Северный морской музей находится на Красной пристани, про которую я
недавно рассказывала. Крутой, понравился очень, чего от себя не ожидала. Как бы тематика совершенно не моя. Небольшой, но выставки интересные. Про поморов, про Петра, про Северный морской путь, про освоение Арктики. Смотрим?
2. Интересностей много.
3. Морские узлы. Пробовала завязать, несколько даже получилось.
4. Конечно, поморская тема в приоритете. Поморы издавна живут на берегах Белого моря и занимаются рыбным промыслом. Они уникальные мореходы и задолго до европейских первооткрывателей ходили по Ледовитому океану. Карбас - традиционное поморское судно, известное со второй половины XVI века.
5. Раньшина - промысловое судно поморов XI-XIX веков, приспособленное для ранних весенних промыслов рыбы и морского зверя в тяжёлых ледовых условиях. Яйцевидная форма подводной части корпуса способствовала выдавливанию на поверхность при сжатии льдов. Прямой наклонный форштевень помогал вытаскивать её на лёд. Для сообщения с берегом имелись шлюпки-осиновки.
6. Вот чёрная лодка это и есть осиновка. Долблёная, изготавливалась из соснового, елового и преимущественно из осинового леса, использовалась для промыслов. А вот рядом, поменьше, лодка-садок для перевозки живой рыбы.
7. Поморский коч - мореходное парусное судно северных промышленников. Корпус судна противостоял сжатию во льдах.
8. Слева - поплави рыболовных сетей и кибаса - грузило для невода. Справа - инструменты для вязания сетей. Кстати, посерёдке - это шуйки, были такие у моего папы, сетки вязал всегда сам. Заядлым рыбаком был.
9. Кухтырь - поплавок рыболовной сети. Видела такой же в музее в Калининградской области. Сохранилось их немного, так что штуковина уникальная.
10. Вёсла с карбаса, рыболовная сеть и плица - ковш для вычерпывания воды из лодки.
11. Корзина заплечная для переноски сёмги, 1900.
12. Снегоступы, первая половина XX века.
11. Очень много в музее моделей кораблей. Хотелось рассматривать и рассматривать. Покажу некоторые.
Яхта «Святой Пётр», 1693. Первая морская яхта молодого царя Петра I. Построена в Архангельске по царскому указу. Строителями яхты были голландские мастера П.Бас и Г.Янсен, а её украшение изготовил резного дела мастер Ф.Иевлев. Небольшой парусный корабль имел одну мачту с прямым и косым парусами голландского образца, вооружение составляло двенадцать 3-фунтовых пушек. На яхте был впервые поднят российский штандарт. Пётр впервые вышел в море на «Святом Петре» 6 августа 1693 года во время посещения Архангельска. Молодой царь сопровождал уходившие из Архангельска голландские и английские купеческие суда и дошёл с ними до восточных берегов Кольского полуострова. В мае 1694 года он снова приезжает в Архангельск и на яхте совершает плавание на Соловецкие острова, а затем сопровождает очередной караван купеческих судов, уходящий из Архангельска, до мыса Святой Нос.
12. Фрегат «Святой Илья», 1703. Соломбальская верфь, строитель О.Най. В 1710 году в составе отряда вышел из Архангельска и прибыл в Копенгаген. До 1712 года крейсировал в Северном море и проливе Скагеррак, захватывая шведские каперы и транспорты. 14 августа 1712 года выходил в море под флагом Петра I, находившегося в это время в Копенгагене. А в сентябре разбился в Балтийском море по пути в Ригу.
13. Гукор «Святой Архангел Михаил», 1727. Судно было построено в Куростровской волости мастером Трофимом Медведевым. Отличалось настолько хорошими мореходными качествами, что поморы прозвали его Чайкой. А принадлежало судно отцу Михаила Васильевича Ломоносова - Василию Дорофеевичу. На нём он перевозил государственные и частные грузы, промышлял морского зверя и треску.
14. Линейный корабль «Город Архангельск», 1735. Соломбальское адмиралтейство. Артиллерийское вооружение корабля состояло из 54 орудий калибра от 4 до 18 фунтов, расположенных на двух деках. Корабль принимал участие в русско-шведской войне 1741-1743 годов.
15. Линейный корабль «Азов», 1826. Архангельск, мастер Андрей Курочкин. Имя своё получил в честь победы Петра над турками. Вошёл в состав Балтийского флота и за 5 лет своего существования стал одним из самых прославленных кораблей Русского флота. Славу и Георгиевский флаг ему и его экипажу принесло участие в Наваринском сражении 1827 года, в котором «Азов» одержал победу в бою с пятью турецкими кораблями.
