Записки начинающего маслописца. 2. Цвета и краски.

Jan 03, 2019 08:24


Итак, что-то уже куплено, рабочее место устроено. В предыдущей «простыне» не осталось места для разговора о красках, а ведь это, мягко говоря, важно. Какие цвета купить для начала и на каком по счету тюбике можно притормозить?

Можно конечно не заморачиваться, а пойти и купить готовый набор. Но это, во-первых, не спортивно, во-вторых, дорого, и главное: скорее всего там будут цвета, которые не понадобятся.

Считается, что Самому Настоящему Художнику для полноценной работы достаточно четырех цветов: красная, желтая, синяя (без этой троицы никак) и четвертая, опциональная, то черная, то белая. Это правило четырех справедливо и для акварели, и для масла. Из этих основных цветов можно смешать все остальные. А тому серьезному человеку, кто методично знакомится с маслом, вообще можно купить всего две краски: какую-нибудь умбру и белила, и с ними он сможет многому научиться. Но нам же важно удовольствие от процесса и в таком случае аскетизм может помешать. Хочется же яркости и буйства, но поначалу этого нелегко добиться с любыми красками. А к двум цветам мы все равно придем, ведь с такой скромной палитрой проще разобраться, где у этого яблока тень, где блик, а где, растудыть их, рефлексы.

Я просмотрела много роликов «для начинающих», выписывая рекомендуемые цвета и названия, что-то купила, начала «начинать» и сделала некоторые выводы, которыми и поделюсь. Во-первых, не нужна вам черная краска. Никакая и совсем. При этом в каждом ролике ее рекомендуют к покупке. Но в отличие от действительно необходимых белил черная краска попросту не пригодится. Разве что у вас депрессивный настрой духа и хочется рисовать лишь темное и малоразличимое, черное и мрачное («Моя жизнь в квадрате Малевича» и прочее). В остальных случаях вполне хватит тюбика «марс коричневый прозрачный», да и он будет нужен крайне редко. Вы еще намучаетесь с маловразумительной темнобуростью на палитре, когда душа будет просить ярко-оранжевого или ярко-сиреневого.

Наслушавшись советов, накупив с дюжину разных цветов и обратив наконец внимание на разные пометки, украшающие тюбики, я наткнулась на вразумительный (на мой взгляд) и подробный ЖЖ-текст "Выбор масляных красок для начинающих", и пожалела, что он не попался мне раньше. Испорченных картонок (и настроений) было бы чуть меньше. Есть еще фундаментальная книга Д. И. Киплика (1865-1942) «Техника живописи» и без нее, возможно, не обойтись в серьезном процессе. Но она побольше, мягко говоря, и, думаю, может отпугнуть в начале пути.

Что же я купила в начале?
- Белила титановые (рекомендуемая и нужная покупка, всё правильно)
- Краплак красный прочный (эта краска очень активная,  в смеси требуется буквально капля, к тому же краска прозрачная, с ней надо уметь обращаться и для самого-самого начала, по-моему, это не самый разумный выбор)
- Кадмий желтый средний (годится)
- голубая «ФЦ» (из той же оперы что и краплак)
- Охра золотистая (пригодится, но чуть позже)
- Марс черный теплый (попробовала раз и больше она пока ни разу не понадобилась, выброшенные деньги для новичка)

В этом наборе оказались плохо подходящие для стартовых упражнений краплак и голубая «фц», совершенно ненужная черная, зато отсутствовали красные и синие. Пришлось докупать кадмии красные (сначала светлый, потом темный), кобальт синий и ультрамарин, марс коричневый и умбру натуральную. Вот с этим уже можно попробовать что-то отобразить.

С чего же начать? Хотя нетерпеливое воображение подсовывает что-то сходное с «Последним днем Помпеи» Брюллова, самое полезное сейчас - сделать таблицу цветов и смесей, познакомиться со своими помощниками-красками. Или можно сначала попробовать «Помпеи», а потом всё-таки сделать это упражнение. Надо взять картон достаточного размера, для этого посчитать, сколько у вас тюбиков, и расчертить карандашом сетку (сторона ячейки 2-3 см, на ваш вкус). Дальше можно организовать по-разному, я сделала так: на центральной диагонали (розовая линия) ячейки покрашены чистыми цветами, а на ячейках-«перекрестках» - смеси этих двух цветов. Понятнее - ниже на фото. Плюс, под каждым цветом - ячейка, где в чистый цвет добавлены белила.



Очень полезно. Знакомишься с кистью, красками (и мастихином, им удобнее маленькие порции выковыривать), самое главное - с цветами. И главное - нарисовать что-то плохо невозможно. Можно порядок перепутать, но к живописи эта ошибка не имеет отношения. Зато теперь у нас есть карта. Потом, когда приступишься к первым яблоку-луковице-перцу, такая таблица поможет решить, какие же краски пригодятся.

маслописец, художества

Previous post Next post
Up