Записки начинающего маслописца. Материалы.

Dec 20, 2018 17:56


Трудно ли (дорого, сложно) начать писать маслом? Нужно ли иметь много денег, много таланта, много времени? Я вот пробую, и считаю, что такое вполне по силам даже зайцу, научившемуся курить. Что уж говорить об обычном человеке?

О себе: нужно признаться в двух небольших бонусах: давным-давно я училась в детской художественной школе (не закончив, правда) и у меня уже есть мольберт (к вопросу о расходах).

Вдоволь намучившись с акварельными натюрмортами восковых яблок в художке и провалив вступительные экзамены в спецшколу, я на тридцать лет оставила кисточки и карандаши. А год назад, в отпуске, вдруг вспомнилось. Попробовала акварель, обе пастели (масляную и сухую), удивилась, что еще что-то помню. Поняла, что в детстве найти время для рисования значительно легче. Зато у взрослого чаще есть деньги, которые можно потратить. Ну и вот.

Да, еще одно: всё, ниже написанное, отражает исключительно мой личный (небольшой, но свежий и обдуманный) опыт «Как перестать бояться и начать» - то есть самые-самые азы. Что купить чтобы начать.



Итак, масляная живопись. Когда давно хочется попробовать, но страшно, вокруг вьются примерно такие мысли: «Маслом пишут только настоящие художники, а я кто?», «маслом писать очень-очень сложно, нужно много-много всего купить, только настоящие художники…» После этих общих мыслей приходят чуть более практические: «Откуда я знаю, какие материалы мне нужны и сколько, и нужны ли они все вообще?». Это когда уже зашел в магазин и налюбовался на пучки кисточек и батареи тюбиков.

Следующий естественный в наши дни шаг, когда решение попробовать уже принято, - поход на youtube, там Настоящие Художники делятся секретами со всеми желающими, иногда бесплатно. Смотрела, старательно записывала в блокнотик красивые незнакомые слова: имприматура, мастихин, алла прима. В целом всё это видеобогатство принесло практической пользы меньше, чем чтение книг и статей в блогах (примеры позже). Но стоит посмотреть парочку роликов, хотя бы для того, чтобы перестать бояться сверхсложности и криворукости.

Что нам понадобится? Три кита - поверхность, инструмент и материал. Без этого совсем никак. В знакомой с детства акварельной живописи это бумага, кисть, краски. И еще вода в баночке. С маслом примерно то же самое, сложнее на пару позиций. И тут-то и начинается - «лучше возьмите это», «а это ни в коем случае», «начинать лучше с этого», «поверьте, это вам не нужно». Большое, маленькое, синтетика, натуральное, импортное, отечественное, синее или черное, титан или свинец… И голова кругом. Но поскольку все-таки хочется попробовать, то идти в магазин придется. Куда? Есть сеть хобби-гипермаркетов «Леонардо», есть специальные магазины для художников, всё это существует и в интернете. Я покупала почти всё в «Леонардо».

Поверхность. На выбор. Самый простой (но не самый лучший) - грунтованный картон. Настоящие Художники жалостливо морщатся, но у нас задача какая - попробовать, понять, хочется ли продолжать, желательно недорого. Картон не настолько плох, чтобы отвратить вас от живописи вообще, но сильно дешев в сравнении с грунтованным холстом. От 20 до 50 рублей за лист. Цена холста на подрамнике начинается с 200 р. Там, кстати, тоже свои тонкости выбора: зернистость, тип грунта. Можно самому грунтовать холст и натягивать на подрамник, в сети, разумеется масса инструкций, но это выходит за рамки нашей задачи «Дешево и Просто». Есть еще холст на картоне, по цене - нечто среднее. Я пока использовала только картон. Мне кажется для самого первого знакомства с масляной краской - как она ложится, как ее можно растушевать, смешать и разбавить - картона хватает. А потом уже переходить на холст и открывать все это еще раз на другой поверхности.

Инструмент. Кисти. Резюме просмотренных мной роликов - лучше натуральная щетина, но хорошей щетины сейчас не найти, поэтому синтетика. Так оно и вышло - сначала послушно купила щетину, она распушилась сразу же и волоски стали оставаться на картоне - раздражает. Кисти плоские (хотя понадобятся и круглые). Размер зависит от предпочтений и размера картона/холста. У меня пока номера 5, 6, 10 и 12. Круглой сухой кистью хорошо разгладить, растушевать уже положенную краску.

Масляные краски. Тут Настоящие Художники единодушны - лучше питерского «Мастер-класса» нет почти ничего на свете. Есть еще «Ладога» и «Сонет», они дешевле, иногда чуть ли не вдвое. С одной стороны, у нас пока нет задачи (хотя и мечтается) писать шедевр на столетия и не придется стесняться перед реставраторами будущего (самые первые опыты скорее всего канут в помойное ведро, что уж там). С другой - начинать с заведомо плохого - портить себе настрой, а это в нашем случае важно. Однако я не заметила видимой роковой разницы между красками этих трех марок. Насколько я понимаю, гораздо важнее познакомиться с такими понятиями как укрывистость, прозрачность, химическая сочетаемость (это опять же, важнее для Вечности, чем для первых этюдов). Цена тюбика «Мастер-класса» в зависимости от цвета - от 200 до 400 руб. Про выбор цветов чуть позже.

