Памятники города оружейников

Oct 13, 2011 01:22

Пару лет назад в ходе поездки по европейской части России мне довелось побывать в Туле. Город понравился и произвёл достаточно сильное впечатление, среди особо запомнившегося: красивый старый кремль, контрастирующие со старым городом огромные промышленные районы, и развитая трамвайная сеть - даже сейчас, когда тульский трамвай переживает далеко не лучшие времена, количество вагонов и протяжённость путей в полтора раза больше, чем в Омске, при том, что жителей в Туле в два раза меньше, чем в нашем городе.

А ещё в памяти отложилась установленная на одной из улиц города памятная стела с короткой надписью "Здесь проходил передний край обороны Тулы". 43 дня, под бомбардировками и артобстрелом противника, находясь почти в полном окружении, советские войска при поддержке ополченцев отражали постоянные атаки немецких войск. И город выстоял, безоговорочно заслужив звание Города-Героя, было это осенью-зимой 1941 года, 70 лет назад.




О боевом прошлом Тулы могут рассказать и некоторые из автомобилей-памятников, которых в Туле немало. Один из них находится в посёлке Скуратово. На высоком постаменте встала на вечную стоянку старая трёхтонка, а надпись на памятной табличке гласит: "Слава воинам автомобилистам, героически защищавшим город Тулу в ноябре-декабре 1941 г.".




Памятник находится в приличном состоянии, жаль только, что установленная машина никак не может быть лично причастна к событиям тех далёких лет - этот УралЗиС был выпущен уже после окончания войны. От модификации военных лет ЗиС-5В, выпуск которой начался на уральском заводе в 1944 году, послевоенные модификации внешне можно отличить по штампованным крыльям обтекаемой формы. Военные же трёхтонки ЗиС-5В, как московского, так и уральского производства, из внешних отличий имели упрощённые сварные крылья угловатой формы, кузов, у которого открывался только задний борт, и только одну фару.

В подавляющем большинстве случаев при строительстве памятника боевым "Захарам", на постаменты были установлены именно послевоенные УралЗиСы. Это и немудрено: в пекле войны погибла значительная часть выпущенных ЗиС-5В, а те, что выжили, были добиты при восстановлении разрушенного народного хозяйства. Впрочем, есть и исключения, такие, как следующий тульский автопамятник, стоящий на Пролетарской улице.




Несмотря на то, что машина представляет из себя сборную солянку (чего стоят одни только колёса от ГАЗ-53!), выштамповка ЗиС на радиаторе даёт основания предполагать, что когда-то этот автомобиль был самым настоящим ЗиС-5В, вышедшим в военные годы из ворот автозавода имени Сталина. Установлен памятник был в 1995 году, к 50-летию Победы.




Создатели памятника пытались изобразить установку реактивной системы залпового огня БМ-13, вот только таких вариантов "Катюши" в природе не существовало - шасси ЗиС-5 было для установки БМ-13 слишком слабым и первые выпуски пусковых установок монтировались на шасси другого московского грузовика - трёхосного ЗиС-6. После вынужденного сворачивания производства ЗиС-6 в 1941 году в связи с частичной эвакуацией завода ЗиС в качестве базы для БМ-13 использовались поставляемые по ленд-лизу полноприводные шасси американского и британского производства, среди них особое распространение получил знаменитый полноприводный Studebaker US6 с колёсной формулой 6х6. Были варианты "Катюши" и на гусеничном шасси, но об этом чуть позже.

Ещё один тульский памятник тоже посвящён людям, посвятившим свою жизнь борьбе с врагом, вот только враг этот - природная стихия. В Пролетарском районе, на территории пожарной части №3 установлена пожарная автолестница АЛГ-17(51А)-ЛЧ.




17-метровая автолестница на шасси ГАЗ-51А была предназначена для проведения спасательно-эвакуационных работ и подъёма пожарных в верхние этажи зданий высотой до 5 этажей. Начало её выпуска на Новоторжокском заводе противопожарного оборудования как раз совпало с началом массового строительства типовых пятиэтажек-хрущёвок во многих городах СССР и машина пришлась как нельзя кстати.




Индекс "ЛЧ" в названии модели означает, что привод механизма лестницы гидравлический, в отличие от первой модификации этой машины, носившей индекс "ЛТ", на которой все операции по выдвижению и повороту лестницы проводились с помощью ручного привода. Привод же выдвижных опор оставался механическим на всех модификациях, так что водителю машины приходилось изрядно потрудиться при каждом боевом развёртывании. Остаётся добавить, что автолестница АЛГ-17 успела засветиться в кино, в сцене погони из фильма «Невероятные приключения итальянцев в России».

Следующий тульский памятник представляет другую городскую службу, совсем не героическую, но не менее нужную, чем пожарная охрана. Установлен он на Новомосковском шоссе, рядом с территорией МУП "Спецавтохозяйство", где, собственно, и проработал всю свою жизнь.




Когда-то во многих городах процесс сбора мусора проходил совсем по-другому, нежели сейчас: такой вот мусоровоз по установленному графику объезжал все дворы своего участка, ко времени его приезда в каждом дворе уже собирались жильцы с мусорными вёдрами, неспешно обсуждая последние новости. Содержимое ведёр отправлялось в кузов спецмашины и автомусорщик ехал в следующие дворы, а потом - на свалку, где разгружался самосвальным способом. Называется этот мусоровоз 93М, а в качестве базы для него использовалось "самосвальное" шасси ГАЗ-51Д. Выбор именно этого шасси был обусловлен наличием у него коробки отбора мощности, которая была необходима для привода гидравлической системы мусоровоза. Выпускалась эта машина до самого конца 60-х годов, после чего её сменил аналогичный мусоровоз 53М на шасси ГАЗ-53А, но ветераны 93М оставались на службе ещё долго. Одна из сохранившихся машин ещё недавно использовалась по прямому назначению в Полтавской области. Если верить надписи на дверце этой машины, то она тоже прожила долгую трудовую жизнь. Состояние памятника очень неплохое, вот только колёса (да, опять колёса) от ГАЗ-53 несколько портят внешний вид, зато на машину для антуража установлен советский госномер образца 1958 г. По периметру кузова, кабины и колёс закреплены световые шнуры и ночью машина выглядит, как новогодняя ёлка.

