NB. Пост восстановлен из архива и переработан.
История небоскребов в Америке.
Переводная статья из журнала Форчун .
1930 год. Серия пятая.
Небоскрёб. VI. Пророчество
Небоскрёб построен. Надо еще раз обследовать построенное. По сей день критики спорят, выживут ли эти титаны или сгинут в небытие. Спорят, разрешать или запрещать новые постройки. Спорят о влиянии изменений города и общества на жизнь Небоскрёба и гадают о его смерти. Мы попробуем взглянуть в будущее. Мы не хотим гадать на стеклянном шаре. Мы построим ответ из камня и стали.
Шесть лет назад британские архитекторы попытались обсудить строительство Небоскрёбов в Лондоне. Дискуссии не получилось - Королевский Институт официально осудил Небоскрёб и его, по мнению Института, спутники - пробки, переполеннные улицы и метро, уродливые пейзажи мрачных городов. Один из сторонников такого мнения писал:
"Достижения высотного строительства оцениваются не с птичьего полета, а с улицы. Оттуда видно, что Небоскрёбы ни социально, ни экономически, ни эстетически себя не оправдали... Нью-Иорк, как Рим времен императоров, подошел к черте, когда автомобильное движение в центре надо полностью запретить. А клоака, именуемая метро, уже никогда не справится с чудовищной нагрузкой... и если в Лондон пожелают прийти новые предприниматели, пусть позаботятся о переводе старых в зеленые городки... Высотные здания - продукт алчности, они уродливы, а если и не уродливы, то окружены кольцом уродов. Они ответственны за громадные расстояния между домом и работой и за транспортные проблемы на пути работника. Решения транспортной проблемы высасывает деньги налогоплательщиков и все равно ничего не решают".
Принципиальная ошибка такой позиции - в смешении понятий Небоскрёба и Города. Критику не нравится современный город (мы не можем с ним не согласиться) и он переносит свое раздражение на Небоскрёб. Во всем надо найти стрелочника. К примеру, в Бостоне высота зданий ограничена 12 этажами. Но попробуйте найти различия между бостонской станцией Парк Стрит и нью-иоркской подземкой на Таймс Сквер в шесть часов вечера - различаются только названия станций. Офисные клерки живут так же далеко от офисов, если не дальше, и так же забивают переполненные поезда. И в Лондоне те же проблемы на транспорте, и даже в Париже. А в императорском Риме запрещать движение экипажей было ни к чему - столь плотным был поток пешеходов, что они не оставляли места даже двуколкам.
Так что не надо переносить свои комплексы на окружающий мир - тот, кто хочет быть жертвой, может ей оставаться, но в одиночку - вербовка новых страдальцев никому не поможет. Какой смысл заявлять, что "Небоскрёб породило открытие восьмидесятых годов - землевладельцы узнали, что земельная рента возрастает с ростом высоты здания"? Люди всегда знали, что чем больше арендный доход, тем выше земельная рента! Что они в самом деле открыли задолго до восьмидесятых годов - это то, что рост высоты и площади увеличивает доход только там, где есть спрос. Причина не в алчности владельцев - а во взрывном росте спроса в восьмидесятые годов. Землевладельцы, при всем желании, не могли внушить Америке такое поведение. Оно было следствием структурных изменений в экономике и обществе. Ранее единственным классом арендаторов в деловом центре были банкиры, юристы, нотариусы, немногочисленные брокеры. Фабриканты держали конторы при фабриках, а не в центре, и переписывались с банкирами по почте. Структура деловых отношений реального и финансового секторов была жестко задана английской деловой моделью. Уолл-Стрит был центром расчетов, а не центром управления.
Что произошло в восьмидесятые? Произошла консолидация промышленности в объединения (тресты) с общим владением и управлением. Прошла она успешно, и объединение промышленников с финансистами и обслуживающими их юристами и брокерами стало таким тесным, что прежние средства связи стали недостаточными. Вместо фабриканта, живущего в миле от фабрики, производством начали управлять люди Уолл-Стрита. Финансовые офисы, став центрами управления промышленностью, потребовали расширения. К счастью для магнатов того века, взрыв спроса совпал с технологическим прорывом в использовании стальных несущих конструкций. Что делать, если число людей, желающих работать в данном районе, выросло в несколько раз? Ответ один - расти вверх. Новаторские здания Home Insurance и Tacoma, появившиеся в Чикаго в 1880-е годы, показали нью-иоркцам путь развития.
Первые Небоскрёбы поднялись центростремительной силой индустриального века. Они были инструментом развития и они остаются таковым по сей день. И до тех пор, пока централизация выгодна Америке, они и останутся таким инструментом. Порок критики Небоскрёба в том, что она видит Небоскрёб еще одним зданием, только очень высоким, и не видят в нем Инструмента. Будь он всего лишь техническим достижением (продуктом развития), от него бы давно отказались - и солнца не видно, и пробки на дорогах. Точно так же можно было бы отказаться от паровозов - ведь они воздух коптят. Да, все инструменты развития в той или иной степени нарушают наш покой. Их следует оценивать не с этой точки зрения, а с точки зрения их эффективности. Многим не нравится результат промышленного развития, но это не повод клеймить позором инструменты этого развития.
