Сегодня вспомним ещё один омский технопамятник, ныне, увы, не существующий, а заодно и историю автопредприятия, у которого он стоял. Это был автомобиль ГАЗ-М20 "Победа", установленный перед зданием ПАТП-5 на 5-й Северной. К сожалению, информации по этому памятнику практически нет, известно только, что он был установлен в 1980-х в честь какой-то круглой даты, а исчез на рубеже 1990-2000-х, когда 5-й таксопарк фактически прекратил своё существование. Машина была покрашена под такси 1950-1960-х, но не очень близко к оригиналу.
фото: А.Ю.Кобриц
Именно с "Побед"-такси в начале 1950-х начиналась современная история таксомоторных перевозок в Омске. На 1954 год в городском таксопарке числилось 90 таких машин, правда треть из них стояли на ремонте, очевидно, были проблемы с запчастями. На старом фото можно увидеть, как выглядела настоящая окраска "Побед", кстати, они выходили такими с завода - для использования в такси выпускалась специальная модификация ГАЗ-М20А. Кроме спецокраски, таксомоторная модификация отличалась от обычных "Побед" обивкой сидений, а также наличием таксометра и "зелёного огонька", впервые появившегося именно на "Победах".
фото из книги А. Поварницына "Любимому городу. К 290-летию Омска. Статьи и очерки по истории", Омск, 2006.
Кроме "Побед", в омском такси использовалось некоторое количество ГАЗ-12 "ЗиМ" и даже ЗиС-110. Такие машины поступали в такси после службы в гаражах обкома и горкома. Такси в Омске постоянно развивалось, с конца 1950-х на смену "Победам" стали поступать 21-е "Волги". Модификации для такси, в зависимости от года выпуска, носили индексы ГАЗ-М21А, ГАЗ-21Т и ГАЗ-21ТС.
фото: архив А.Ю. Кобрица
Поступали в омский таксопарк и "Москвичи" моделей 407, 403, 408, в небольших количествах. Из-за тесноты этих машин популярностью они не пользовались. В 1970-х основной машиной такси стала "Волга" ГАЗ-24, для такси выпускались модификации ГАЗ-24-01, ГАЗ-24-07, ГАЗ-24-11 и ГАЗ-24-17. Были в омском такси и универсалы ГАЗ-24-04 и ГАЗ-24-14. На фото, если присмотреться, виден знак принадлежности машины к 5-му таксопарку - на лобовом стекле c пассажирской стороны нанесена цифра 5 в кружке.
фото: архив А.Ю. Кобрица
В середине 1980-х в омских ПАТП-5 и ПАТП-6 работало около 800 такси, и количество их постепенно увеличивалось. В довеску в "Волгам" продолжали поступать и "Москвичи", теперь уже 412 и 2140. Кроме легковых машин, в таксопарках были и микроавтобусы РАФ, работавшие в режиме маршрутных такси. В 1990-х оба омских таксопарка были приватизированы, с закономерным результатом. ПАТП-5, в 1992 году преобразованное в ОАО "Тандем", проработало до начала 2000-х, после чего было объявлено банкротом. Сейчас бывшая территория таксопарка поделена между несколькими собственниками, там гнездятся различные конторы, работают несколько СТО, а о таксистском прошлом напоминает лишь один чудом сохранившийся артефакт - "барельеф" с изображением "Волги" ГАЗ-21 на заборе.
А ещё недавно на одной из улиц вблизи бывшего таксопарка можно было видеть "Волгу" ГАЗ-31029, работавшую когда-то в ПАТП-5. На машине сохранились опознавательные знаки такси и даже гаражный номер - 50. Именно такие машины работали в 5-м таксопарке в последний период его существования.
В завершение традиционно хочу попросить - если у кого-то есть фотографии или информация по старому омскому такси - присылайте, буду очень благодарен!