16. Транспортный военный корабль «Двина», 1852. Архангельск. Участник обороны города Петропавловска и полуострова Камчатка во время Крымской войны 1853-1856 годов.
17. Экспедиционное судно «Святой мученик Фока», 1870. Построено в городе Тенсьберг в Норвегии как трёхмачтовый барк и принадлежало норвежским промышленникам. В 1898 году приобретено мезенскими зверобоями. В 1906 году судно передано Мурманской промысловой экспедиции для исследования перспектив тюленьего и моржового промыслов у западных берегов архипелага Новая Земля и в Карском море. Тогда же оно было переоборудовано в двухмачтовую шхуну с помещениями для команды и учёных, с зоологической и гидрологической лабораториями. На этой шхуне в 1912 году стартовала русская полярная экспедиция под руководством Георгия Седова, которая пыталась достичь Северного полюса.
18. Ледокольный пароход «Вайгач», 1908. Невский судостроительный завод, в проектировании принимал участие капитан II ранга А.В.Колчак. Весной 1910 года прибыл во Владивосток, затем отправился в картографическую экспедицию к Берингову проливу и мысу Дежнёва, вернувшись к осени обратно во Владивосток. В 1914-1915 годах вместе с транспортом «Таймыр», первым из русских судов, прошёл Северным морским путём из Владивостока в Архангельск. Участвовал в Первой мировой войне.
19. Ледокольный пароход «А.Сибиряков», 1909. Великобритания. В 1916 году куплен русским правительством для Управления морским транспортом Беломорско-Мурманского района. В 1932 году прошёл по Северному морскому пути с запада на восток за одну навигацию. Участвовал в Великой Отечественной войне, обеспечивал перевозки в Арктическом бассейне. В 1942 году погиб в Карском море в неравном бою с германским тяжёлым крейсером.
20. Научно-исследовательское судно «Персей», 1916. Построено в Онеге как зверобойная шхуна. В 1922 году судно передано Плавучему морскому научно-исследовательскому институту, где его переоборудовали как научно-исследовательское судно. Всего на «Персее» было осуществлено около ста научно-исследовательских экспедиций. Потоплен немецко-фашистской авиацией в Кольском заливе в 1941 году.
21. Модели судов посмотрели, теперь можно посмотреть на разные морские приборы, в том числе с совершенно непонятными названиями.
Штурманский стол.
22. Колокол буксира «Aleida Johanna II», конец XIX века, город Дордрехт, Нидерланды.
23. Лондонский Полярис Хита, 1885-1920, Англия. Навигационный прибор с функциями пеленгатора и кренометра.
24. Бинокль фирмы «Lemaire», конец XIX века, Париж, Франция.
25. Подзорная труба, конец XIX века.
26. Корректор курса, XIX век, Великобритания.
Часы с ледокольного парохода «Таймыр», начало XX века.
Дефлектор системы И.П.Колонга - прибор для определения девиации судового компаса, начало XX века. С ледокольного парохода «Вайгач».
27. Николай Васильевич Морозов - русский военный гидрограф и исследователь Северного морского пути.
Чайник Н.В.Морозова, начало XX века.
Прибор письменный чернильный, 1930-ые годы. Принадлежал известному гидрографу Арктики Павлу Ивановичу Башмакову.
28. Контрольный манометр парового котла, XX век.
29. Рундук морской, XIX век, Россия.
30. А вот на втором этаже находится выставка, приуроченная к 350-летию Петра нашего Великого. И рассказывает она о первом российском Морском уставе. Был он разработан под руководством и при непосредственном участии самого Петра I, утверждён в качестве закона в январе 1720 года и издан в апреле того же года в Санкт-Петербурге.
31. Воинский морской приказ был образован в декабре 1698 года указом Петра I. Он ведал плаваниями и боевыми действиями, военными чинами из иностранцев и «всем касавшимся собственно флота», в том числе подготовкой и комплектованием командного состава, поддержанием боевой готовности флота. После принятия в 1720 году Морского устава управление морским флотом было вписано в бюрократическую систему, предписывающую планирование, регламентацию и строгую отчётность. Должности писаря и корабельного комиссара-администратора, отвечающего за состояние провианта, формы и корабельного имущества, были также прописаны в должностном регламенте, определённом Морским уставом.
Чернильница, конец XIX века, Франция. Сургуч для печатей, XX век, Россия. Бумага писчая, 1787, Россия. Очки, XIX век, Россия. Подсвечник, XVIII век, Россия. Бювар для бумаг, начало XX века, Россия.
32. В XVIII веке тактика морского боя большое внимание уделяет артиллерии - улучшается порох, заряд орудия производится в картузах и патронах, появляются кремниевые замки-воспламенители. Профессия корабельного канонира и констапеля выделяется из команды корабля, требует особой подготовки и опыта.
