Тарский автобусный заповедник

Oct 19, 2011 01:12

Пока готовятся материалы для следующих заметок о технопамятниках, переключусь на другую тему - городской общественный транспорт. Сейчас этим увлекаются многие: кого-то больше интересует учёт подвижного состава пассажирских транспортных предприятий, кто-то вдумчиво изучает историю развития сети городских маршрутов, ну а мне интересна сама техника - автобусы, троллейбусы, трамваи и те машины, которые их обслуживают. Совсем недавно была перевёрнута очередная страница автобусной истории Омска - в 2008 году городские улицы навсегда покинули последние маршрутные автобусы модели ЛиАЗ-677, различные модификации которой возили омичей на протяжении почти сорока лет. Но в Омской области остались места, где ещё можно прокатиться на живых маршрутных "луноходах" (так называли 677-ю модель по всему Союзу). Самое интересное из этих мест - Тара.





Из всех маленьких городков Омской области Тара, по моему мнению, наиболее соответствует гордому званию "город".




В Таре до сих пор перед зданием администрации стоит памятник Ленину...




... а по городским маршрутам ходят ЛиАЗы-677М.




Городской автобус пользуется популярностью у местных жителей - Тара город хоть и небольшой, но достаточно протяжённый. Стоимость проезда - 10 рублей. Всего на данный момент действует 5 городских муниципальных маршрутов (есть ещё частники):
1 - "АТП - Широковская база",
2 - "Сад "Берёзка" - Аэропорт"
3 - "Посёлок "Телевизионный" - Нефтебаза"
4 - "Радищева - Чекрушево"
5 - "Вавилова - Чекрушево"
Обслуживает эти маршруты 5 больших автобусов, по автобусу на маршрут, иногда их подменяют ПАЗ-3205, базируются автобусы в Тарском АТП.




Теперь поговорим собственно об автобусах. Сейчас на линии работают 4 ЛиАЗ-677М, их бортовые номера 11, 12, 14 и 15.
Все машины уже далеко не новые, но при помощи растущих из нужного места рук работников АТП поддерживаются в рабочем состоянии и выглядят гораздо лучше, чем выглядели такие же автобусы того же возраста в Омске.
Самый нарядный - номер 11-й, фото снято в 2007 году, сейчас он выглядит немного по-другому, но тоже неплохо.




Номер 12 - самый новый "луноход" в Таре, он был куплен в 2006 году у одного из омских предприятий и перевезён в Тару, где около двух лет стоял в резерве, до тех пор, пока старый номер 12 (тоже 677-й) окончательно не вышел из строя, уступив номер новичку.




Номер 14 выглядит как брат 12-го: примерно того же возраста, окрашен по похожей схеме, и тоже заменил старый 677-й, ходивший ранее под 14-м номером. Скорее всего, он также был куплен в Омске.




Вот он летом этого года - постарел, но держится.




А вот номер 15 - из старой гвардии, и выглядит он более уставшим, чем его оранжевые коллеги.




На борту - надпись в память о праздновании 410-летия Тары в 2004 году.




Самый же старый и самый интересный "луноход" Тары, работавший под номером 17, был списан в этом году. Остановлюсь на этой машине поподробнее, она того стоит. Ещё году в 2006-м, будучи в Таре по рабочим делам, я с удивлением обнаружил там ЛиАЗ-677М с круглой задней оптикой, в Омске такие машины давным-давно исчезли. В январе 2007 при очередном визите в Тару мне удалось заснять этот автобус.




При взгляде на автобус в анфас обнаружилась ещё одна уникальная особенность - эмблема в виде букв "ЛИКИНО" на капоте. Такие эмблемы ставились только на передвижные телевизионные станции (ПТС-ЦТ) ЛиАЗ-5930/5931 "Лотос" и ЛиАЗ-5932 "Магнолия".




В результате консультаций со специалистами по ЛиАЗам и внимательного изучения всех фото машины стало ясно - этот автобус изначально был вспомогательной машиной от передвижной телевизионной станции, на это указывают, помимо эмблемы (очевидно, переставленной с ПТС-ки), остатки крепления большого багажника на крыше, характерные лючки в бортах для подключения кабелей и петли для навесных замков на дверях салона. Год выпуска - ориентировочно 1985, сохранность автобуса была обеспечена именно его первым местом службы - телевизионщики гоняют ПТС-ки не так уж часто, и основная их работа происходит, стоя на месте, поэтому пробег у автобуса к моменту его попадания в Тарское АТП в первой половине 2000-х был очень небольшим. Но регулярная эксплуатация на маршрутах сделала своё дело, и к концу 2000-х автобус выглядел уже не так, как при первой встрече:




В марте этого года в Тарское АТП пришёл новый НефАЗ-5299-10-33, получивший номер 16:




А старик под номером 17 пошёл под списание...




И, с одной стороны, хочется порадоваться за тарчан и пожелать им дальнейшего обновления автобусного парка, а с другой стороны, с уходом последних "луноходов" с тарских улиц исчезнет ещё одна частичка старой Тары, одна из тех, что создавали и создают сейчас этому маленькому уютному городу такую атмосферу, что хочется приезжать туда снова и снова...

автобус, Омская область, гортранспорт, Тара, ЛиАЗ

Previous post Next post
Up