским. По всей вероятности именно для этой цели портрет и был заказан известному живописцу.
8. Ещё один интересный артефакт. Карета «Берлин», 1730-1740. В октябре 1744 года в составе тайного поезда секретной комиссии на этой карете доставили в Холмогоры опальную брауншвейгскую семью. Заточение семейства продолжалось 28 лет, а вот карета поступила в распоряжение архиерейского дома. Это подлинная царская реликвия дома Романовых, жемчужина коллекции музея.
9. Ну и конечно же несколько залов музея посвящены поморам. Северная крестьянка. Люлька, 1878. Светец, XIX век.
10. Почелок-головодец, XVIII век. Девичий праздничный головной убор. Ткань, бель, золотое шитьё и береста (!). Представляете?
11. Посуда - чашка, ковш, ложки, поварёшка. Всё XIX век.
12. Братыня, ендова и кувшин, XIX век.
13. Скобкарь, XIX век. Ковш для пива. Употреблялся во время канунов - общественных трапез, в дни храмовых праздников, свадеб, поминок.
14. Сундук-подголовок, XVIII век. Деревянный сундук с наклонной крышкой. Использовался для хранения денег, драгоценностей, ценных бумаг.
15. Тракт Москва - Север.
16. Поморский крест, XIX век. Уникальный памятник традиционной народной культуры Севера, тесно связанный с историей хозяйственного освоения северных земель и Арктики. Наряду с лоциями, картами, штурманскими приборами, гуриями поморские кресты являлись одним из важнейших средств обеспечения древней полярной навигации. Воздвигались кресты на берегах рек и морей в благодарность за избавление от разных напастей, за спасение жизни и удачный промысел, в память о родных и сотоварищах, которых прибрало море. По приметным крестам поморы прокладывали свой путь вдоль морского берега - от креста к кресту. В поморских лоциях упоминались сотни береговых крестов, причём каждый крест имел имя по названию рыболовных тонь, промысловых угодий и мысов. Кресты были исключительным явлением, не имевшим аналогий ни в мировой, ни в общерусской практике судовождения.
17. Соляной промысел. Почти семь веков Поморье было основным внутренним поставщиком соли в стране.
Црен, XIX век. Железная сковорода, употреблявшаяся для выварки соли.
18. Изделия косторезного ремесла - шкатулки, гребни, иконы, XVII-XVIII век. Материал - кость мамонта и клык моржа.
19. Слюдяной промысел начал развиваться на Севере с XV века. Слюда шла на изготовления окон и фонарей, использовалась в качестве декоративного оформления шкатулок, ларцов, карет царей и богатых вельмож.
Окончина слюдяная, XVII век.
20. Слюдяной фонарь, XVII век.
21. Поморы строили множество судов. Модели многих я уже показала
вот здесь, поэтому повторяться не буду. А вот инструменты судостроителей покажу.
22. Ну и конечно рыболовство и зверобойный промысел.
23. Лодка зверобойная «Тройник» и орудия звероловного и рыболовного промысла.
24. Чуна охотничья и кережа - деревянные сани в виде лодки для транспортировки снастей на промыслах.
25. Промысловая одежда. Сукман - верхняя мужская одежда прямого покроя для осени и весны. Совик - шуба, шестью вверх, надевается с головы, поверх малицы. И собственно малица - просторная рубаха из оленьих шкур, мехом вовнутрь, с пришитыми рукавицами мехом наружу, надевается через голову.
26. Бочка «сельдянка» и кадушка для пива «Лагун», специальная дорожная для перевозки жидкости.
27. Не последнюю роль в освоении Севера играла церковь. Бывало что и города возникали рядом или на месте монастырей.
28. Вериги - ручные или ножные железные оковы, цепи, пояса, которые носили подвижники-аскеты, чтобы смирить тело и укрепить дух.
29. Дароносица - небольшой ковчежец, служит для перенесения Святых Даров (хлеба и вина) в дома больных и умирающих для причащения. Внутри дароносицы помещаются маленькие ковчег, потир, лжица. Эти дароносицы XVII века.
30. Берестяные и деревянные расписные брачные венцы XVII века - замечательные памятники древнерусской живописи, уникальные образцы иконописной миниатюры. На мужских венцах помещались изображения Христа и святых мужей : Адама, царя Константина, Бориса и Глеба, великомучеников Димитрия и Георгия. На женских венцах изображалась Богоматерь и святые жёны и девы, почитавшиеся в народной традиции как покровительницы брака и семьи : Ева, Параскева, Анастасия, Анна, Екатерина и другие. На мужских венцах нередко изображалось солнце, на женских - луна. Брачные венцы возлагались на головы мужчины и женщины во время совершения церковного обряда венчания.
31. Клиросный шкаф, XVII век, в церкви служил для хранения богослужебных книг и свечей. Светец, XVII век. Подсвечник, XVII век.
Решила всё не впихивать в один пост, поэтому... Продолжение следует - Архангельск в XX веке.