Ещё немного про Тару и автобусы

Oct 20, 2011 13:23

В марте 2009 года меня в очередной раз занесло в Тару по делам. Заехав в центр города, понял, что программа дня расширяется - на Юбилейной площади шла подготовка к празднованию Масленицы.





Юбилейная площадь появилась в Таре на месте древнего городища в 1994 году - к 400-летию города. С одной стороны площади установлена памятная стела:




А с другой - реконструированный фрагмент Тарской крепости 400-летней давности.




Моё внимание привлёк автобус, принимавший непосредственное участие в техническом обеспечении праздника. Это "Кубань", такой же вымирающий вид, как и ЛиАЗ-677, про которые рассказывалось в прошлой заметке.




Такие автобусы наверняка помнят многие, ещё бы, ведь автобусов, носящих марку "Кубань", было выпущено более ста тысяч экземпляров, и разошлись они по всему Союзу. Но, думаю, немногие знают историю появления этих машин на свет.
В 1962 году Госплан отказал Министерству культуры РСФСР в распределении автобусов из-за их дефицита. Но автобусы были нужны Минкульту как воздух - сложившаяся система культурного обслуживания населения, особенно в сельской местности и на новых гигантских стройках, требовала всё большее количество машин для поездок агитбригад и театральных коллективов, а также для прочих нужд. Выход был найден - организовать производство на одном из предприятий, подчинённых Министерству культуры. Таким предприятием стал Краснодарский механический завод нестандартного оборудования, реорганизованный из автобусно-мебельного цеха Краснодарского ремпромкомбината. Уже в том же 1962 году по чертежам и технической документации, полученным с Каунасского авторемзавода № 3, были построены первые автобусы с деревянным кузовом на шасси ГАЗ-51А, получившие название "Кубань-62".
Но на заводе не собирались останавливаться на достигнутом, постоянно велась работа по модернизации выпускаемых автобусов, а во второй половине 1960-х был сделан серьёзный шаг вперёд - разработан и запущен в производство автобус с цельнометаллическим кузовом. Новый автобус получил индекс "Кубань-Г1А", кроме базового автобуса, выпускалось также 4 модификации: автоклуб "Кубань-Г1К", автобиблиотека "Кубань-Г1Б", автокниголавка "Кубань-Г1Л" и автомузей "Кубань-Г1М".
Если кому-то интересны дополнительные подробности об истории Краснодарского механического завода, рекомендую почитать статью Дениса Дементьева "Культурный автобус", например тут: http://www.cartruckbus.ru/articles/103-kulturniy-avtobus.html
Автобусы серии "Г1А" за время производства прошли ряд серьёзных модернизаций, последняя модификация получила индекс "Г1А1-02",была поставлена на конвейер в 1989 году и выпускалась до 1993 года. Именно такой автобус и стоит до сих пор на вооружении тарских работников культуры...




Вернувшись на площадь через некоторое время, я застал празднование Масленицы в самом разгаре, было такое впечатление, что здесь собрался весь город - толпы людей, песни, веселье и непередаваемая атмосфера настоящего народного праздника. Попробовал вкуснейшие домашние блины, с начинкой и без, с некоторым сожалением отказался от ледяной стопочки, предлагаемой тётушками к блинкам, и поехал дальше, с мыслью о том, что было бы неплохо оказаться в Таре на Масленицу ещё раз, и уже никуда не торопясь, проводить русскую зиму по полной программе.

мероприятия, автобус, Омская область, Кубань, Тара

Previous post Next post
Up