Leave a comment

vap December 26 2024, 06:33:22 UTC
Если бы генерация нормативных суждений не являлась целью - религии бы не развились дальше самых древних форм шаманизма и поклонения духам.
Кстати, в религиозных обществах источником нормативных суждений тоже являются не боги, а идеологии. Просто религия позволяет массово навязать обществу совершенно любые суждения как истинные, независимо от степени их абсурдности и очевидной нацеленности на достижение каких-то совершенно других (часто - прямо противоположных тем, что декларируются) целей.
В нерелигиозных сообществах нормативные суждения делаются для упорядочивания взаимоотношений либо (увы, чаще) для установления и поддержания власти. Но даже во втором случае приходится как-то рационально обосновывать, почему такое-то ограничение необходимо и что с его появлением улучшится (станет более справедливым, или даст какие-то новые возможности, или парирует какую-то угрозу). Установление же ограничений исходя из религиозных посылок пропускает этап обоснования, можно внедрять любую иррациональную дичь, и эта дичь будет принята. А кто не примет необходимость нарушения заповеди "не убий" - тот очень плохой человек, вообще мразь конченная, можно и его убить, ради того, чтобы действие заповеди "не убий" укрепить :)

Reply

igorre25 December 26 2024, 18:50:34 UTC
Если Вы согласны я что нормативные суждения присущи не только религиозным мировоззрениям, то тогда нет оснований утверждать, что целью религий является генерация подобных суждений - они бы существовали независимо от религии, отличаясь лишь содержанием и формой в зависимости от преобладающего мировоззрения.

Объяснения имеют место всегда (например, гонения на христиан в первых веках обосновывались тем, что христиане не поклоняются богам, в особенности гению императора, и поэтому боги гневаются, что опасно для существования империи). Поиски объяснений являются неотъемлемой частью человеческого интеллекта.

Reply

vap December 27 2024, 07:26:51 UTC
Я не утверждал, что генерация нормативный суждений - функция _только_ религии.
Я утверждал, что религия _не имеет права_ делать нормативных суждений.
Потому что _любое_ нормативное суждение, сделанное исхода из религиозных посылок - это зло. Может быть маленьким злом, как ложь ребенку о том, что лекарство вкусное, но поскольку есть выгодоприобретатели и у них есть возможность - оно неизбежно развивается до большого зла. Если угодно, даже до степени "манихейского" понимания понятия зла.

Reply

igorre25 December 27 2024, 09:42:07 UTC
Но выгодоприобретатели могут появиться от любого нормативного утверждения, не только религиозного. Почему же только религиозное Вы называете зло.м (делая нормативное утверждение)?

Reply

vap December 27 2024, 11:34:09 UTC
Потому что нормативные утверждения могут быть обоснованными, а могут быть необоснованными. Религиозные - заведомо необоснованные. Принуждение кого-то к чему-то на основании того, что бог есть и бог такой, как утверждает принуждающий - заведомое зло.

Reply

igorre25 December 27 2024, 17:19:45 UTC
Вы наверное имеете в виду, что обоснования (они обычно всегда есть) религиозных нормативных утверждений часто не являются убедительными для тех, кто вне той или иной веры? Но тоже самое имеет место если нормативные утверждения делаются в рамках определенной идеологии - если я придерживаюсь иной идеологии, то соответствующее утверждение не будет убедительным для меня. Я живу в США, и это очень хорошо можно сегодня пронаблюдать: если послушать многие утверждения демократов с точки зрения приверженцев "линии демократов", то все разумно и логично, но если посмотреть на эти утверждения с точки зрения республиканцев, то эти же утверждения могу показаться дикостью. Все тоже самое имеет место если поменять партии местами. Тоже самое имеет место и в иных ситуациях, когда сталкиваются разные идеологии - сейчас имея доступ к интернету это достаточно легко можно проследить.

Reply

vap December 28 2024, 11:34:32 UTC
С идеологиями тоже не все хорошо, но с ними хотя бы можно спорить, можно кого-то убеждать рациональными аргументами. С регилиозно-обоснованным насилием бороться невозможно, оно изначально иррационально и поэтому рациональными аргументами побудить кого-то к его прекращению невозможно.
Повторюсь, религиозные нормативные утверждения - _заведомо_ необоснованы.
А кто не согласен - тот должен согласиться с тем, что где-то за орбитой Юпитера летает маленький фарфоровый чайник, и поскольку он там летает - любой, кто не носит на голове головной убор в форме чайника, является букой и бякой, фу таким быть, а будет упорствовать в своем мерзком а-чайникизме - будет заварен в крутом кипятке :)

Reply

igorre25 December 28 2024, 16:35:57 UTC
Вы наверное не очень знакомы с историей христианства. В нем споры и дискуссии продолжаются уже 2т лет и не останавливаются.