Поверхность, инструмент, материал - понятно. Осталось перечислить чисто «масляные» прибамбасы.

Краску надо растворять и разбавлять. Одно и то же это действо или есть нюансы - я пока не очень понимаю. Статей и советов на эту тему - множество. Но - можно прийти в магазин, схватить бутылочку, на которой написано «Разбавитель тройник», и вы готовы сесть перед мольбертом. Для самого начала этого достаточно. Потом уже можно погрузиться в «ароматный» мир всех этих смол и лаков, смешивать составы собственноручно, докупать что-то еще. У меня куплен и «тройник», и «номер 4», и льняное масло (его наверное стоит прикупить вторым номером, удобно палитру оттирать, например), а пользовалась в итоге одним тройником.
Растворитель нужно куда-то налить. Настоящие Художники, которым уже не нужно что-то кому-то доказывать, пользуются например баночками из-под крема. Но мы же начинающие, нам мелочи важны. Можно купить «масленку», маленькую металлическую баночку с клипсой для крепления к палитре. Они бывают и сдвоенные - для разбавителя и льняного масла. Выбор за вами.

Палитра. Опять - масса вариантов, я опробовала несколько, в итоге остановилась на одном и страшно им довольна. Что только ни рекомендуют, от старого затертого до серобуромалиновости холста до стекла с подложенной под него белой бумагой. Я для себя поняла, что мне нужна белая палитра чтобы видеть цвет краски как он есть. Подумывала купить в строительном стеновую панель и отрезать по кусочку. Потом пошла в «фикспрайс» и купила за 90 руб. большую керамическую белую тарелку и было мне счастье. С нее всё прекрасно оттирается даже комком туалетной бумаги (с деревянной вы так никогда не сотрете). Никаких засохших комков, как получилось на моей второй, пластиковой, когда я оставила краску на несколько дней, накрыв палитру п/э пленкой. И дырочка в палитре нафиг не нужна.



Что еще? Мастихин, он же шпатель, он же металлическая плоская лопатка. В самом начале я думала, что это из раздела «паньских вытребенек» и начинающему совсем не нужно, с кисточками бы разобраться. Оказалось, напрасно. Мне кажется, его стоит включить в базовый, начальный набор материалов, а потом просто найти удобное для себя применение. Ведь мастихином можно смешивать краски на палитре, накладывать их на холст, снимать лишнюю краску. Я пока остановилась на смешивании, взяв одну краску, мастихин можно тут же начисто (это важно!) вытереть и брать им же другую. Хоть сначала синюю, а потом желтую. С кистью чистота цвета не сохранится, кисть для этого слишком впитывает. Мастихинов, естественно, существует масса разных форм и размеров. Пластиковые мы отметаем как ломкие и вообще. Я бы начала с «рыбки», № 61. Она маленькая, закругленная, удобная и для составления замесов и для рисования.
Вот пример картины, написанной с помощью мастихина (художник Кэл Гаджум, статья с его работами):



Что еще? Тряпки или туалетная бумага. Кисти надо промакивать, мастихин и палитру надо протирать, иногда и рисунок на холсте стоит протереть, удалить краску. Я сначала радостно (наконец-то избавлюсь!) натащила из шкафов старых футболок, но в процессе работы оказалось, что прекрасно подходит и обычная туалетная бумага (причем подешевле, посуровей). Я вешаю на крючок у мольберта пакетик, куда кидаю использованные комки. Тряпкой хорошо наносить слой лака на холст или стирать излишки краски.

Вроде бы всё? Нет, про самое габаритное (и дорогое) приспособление я не сказала - мольберт. Когда я недавно решила познакомиться с масляной живописью, напольный мольберт у меня уже был (купила когда-то в подарок ребенку - «вдруг заинтересуется рисованием всерьез»). Сейчас смотрю, они стоят от 1300 руб. В принципе мольберт несложно сделать самому: три рейки, мебельная петля, крючок и немного времени - в интернете много советов и роликов. Но мольберт (или его заместитель) нужен, особенно если мы не рисуем миниатюры. Когда поверхность перпендикулярна взгляду, пропорции рисунка не искажаются, это самое главное. Во время работы полезно часто отходить от холста чтобы лучше видеть ошибки.

В общем, если бы у меня не было мольберта, я бы что-то придумала, но на коленке бы не рисовала. Маслописец я или где, в конце концов? Как минимум, для начала можно найти в хозяйстве доску размером что-нибудь около А3-А2 (лист ватмана) и поставить ее на стол или высокий стул. Наверное можно использовать подставку для учебников, но они хлипкие. Можно купить настольный мольберт, они дешевле больших или мольберт-треногу (они компактны, но менее устойчивы).

Вот и все. Для того, чтобы начать, познакомиться с маслом и понять, насколько оно на самом деле удобно и несложно в освоении. И вам откроется новый мир творчества - это уж наверняка.



Я самонадеянно начинала с этого яблока и так оно мне пока и не далось.

В следующей серии расскажу, как выбрала первые краски, прикрепила картон и начала рисовать. Удачи!

маслописец, художества

Previous post Next post
Up