Leave a comment

shad_tkhom December 24 2024, 15:41:01 UTC
Помню читал про один диспут атеиста с епископом (вроде реальная история была и реальные люди) - в итоге епископ сказал атеисту на ухо: "В этого бога я тоже не верю!"

Reply

vap December 25 2024, 09:21:26 UTC
Я тоже.
Но если он не верит в такого бога - тогда неосновательны делаемые им нормативные суждения.
Следовательно, он лукавит - где ему приятно/выгодно, он верит в одного бога, а где нет - в другого.

Reply

igorre25 December 25 2024, 09:25:53 UTC
Если честно, я не в курсе подробностей той дискуссии, и я не знаю, что конкретно рассказал ему тот атеист, и какие нормативные суждения он делал (и делал ли их вообще). Поэтому не могу согласиться с тем, что он лукавил. Если у Вас есть какие-то подробности, можете дать ссылку?

Reply

vap December 25 2024, 11:42:12 UTC
Так я и не про эту конкретную дискуссию :)
Одна из (пожалуй, даже основная) функций религии - это генерация нормативных суждений с обоснованием из через существование бога и знание того, какой он и чего хочет. Без этого религия существовать не может (даже буддизм может не делать нормативных суждений только тогда, когда представляет себя философией, а как только выступает в роли религии - неизбежно их делать начинает).

Reply

igorre25 December 26 2024, 00:55:29 UTC
Я не соглашусь. Целью религии вообще и христианства в частности (я православный) не является генерация нормативных суждений. Я думаю, что подобные суждения делаются в сообществах с любым мировоззрением, религиозным или нет - они отражают желание устроить общество по определённым принципам, только в нерелигиозных сообществах авторитетом являются не боги, а какие-то идеологии.

Reply

vap December 26 2024, 06:33:22 UTC
Если бы генерация нормативных суждений не являлась целью - религии бы не развились дальше самых древних форм шаманизма и поклонения духам ( ... )

Reply

igorre25 December 26 2024, 18:50:34 UTC
Если Вы согласны я что нормативные суждения присущи не только религиозным мировоззрениям, то тогда нет оснований утверждать, что целью религий является генерация подобных суждений - они бы существовали независимо от религии, отличаясь лишь содержанием и формой в зависимости от преобладающего мировоззрения.

Объяснения имеют место всегда (например, гонения на христиан в первых веках обосновывались тем, что христиане не поклоняются богам, в особенности гению императора, и поэтому боги гневаются, что опасно для существования империи). Поиски объяснений являются неотъемлемой частью человеческого интеллекта.

Reply

vap December 27 2024, 07:26:51 UTC
Я не утверждал, что генерация нормативный суждений - функция _только_ религии.
Я утверждал, что религия _не имеет права_ делать нормативных суждений.
Потому что _любое_ нормативное суждение, сделанное исхода из религиозных посылок - это зло. Может быть маленьким злом, как ложь ребенку о том, что лекарство вкусное, но поскольку есть выгодоприобретатели и у них есть возможность - оно неизбежно развивается до большого зла. Если угодно, даже до степени "манихейского" понимания понятия зла.

Reply

igorre25 December 27 2024, 09:42:07 UTC
Но выгодоприобретатели могут появиться от любого нормативного утверждения, не только религиозного. Почему же только религиозное Вы называете зло.м (делая нормативное утверждение)?

Reply

vap December 27 2024, 11:34:09 UTC
Потому что нормативные утверждения могут быть обоснованными, а могут быть необоснованными. Религиозные - заведомо необоснованные. Принуждение кого-то к чему-то на основании того, что бог есть и бог такой, как утверждает принуждающий - заведомое зло.

Reply

igorre25 December 27 2024, 17:19:45 UTC
Вы наверное имеете в виду, что обоснования (они обычно всегда есть) религиозных нормативных утверждений часто не являются убедительными для тех, кто вне той или иной веры? Но тоже самое имеет место если нормативные утверждения делаются в рамках определенной идеологии - если я придерживаюсь иной идеологии, то соответствующее утверждение не будет убедительным для меня. Я живу в США, и это очень хорошо можно сегодня пронаблюдать: если послушать многие утверждения демократов с точки зрения приверженцев "линии демократов", то все разумно и логично, но если посмотреть на эти утверждения с точки зрения республиканцев, то эти же утверждения могу показаться дикостью. Все тоже самое имеет место если поменять партии местами. Тоже самое имеет место и в иных ситуациях, когда сталкиваются разные идеологии - сейчас имея доступ к интернету это достаточно легко можно проследить.

Reply

vap December 28 2024, 11:34:32 UTC
С идеологиями тоже не все хорошо, но с ними хотя бы можно спорить, можно кого-то убеждать рациональными аргументами. С регилиозно-обоснованным насилием бороться невозможно, оно изначально иррационально и поэтому рациональными аргументами побудить кого-то к его прекращению невозможно.
Повторюсь, религиозные нормативные утверждения - _заведомо_ необоснованы.
А кто не согласен - тот должен согласиться с тем, что где-то за орбитой Юпитера летает маленький фарфоровый чайник, и поскольку он там летает - любой, кто не носит на голове головной убор в форме чайника, является букой и бякой, фу таким быть, а будет упорствовать в своем мерзком а-чайникизме - будет заварен в крутом кипятке :)

Reply

igorre25 December 28 2024, 16:35:57 UTC
Вы наверное не очень знакомы с историей христианства. В нем споры и дискуссии продолжаются уже 2т лет и не останавливаются.

Но даже если посмотреть на мир за пределами христианства, неужели Вы действительно думаете, что люди никогда никак не обосновывали свои утверждения? А ведь светских сообществ никогда раньше не существовало (сама идея светскости как отсутствие религии появилась и развилась в христианской Европе). Неужели Вы действительно считаете, что использование обоснований появилось лишь в Европе после эпохи Возрождения (т.е. эпохи возврата к античности в контексте христианства)?

Это миф, что религиозное мировоззрение полностью иррационально. Так может говорить либо человек совсем не знакомый с религией, ли относящийся к ней враждебно (т.е. эмоционально, а не рационально)

Reply

vap December 29 2024, 06:26:19 UTC
Споры и дискуссии могут продолжаться сколько угодно, но господствующее мнение большинства христиан о принципиальной антиморальности всех неверующих никуда от этого не девается. Вы даже можете привести вполне убедительные примеры обратного, но это будут примеры из высоколобых дискуссий, ни на что не влияющие, а общая картина останется той же ( ... )

Reply

igorre25 December 29 2024, 20:11:11 UTC
Принятие аморальности "чужих" в христианстве развилось лишь у Кальвина (т.е . достаточно поздно в истории христианства) и распространилось на всякие производные идеологии, включая современные секулярные. "Cancel culture" - отражает ту же самую идею не обязательно на религиозной почве. Естественно, в христианстве всегда имеет место понимание, что за его пределами люди могут вести себя аморально по незнанию, и что их следует просвещать, но это не является признанием всех остальных хуже христиан по умолчанию - такая позиция противоречит православному (первоначальному) учению ( ... )

Reply


Leave a comment

Up