Самым первым небоскрёбом принято считать построенное в 1885 году в Чикаго здание
Хоум Иншуренс билдинг (The Home Insurance Building), просуществовавшее до 1931 года.
Первоначально оно имело «всего» 10 этажей; позднее, в 1891 году, были надстроены ещё два.
Автор проекта - американский архитектор Уильям Ле Барон Дженни (William LeBaron Jenney)
- предложил новаторскую технологию строительства, при которой впервые был использован
Стальной несущий каркас.
Эта -же версия озвучена и в
Вики, и в большинстве учебников и статей.
Попробуем немножко разобраться.
Традиционно роль несущей конструкции выполняют внешние стены, в данном же случае здание
опиралось на металлический каркас, поддерживающий как внешние, так и внутренние стены.
Благодаря несущему каркасу общий вес сооружения в данном случае удалось уменьшить почти на треть.
Однако следует отметить, что применение стального каркаса началось несколько ранее - во Франции.
Французы в 1854 году прокатали первые двутавры.. А уже в 1872 г. - было построено фабричное здание фирмы
«Солнье» в Нуазье-на-Марне, которое принято считать первым полностью стальным каркасным строением в Европе.
Но и оно не было собственно первым. Самым известным зданием из первых промышленных многоэтажных сооружений
было здание, построенное в 1801 г. для фирмы «Филипп и Ли» в Салфорде (Манчестер). Проект принадлежал
Боултону и Уатту, изобретателю паровой машины. Подобные текстильные фабрики с внутренним чугунным
каркасом появились уже в 80-х годах XVIII в., однако здание в Салфорде превзошло их как размерами, так
и более зрелым конструктивным решением и стало образцом для дальнейшего развития.
Здание имело длину 42 м, ширину 14 м и было необычной для того времени высоты - в семь этажей.
Чугунные балки, расположенные поперек здания с шагом ~2,7 м, были оперты на двойной ряд чугунных колонн.
Балки перекрытий, впервые принятые двутаврового профиля, были перекрыты пологими кирпичными сводами.
В последствии такая конструкция получила наменование сводики "Маниер"...
На фото разумеется не оно, а российский клон, да и вместо кованных двутавров
применен рельсовый прокат из отслуживших свое рельс Николаевской Ж.Д.
Колонны и капители - чугунное литьё. Наружные стены - кирпичные, несущиие
Но основной принцип данного сооружения - тот же. Датируется 1885 годом.
Да и некоторые американские историки, считают, что звание первого небоскреба здание страховой компании в Чикаго
получило незаслуженно. Современные данные свидетельствуют о том, что в этом случае стальная основа не имела
первостепенной роли. В здании были несущими также задняя стена и массивные гранитные колонны.
К тому же на момент окончания строительства этот дом не был самым высоким в Чикаго.
Почему же его стали называть первым небоскребом? История почти детективная.
В 1888 году в Миннеаполисе архитектор Лерой С. Баффингтон запатентовал идею создания металлического
«скелета» для высотного здания и предложил построить 28-этажный «облакоскреб». Архитектурная пресса
того времени объявила его проект нелепым и непрактичным, что, однако, не помешало национальным
архитектурным и строительным сообществам взять идею железного каркаса на вооружение.
Чтобы признать патент недействительным и избежать уплаты роялти, чикагские архитекторы начали
кампанию по дискредитации Баффингтона. Для этого нужно было доказать, что его идея не оригинальна и не нова.
В качестве примера они ссылались как раз на здание страховой компании, которое было построено до того,
как Баффингтон запатентовал каркас для высотных зданий.
«Это была кампания большой лжи, - считает Джеральд Р. Ларсон, профессор архитектуры в университете Цинциннати,
- но в результате ее проведения удалось дискредитировать Баффингтона.
Хотя позднее, по датам его чертежей, было установлено, что они были созданы до 1885 года».
Кстати в период между 1850 и 1880 гг. в США было построено много складов, универсальных магазинов
и различных контор, в которых фасады были полностью выполнены из стальных конструкций.
Начал это строительство Джемс Богардус, многосторонний исследователь и конструктор.
Одна из главных его работ - здание издательства «Харпер и братья» (1854 г.).