Я уже упоминал, что в Туле очень много промышленных предприятий, и одно из самых крупных - ОАО "Тулачермет", основной деятельностью которого является выплавка чугуна. Этот завод отметился минимум двумя технопамятниками. Первый из них - железнодорожный вагон-шлаковоз, предназначенный для транспортировки расплавленного шлака по территории предприятия.




Можно только представить себе, насколько жаропрочной должна быть конструкция вагона, если знать, что температура перевозимого жидкого шлака составляет около 1000° С!

Второй памятник установлен около АТП  "Тулачермета" и возвращает нас к автомобильной теме.




История автомобиля-самосвала МАЗ-205 (а точнее, всего семейства МАЗ-200) началась на Ярославском автомобильном заводе ещё до войны, когда была начата работа над проектом перспективного грузовика под индексом ЯГ-14. После пятилетнего перерыва работа над машиной была возобновлена и уже летом 1945 года опытный образец бортового грузовика ЯАЗ-200 был показан руководству страны. Но для восстановления разрушенных войной городов и заводов были более важны самосвалы, поэтому уже в следующем году такая машина под названием была разработана. Новый самосвал получил индекс ЯАЗ-205 и в 1947 году встал на производство сразу на двух заводах - Ярославском и Минском (под названием МАЗ-205), став первым советским серийным грузовым автомобилем с дизельным двигателем и первым автомобилем марки МАЗ. В 1949 году выпуск 205-й модели на ЯАЗе был прекращён, и единственным производителем остался МАЗ, выпускавший эти самосвалы до 1966 года.
Тульский МАЗ-205, возможно был самым старым рабочим автомобилем этой марки в России - он работал в качестве хозяйственного транспорта АТП чуть ли не до 1990-х годов, после чего было принято решение установить его в качестве памятника. Как видно, все агрегаты автомобиля находятся на месте, даже приводные ремни целые.




Внешний вид, конечно, оставляет желать лучшего: краска выцвела, на днище и подвеске цветёт ржавчина, установлены разнокалиберные покрышки. Но самосвал не производит впечатление мёртвого, скорее наоборот - почему-то легко представляется, как он, тарахтя стареньким дизелем, выползает из ворот АТП и куда-то не спеша едет по своим делам...

В дополнение к рассказу о Туле хочется упомянуть и о паре памятников, встретившихся мне в городе Новомосковске Тульской области, через который я проезжал по дороге в Тулу. Первый из них вполне зауряден и представляет собой самый мощный советский танк Великой Отечественной - тяжёлый ИС-2.




Этот 46-тонный танк с 122-мм пушкой сыграл большую роль в победах Красной Армии в заключительный период войны, особенно отличившись при штурме хорошо укреплённых городов, действуя совместно с пехотой. После войны он был модернизирован и под названием ИС-2М официально оставался на вооружении аж до 1995 года. Как результат, экземпляров ИС-2 до нашего времени сохранилось очень много, одних только памятников насчитывается около 60.

А вот другой новомосковский памятник абсолютно уникален - пожалуй, это единственный сохранившийся экземпляр установки реактивной системы залпового огня БМ-13-16 на базе гусеничного тягача СТЗ-5-НАТИ.




Редчайшая машина установлена около Историко-художественного музея в память об освобождении Новомосковска от немецких войск в декабре 1941 года.




Гусеничный тягач СТЗ-5-НАТИ выпускался на Сталинградском тракторном заводе с 1937 по 1942 год, всего было выпущено 9944 экземпляра. Создание установки БС-13-16 на его базе было обусловлено двумя факторами: во-первых, из-за недостаточной проходимости машин ЗиС-6, на которые первоначально монтировались "Катюши", были нередки случаи застревания боевых машин в грязи, что приводило к угрозе их поражения артиллерией или захвата наступающими немецкими частями. Во-вторых, из-за вынужденного сворачивания производства ЗиС-6 "Катюши" просто было не на что устанавливать, а тягачей СТЗ-5-НАТИ в это время было ещё достаточное количество, как в действующей армии, так и на складах.




В сжатые сроки были выполнены работы по созданию нового варианта БМ-13 и в октябре 1941 года были проведены её полигонные испытания, а в ноябре новые машины, выпущенные на заводе им. Коминтерна в Воронеже, стали поступать в войска. В первую очередь они были направлены в соединения, ведущие бои под Москвой, в том числе и в 12-й отдельный гвардейский миномётный дивизион реактивной артиллерии, участвовавший в освобождении Сталиногорска (так в те годы назывался Новомосковск). В 1942 году производство БМ-13-16 на шасси СТЗ-5-НАТИ было свёрнуто в связи с возникновением угрозы захвата Воронежа немцами, и больше не возобновлялось, там более что и производство базового тягача также было прекращено. Время не пощадило эти машины - до наших дней дожили считанные экземпляры, "Катюша" же на этой базе осталась, скорее всего, только одна.

На сегодня всё, в следующем выпуске планирую рассказать об очередном автопамятнике Омска.

пожарное, технопамятники, ГАЗ, ЗИС-ЗИЛ, спецтехника, военное, Тула, УралЗИС-Урал, МАЗ, поездки

Previous post Next post
Up