33. Традиционно у русских моряков главным небесным покровителем являлся Николай Чудотворец. Это один из самых почитаемых святых в русской культуре. В религиозных традициях Русского Севера образу Николая Мирликийского, помощнику мореходов и путников, отводилось особое место. Другим важным небесным заступником русского флота исторически считается Андрей Первозванный. Ещё в 1698 году Петром I была учреждена высшая государственная награда - орден Святого Андрея Первозванного, а позднее был учреждён флаг русского флота - Андреевский, с косым синим крестом. Важнейшие элементы церковного присутствия в морском флоте были заложены и в Морском уставе, одним из соавторов которого являлся соратник Петра Великого архиепископ Феофан Прокопович. Чёткая флотская практика систематизации и упорядочивания всего, безусловно, касалась и церковной жизни. Священнические припасы, богослужебные предметы и облачения комплектовались в строгом соответствии с образцовым табелем, содержащимся в Морском уставе.
На севере диком, церковно-историческая повесть, П.И.Россиев, издание П.П.Сойкина, Санкт-Петербург, 1904. Евангелие, Синодальная типография, Санкт-Петербург, 1872. Подсвечник, Россия, XVIII век. Лампадка, Россия, начало XX века. Икона в окладе Святой Николай Чудотворец, Россия, первая половина XIX века.
34. Подробный рацион питания на флоте был прописан в Морском уставе и сохранялся на протяжении многих десятилетий. Помимо перечисленных в уставе продуктов на кораблях обязательно были ржаной хлеб, кислая капуста (как один из противоцинготных продуктов) и даже масло. Особенностью являлись 16 чарок вина, входившие в моряцкий продовольственный набор. Питались матросы два раза в день артелями по 7 человек. Этот порядок был заведён для удобства распределения продуктов питания. Ведь сколько требовалось еды семи морякам в день - ровно столько требовалось одному моряку в неделю. Большой проблемой было приготовление на борту корабля горячей пищи. Традиционные каменные печи из-за качки часто разваливались в море. Проблему удалось решить только к концу XVIII века с внедрением металлических печей. Большой объём пива, входящего в состав продуктового набора русского моряка, объясняется просто : вода в условиях долгого плавания быстро портилась. Её и заменял солодовый напиток.
Вилка столовая и нож столовый, Великобритания, вторая половина XIX века. Солоница, Россия, XIX век. Кашник, Россия, вторая половина XIX века. Ковш, Россия, вторая половина XIX века. Бутылка, Россия, XIX век.
35. Петром I был введён морской костюм, состоявший из элементов голландской морской одежды - широкополой шляпы, коротких штанов зелёного цвета, чулок, кожаных туфель и куртки из грубой шерсти серого или зелёного цвета. Морская форма со временем претерпевала разительные изменения. В неё постепенно включались новые элементы, а старые уходили в историю. Классический матросский воротник, более кратко - гюйс, не только функциональный, но и символический элемент, свидетельствующий о славной истории русского флота. Форменный воротник сшит из хлопчатобумажной ткани тёмно-синего цвета на подкладке того же цвета. Воротник трансформировался из капюшона и был предназначен для защиты головы моряка от непогоды. Особенное отношение к морской форме как важнейшему элементу флотской жизни было продиктовано не только хозяйственными, но и символическими причинами.
36. Мода на курение в России традиционно связывается с Петром I. Однако распространение табака началось ещё в XVI веке в Московии благодаря установившимся через Белое море торговым отношениям с Англией.
Чашки курительных трубок, Западная Европа, XVIII век.
37. Соломбальская верфь была основана в 1693 году и положила начало государственному судостроению в России. 18 сентября царь Пётр I собственноручно заложил корабль «Св. Апостол Павел». Летом 1702 года Архангельский порт и верфь, строившая военные корабли в основном для Балтийского флота, были расширены. За первую четверть века здесь было построено 126 судов. В 1734-1735 годах при верфи в Соломбале начали работать госпиталь и школа. Особенно отмечались прочность и дешевизна архангельских кораблей. В сентябре 1758 года в Соломбале были спущены на воду самые большие в ту эпоху 80-пушечные линейные корабли «Св. Апостол Андрей Первозванный» и «Св. Климент Папа Римский». В 1764 году под началом П.А.Чаплина для полярной экспедиции В.Я.Чичагова на верфи построили три специальных судна ледового класса. Тогда же был сооружён сухой док. Впоследствии здесь регулярно строились суда для экспедиций в Арктику. В марте 1862 года Архангельский военный порт и Соломбальская верфь были упразднены. За всё время работы здесь было построено около 700 больших и малых судов.
Кто дочитал, тот молодец!