Но даже если посмотреть на мир за пределами христианства, неужели Вы действительно думаете, что люди никогда никак не обосновывали свои утверждения? А ведь светских сообществ никогда раньше не существовало (сама идея светскости как отсутствие религии появилась и развилась в христианской Европе). Неужели Вы действительно считаете, что использование обоснований появилось лишь в Европе после эпохи Возрождения (т.е. эпохи возврата к античности в контексте христианства)?

Это миф, что религиозное мировоззрение полностью иррационально. Так может говорить либо человек совсем не знакомый с религией, ли относящийся к ней враждебно (т.е. эмоционально, а не рационально)

Reply

vap December 29 2024, 06:26:19 UTC
Споры и дискуссии могут продолжаться сколько угодно, но господствующее мнение большинства христиан о принципиальной антиморальности всех неверующих никуда от этого не девается. Вы даже можете привести вполне убедительные примеры обратного, но это будут примеры из высоколобых дискуссий, ни на что не влияющие, а общая картина останется той же.

Про несуществование светскости - это вы сильно не правы. Античные общества, при всей пропитанности идеей о существовании богов, в социальном и правовом смысле были совершенно светскими. Мораль там не выводили из существования бога (те, кто выводили - были маргиналами, не они формировали общую картину), а выводили из наблюдаемых закономерностей человеческих взаимоотношений и из биологических механизмов (эмпатии и т.п.).
И да, в античных обществах нормативные суждения тоже пытались выводить из существования богов, но богов было много и они были разными, и единых нормативных суждений составить не получалось, и как следствие - кто выводил совсем уж дичь дикую, противоречащую и наблюдаемым последствиям разных моделей поведения, и даже биологическим механизмам ограничения агрессии - попадали в маргиналы.

Кстати, отсюда понятно и то, почему единобожие оказалось сильнее. Оно просто более эффективно делало людей антиморальными, отключая и искажая даже ту мораль, которая обусловлена биологически, заменяя ее на искусственную хтоническую, обосновываемую иррациональными аргументами (без которых ее вообще никак не обосновать). И соответственно, более тотально и без оглядки на мораль применяло насилие для своего дальнейшего насаждения.

Про иррациональность религиозного мировоззрения: те, кто им пользуется для "социальной инженерии", безусловно, полностью рациональны. Для них религиозность общества - это просто ресурс. И рядовые члены общества тоже вполне рациональны, принимая ценности общепринятого мировоззрения, чтобы не попадать в изгои и увеличить свои шансы на выживание (причем, независимо от того, насколько искренне они их принимают, и сознают ли сами реальную причину этого принятия). А вот само такое мировоззрение - иррационально по определению.

И, кстати, враждебно относиться к чему-то, и даже делать это эмоционально, можно и по вполне рациональным причинам :) Ненависть религиозных людей к инаковости - иррациональна, а вот ненависть к проявлениям насилия - вполне рациональна. Тут, кстати, наблюдаю интересную параллель с другой мыслью: о том, что неприятие непристойности противоположно неприятию насилия, и обычно те, кто не приемлют непристойность, крайне снисходительно относятся к насилию, а те, кто не приемлют насилие, обычно вполне снисходительны к непристойности.

Reply

igorre25 December 29 2024, 20:11:11 UTC
Принятие аморальности "чужих" в христианстве развилось лишь у Кальвина (т.е . достаточно поздно в истории христианства) и распространилось на всякие производные идеологии, включая современные секулярные. "Cancel culture" - отражает ту же самую идею не обязательно на религиозной почве. Естественно, в христианстве всегда имеет место понимание, что за его пределами люди могут вести себя аморально по незнанию, и что их следует просвещать, но это не является признанием всех остальных хуже христиан по умолчанию - такая позиция противоречит православному (первоначальному) учению.

В древних сообществах всегда было множество богов, т.е. они не включали в себя Создателя. Следовательно, можно было говорить о добродетелях или пороках богов, т.к. мораль была над ними. Мораль не выводится из существования(!) Бога или богов, но из соответствующих взаимоотношений между людьми, богами и миром. Сократа судили за неуважение к богам - вполне религиозная причина. В наше время мораль выводится из взаимоотношений между людьми и миром. Но исключив богов люди сейчас добавили идеи или идеологии, и идеологических оппонентов считают аморальными.

Любое мировоззрение, религиозное или нет, имеет под собой иррациональную основы (например, постулаты или аксиомы, которые не доказываются а принимаются на веру; правда часто эти постулаты открыто не формулируются, но они всегда есть). Например, атеистические идеологии постулируют, что мир познаваем человеком, причем это познание можно свести к физическому и интеллектуальному с упором именно на интеллектуальную составляющую. Это считается само самим разумеющимся, то такая установка не из чего не выводится и потому является иррациональной.

Эмоции сами по себе иррациональны в том смысле, генерируются мозгом подсознательно. Их можно обосновать, пытаясь понять, что мозг пытается сказать, но часто особенно на публике "праведный гнев" обосновывают своей идеологической направленностью - "оппоненты гораздо хуже и поэтому я вправе на них гневаться".

Reply


Leave a comment

Up