Фасад пятиэтажного здания состоит из архитектурно обработанных чугунных элементов;
внутренний каркас впервые в США выполнен из прокатных стальных балок
Как бы там ни было, если это здание и не первый небоскреб, то уж точно его непосредственный предшественник.
В полной же мере переход на несущий стальной какрас был осуществлен при строительсте в 1891 году
11-этажной башни Уэйнрайта (en:Wainwright Building) в Сент-Луисе .
Архитектором этого сооружения был Луис Генри Салливен, выдающийся представитель «Чикагской школы» - направления,
сложившегося в американской архитектуре в 1880-е годы. К концу XIX века Чикаго - центр Среднего Запада
- заявил о себе как об одной из новых мировых столиц промышленности, финансов, технологий и сельского хозяйства.
Огромный пожар 1871 года поглотил большинство деревянных построек города и одновременно освободил
пространство для нового строительства, в котором использовались все технические возможности того времени.
Так Чикаго стал колыбелью новых идей в урбанистике, а Салливен и ряд других архитекторов - основателями
современной прагматичной американской архитектуры, отошедшей от европейского классицизма.
Уэйнрайт-билдинг был построен Салливеном совместно с Д. Адлером из стекла и терракотовых плит
на стальном каркасе. У здания было двухэтажное основание, выше которого были подчеркнуты
вертикальные элементы, а горизонтальные, образованные углублениями в стенах, были сведены до минимума.
Эти вертикальные ритмы сверху перекрывались глубоким декоративным фризом и выступающим карнизом.
По существу, эта постройка послужила образцом для высотных зданий, впоследствии появившихся в США повсюду.
Интересно, что принципы «небоскребостроения», которые Салливен сформулировал
больше века назад, актуальны до сих пор:
• подземный и самый верхний этажи здания должны быть техническими;
• первый этаж отводится под банки, магазины и другие заведения, которым необходимо большое пространство,
много света, яркие витрины и легкий доступ посетителей с улицы;
• между вторым этажом и самым верхним должны располагаться бесчисленные офисные помещения,
которые могут ничем не отличаться друг от друга по планировке.
Сегодня практически все высотные здания имеют несущий каркас,
так что башня Уэйнрайта также по праву может претендовать на звание первого небоскрёба.
Для справки:
Чикагская архитектурная школа (1880-1910 гг.)
Скромный поселок первых переселенцев у впадения р. Чикаго в оз. Мичиган получил в 1830 г. статус города. В 1871 г. численность населения в нем достигла 30 тыс. человек. Город состоял почти из одних деревянных домов, выполненных в конструктивном стиле «baloon frame», который и теперь применяется в США. Пожаром 1871 г. город был почти полностью уничтожен; восстановление продвигалось вначале неравномерно. Около 1880 г. начинается беспримерный подъем строительной деятельности.
Освоение Среднего Запада, развитие железнодорожной сети и водных путей, реализация полезных ископаемых сделали Чикаго крупнейшим промышленным центром, величайшим хлебным рынком мира, основным пунктом торговли лесом и пищевой промышленности, центром машиностроения и инструментальной промышленности. Строительная индустрия едва могла успеть за неравномерно возрастающей потребностью в служебных помещениях, складах и магазинах: стремительно росли цены на основные товары, резко уплотнялась внутриквартальная застройка, высокие дома перерастали в небоскребы. Лишь благодаря стальному каркасному строительству стало возможным экономно использовать земельные участки и площадь застройки, а также повысить темпы строительства. Уже около 1895 г. новый метод строительства стал обычным во всех крупных американских городах, но в Чикаго к тому времени высотных домов с металлическими каркасами было больше, чем во всех других американских городах, вместе взятых.
Были и другие предпосылки, которые вынуждали обращаться к каркасному строительству. Прежде всего топографическая ситуация, которая вместе с трудностями развития транспорта длительное время препятствовала расширению административного центра Чикаго.
(1) Предыдущие серии:
Небоскрёб, части I и II, идеология и финансы. Небоскрёб, часть III, проект. Небоскрёб. IV. Люди. Небоскрёб. V. Вертикаль. Небоскрёб. VI. Пророчество Небоскребы VII. Явление небоскреба. _________________
No comments