NB. Пост восстановлен из архива и переработан.
Небоскребы появились в средине 19 века вместе с изобретением безопасного лифта,
способного доставить пассажиров на большую высоту.
Именно с этого момента началось массовое строительство небоскребов сначала
в Старом свете,
а с 90-х годов 19 века - и в США, в первую очередь в Нью-Йорке.
В первое время небоскребы были по 10-12 этажей, большую высоту не позволяли существовавшие в то время технологии строительства небоскребов. Кирпичные, с несущими внешними стенами, небоскребы никогда по высоте не превышали 80 метров.
Революция произошла в начале нового века - при строительстве высотных зданий стали применять металлические каркасы с несущей центральной опорой. Металлоконструкции соединялись с помощью заклепок. Это позволило значительно уменьшить вес зданий, использовать сплошное остекление наружных стен и, главное, увеличить высоту зданий.
Строительство высотных зданий конца 19 века стали возможными благодаря трем факторам
- Взрывной спрос на офисные площади в 1880-х годах, порожденный объединением финансового и промышленного капитала - центр управления промышленностью переместился из фабричных контор в Чикаго и нижний Манхэттен. Как следствие, рост цен на землю в деловых центрах. В центре Чикаго в 1880-1890 средняя цена земли в пересчете на квадратный метр выросла с $128 до $890. В 1910 в Нью-Иорке будет зафиксирован рекорд в $8800 долларов за квадратный метр (см. историю Gillender Building), который продержится полвека.
- Изобретение лифта и доводка его до практического использования. До изобретения лифта строительство естественно ограничивалось пятью-восемью этажами, так как спрос на офисы выше пятого этажа был небольшим, и арендные ставки на такие площади резко снижались. Таким образом, лифт (пока еще с паровым приводом и ручным управлением) направил волну спроса вверх - переключив его на верхние этажи. Как следствие, замедляется географическое расширение деловых центров - они растут в высоту быстрее, чем в ширину. Как отдаленное следствие - консервируется социальное развитие жилых и промышленных кварталов, примыкающих к деловому центру, что в 20 веке больно аукнется американским городам, но пока до этого далеко. Спрос создан, но нужно создать и экономически эффективное предложение - и тут появляется "третий элемент".
- Цена на сталь: Развитие сталелитейной промышленности привело к беспрецедентное снижение цен на стальной прокат - основу любого высотного здания.
Армирование несущих кирпичных стен железом использовалось с 1850-х годов. Такие постройки были естественно ограничено 10-12 этажами - прочность каменной стены имеет свой предел. Рост в высоту был возможен только с использованием стальных несущих каркасов. Смешанные постройки, в которых при стальном каркасе часть нагрузки несет внешняя кирпичная стена (Чикаго, 1880-е годы) ограничены в высоту 18-20 этажами. Далее, начиная с нью-иоркского Tower Buiding (1889), безраздельно царствует стальной каркас.
Теория и технологии высотных железных и стальных конструкций были разработаны ранее, в 1850-1870, и долгое время ограничивались промышленными постройками и судостроением. Там, на судоверфях, металлургических и локомотивостроительных заводах, и только там были востребованы громадные производственные корпуса с 20-30-метровыми пролетами. Цена металла оставалась слишком велика, чтобы окупится в городском строительстве - но она постоянно снижалась.
Скачок спроса на офисные площади совпал с качественным скачком в ценах на сталь в первой половине 1880-х годов. Тогда же развились или начали развиваться менее заметные, но жизненно необходимые Небоскрёбу технологии
- Технологии фундаментов. Лишь небольшие участки Чикаго и Манхэттена расположены буквально "на скале" и позволяют опустить фундамент на скальное основание традиционными способами. А вокруг них - плывуны, "скала" уходит на десятки метров ниже уровня моря. Да к тому же стройплощадка окружена зданиями, которые могут обрушиться, разорив неудачливого девелопера. В 1880-1890 доводятся до ума технологии кессонных фундаментов на глубины до 30 метров.
- Огнезащита стальных конструкций. Никакая защита не спасала обитателей от огня и дыма, но было нужно хотя бы предупредить обрушение стального каркаса при пожаре - оно (как показал 2001 год) гарантированно выводит из строя соседние дома и кварталы. Для огнезащиты Небоскрёбов в 1880-1920 использовали облицовку каркасов и кирпичных стен керамическими плитами. Как следствие, возникла немалая индустрия терракоттовой керамики, которая - в своих интересах - долгое время задавала тон архитектурного оформления зданий.
- Спринклерное пожаротушение. На первый взгляд, его реализация (как и лифта) не требовала революционных новшеств, но привело к поэтапному развитию технологий как самой системы (насосы, датчики, автоматика, разводка и балансировка труб), так и городского хозяйства - ведь потребности пожарного водоснабжения городского центра в десятки раз превысили прежние нормы водозабора.
- Технологии логистики и управления. Типичный стальной каркас Небоскрёба 1890 годов (15-18 этажей) весил 1800-2200 тонн при общем весе конструкции 10000-12000 тонн. Задумайтесь, как все это доставлялось на площадку в плотной застройке делового центра - ведь автомобиль еще не был изобретен!
30 лет назад в Нью-Йорке городской район офисов занимал часть острова Манхеттен, величина приблизительно составляла 10 кварталов в длину и 2-3 в ширину. Офисные здания были построены из камня и кирпича, высотой в 6-8 этажей в отделке использовали дерево. В конце 19 века офисы были оснащены медленными паровыми лифтами. Пользоваться ими было неудобно, и поэтому верхние этажи зданий использовались для жилья обслуживающего персонала со своими семьями. В начале 20 века улицы города изменились. Начали строить здания со стальным каркасом, высота стала подниматься до 12-16 этажей. Верхние этажи, наоборот, стали более востребованными арендаторами, чем нижние. Здания оборудовали лифтами и создали максимально комфортные условия. Пройдет еще 12 лет. К этому времени весь остров Манхеттен к югу от Сити Холла застроили офисными зданиями.
Гордостью города в то время было построенное здание Парк Роу Билдинг. Высота - 32 этажа. В здании разместились 950 комнат, а лифт перевозил в день до 25000 человек. Появились новые здания с башнями из стали. Старые здания, находящиеся по соседству, казались низкими и некрасивыми. Началась следующая эпоха в строительстве небоскребов. Построили здания выше, чем Парк Роу Билдинг. На углу Бродвея и Либерти Стрит построили новое здание Зингера. Высота 612 футов (186,54 м), 47 этажей, полезная площадь 9,5 акров (3,8 га). В Нижнем Манхеттене начали строить здания более совершенные по оснащению. Построили здание самое высокое в мире, кроме Эйфелевой башни. Деловая активность в Нью-Йорке всегда была высокой, небольшие компании стали объединяться в тресты. Многие концерны хотели иметь свои офисы в городе, чтобы иметь свои финансовые и коммерческие представительства. Офисные площади надо было увеличивать, площадь острова оставалась прежней. Вывод напрашивался один. Старые здания нужно было сносить и строить новые. Эпоха Небоскрёба в 1880-е годы только начиналась. К 1890 в Нью-Иорке было лишь шесть зданий выше 10 этажей. А к 1910 их уже будет 538
Источники:
http://babs71.livejournal.com/388490.htmlhttp://visotki.ru/sky_14.phphttp://www.onoufriev.narod.ru/history/prices.htm.
Предыдущие серии:
Небоскрёб, части I и II, идеология и финансы. Небоскрёб, часть III, проект. Небоскрёб. IV. Люди. Небоскрёб. V. Вертикаль. Небоскрёб. VI. Пророчество_________________
No comments