Мы не утверждаем, что инструменты всегда используются по назначению. Есть примеры (Калифорния, Техас) совершенно неоправданного строительства небоскрёбов там, где очевидно нет и долго не будет адекватного спроса. Есть жилые Небоскрёбы - предметы невиданной роскоши и расточительства. Но как раз такие нарушения правил легко объяснимы - любое архитектурное решение конкретной задачи рано или поздно начинает жить самостоятельной жизнью. Так было с готическими соборами, так же произошло и с небоскрёбами. Небоскрёбы успешно решили задачу концентрации управленческого аппарата в перенаселенных городах, и стали символом успеха.
Мы предсказываем Небоскрёбу долгую жизнь.
Предсказать пути эволюции Небоскрёба и Города - совершенно иная задача. Хью Феррис представил свое видение будущего, которое не может не заинтересовать коллег-архитекторов. Но мы предпочитаем делать пророчества на стеклянном шаре работы Лэмба - на Эмпайр Стейт Билдинге. Это действительно прорыв, вектор пути к городу свободно стоящих столпов, а не нависающих друг над другом коробок. В его формах воплощена и эстетика, и экономика. Если здание окупится, оно задаст тон архитектуре на десятилетия вперед. Такой архитектуре, которая сможет дать адекватный ответ критикам, утверждающим что "независимо от высоты, небоскрёб бессилен, так как его невозможно увидеть в полный рост".
Декоративные решения Эмпайр Стейт и Daily News одинаково символичны. Многие другие современные здания построены в модернистском ключе, и многие полагают, что будущее архитектуры за модернистами. Утверждение ошибочное. Модернизм современной Америки имеет корни в знаменитой выставке декоративных искусств в Париже 1925 года. Это синтетический, не подлинный, модернизм, выдохшаяся традиция. Будущее - за эстетизацией техники. За сочетанием в здании объемов и упрощением поверхностей до простых гладких граней. За отказ от орнаментов - орнамент дробит идеальную плоскость, нарушает единство. Будущее архитектуры вновь придет из Европы по следам таких мастеров, как Шанен, Жаннере, Ле Корбюзье, Ритвельд, Гропиус, Ван дер Роэ. Но уже сейчас у него есть природные корни в Америке так как технологии, которыми реализуется будущее - рождены в Америке.
Не менее интересно рассуждать о будущем материалов и материалах будущего. Создатели патентованных новинок были бы только рады видеть Небоскрёб, выстроенный из их продуктов, но пока что их будущее неясно. Ясно, что стены Небоскрёба не будут строиться как стены, а лишь как окна или занавеси - ведь они не несут никакой нагрузки, кроме силы ветра. Стенам не нужны тяжелые материалы (камень, бетон). Пока что американские архитекторы от камня не отказываются, даже Реймонд Худ, автор Daily News, в своей чикагской Tribune Tower повесил готическую каменную маску на несущий каркас. Причина - традиция и привычка.
Нержавеющая сталь по американским и германским патентам была использована на куполе башни Крайслера и на стенах Эмпайр Стейт. В Чикаго планируется жилой комплекс со стенами из стекла и стали, и нет никаких оснований считать, что это неприемлемо для Небоскрёба. Технология обеспечивает заметный прирост полезной площади. В Чикагском проекте площадь этажа 1100 кв.футов по сравнению с 965 кв.футами при каменных стенах. При коммерческих ценах аренды это увеличивает выручку с этажа на $540. Теплоизоляционный слой толщиной всего три с половиной дюйма работает столь же эффективно, как 36-дюймовая кирпичная стена. С использованием металлических полов период строительства сокращается с 12 до 8-9 месяцев. Стоимость полностью теплоизолированной и отделанной металлической стены $1.53 за кв.фут по сравнению с $2.17 за кирпичную.
Кроме металла, огромный потенциал имеет стекло. Сorning разрабатывает новый вид стекла, непрозрачного и небьющегося, пропускающего ровно столько света, сколько нужно заказчику, и окрашиваему в цвет по заказу. Стеклянная стена столь же эффективна, как и металлическая, но по цене дороже традиционного кирпича.
Что касается высоты, мы считаем что сегодня экономически эффективный рубеж уже достигнут и превзойден. Если не произойдет качественный скачок в лифтовом хозяйстве, позволяющий сократить площадь лифтового ядра, экономически оправдан уровень в 70, от силы 80 этажей. Но вполне вероятно, что рекорд Эмпайр Стейт будет побит исключительно по соображениям престижа.
Все сказанное складывается в картину города будущего: города свободно стоящих Небоскрёбов-столпов, в стекле и металле, высотой от 40 до 60 этажей, город, прекрасный и с птичьего полета. Каким он будет на уровне улицы, пророк умолчит. Это зависит от политиков, а предсказывать деяния политиков - даже пророкам не по плечу.
Источники: (c) Fortune, июль-август 1930, (с)
Cокращенный перевод (с) Н.В.Онуфриев, 2003,
http://ru.wikipedia.org,
http://www.skyscrapercity.com Ссылки по теме. Предыдущие серии:
Небоскрёб, части I и II, идеология и финансы. Небоскрёб, часть III, проект. Небоскрёб. IV. Люди. Небоскрёб. V. Вертикаль. _________________
No comments