Евпатория. Текие дервишей.

Jul 07, 2014 21:10


Как уже было сказано, в субботу я ездил на Тарханкут. Ехали микроавтобусом вместе с ялтинскими эсперантистами и друзьями эсперанто (собственно, я был единственным эсперантистом, все остальные были именно «друзьями» :)) в Черноморское на базу «Espero». Весной там планировалось провести летнюю эсперанто-встречу, но именно эсперанто-встреча обломилась - россияне почему-то не проявили интереса, а иностранцев, по ходу, толком даже не вербовали. В общем, получился тихий отдыхательный междусобойчик. Я, собственно, никаких эсперанто-иллюзий изначально и не строил, поэтому для меня данная поездка вышла просто «длинной экскурсией».

Доехав до Евпатории, мы сделали паузу на несколько часов, слегка прогулявшись по историческому центру и посетив несколько примечательных мест. В Евпатории до сих пор я бывал лишь наскоком, так что пятое июля 2014 года можно официально считать датой моего знакомства с этим городом. Нет, я, конечно, знал, что он весьма интересен в историческом плане (и, более того, там есть трамваи!), но вот первое более-менее серьёзное знакомство приключилось лишь сейчас. Общее впечатление таково: надо будет вернуться самостоятельно и обстоятельно.

В данной записи расскажу (и покажу) о наиболее детально исследованной нами (мы сделали/посетили обстоятельную экскурсию) достопримечательности Евпатории: т. н. «Текие дервишей» (обитель странствующих мусульманских «монахов»), датируемую 15-16 веками.

На заглавной фотке - три основных достопримечательности комплекса. Справа - само здание текие (пристанища); по центру - разрушенный минарет; слева - остатки мечети (мечеть была сооружена позднее текие, но сохранилась намного хуже).




Общий вид на комплекс «Текие-Дервиш». Вход находится справа. Всё самое интересное скрыто двухэтажным «новостроем» - отреставрированным зданием кофейни, построенной в 19-ом веке. Вход в комплекс стоит 60 рублей. Поскольку наш приезд более-менее планировался, мы попали на организованную экскурсию. Комплекс располагается на улице Караева, 18.
-1-


О времени возведения данного комплекса нет точных данных. Предполагается, что он был воздвигнут в пятнадцатом - начале шестнадцатого века. В официальных документах данный комплекс долгое время фигурировал под названием «мечеть Шукурла-эфенди». Как рассказал экскурсовод, данное название происходит из забавного лингвистического казуса: после присоединения (екатерининского) Крыма к России в комплекс, якобы, пришёл российский администратор и спросил настоятеля, что, мол, за комплекс такой. Тот не знал русского языка и подумал, что чиновник спрашивает, как его зовут, поэтому в ответ просто назвал своё имя. Чиновник же записал данное имя в качестве названия мечети. Прям история про кенгуру получается...
-2-


Рядом со входом в комплекс имеется облагороженный источник. В скважину не смотрел, так что не знаю, откуда именно сюда подаётся вода.
-3-


Здание самого пристанища является наиболее хорошо сохранившимся. Оно квадратно в плане, но имеет множество углов на разных уровнях; в каждой стене имеется по два окна. Именно здесь обитали дервиши, здесь же они и проводили свои «медитации».
-4-


Дервиши - это набожные монашествующие люди, исповедовавшие суфизм; мусульманский аналог христианских аскетов. Со слов молодого человека, проводившего нам экскурсию (он был наряжен именно в одеяния дервиша), в мире сохранилось лишь несколько традиционных пристанищ дервишей; на территории бывшего СССР евпаторийское текие является единственным.
-5-


На территории комплекса имеется ряд исторических штуковин.
-6-


Разнообразные исторические надгробия, экспонирующиеся на территории комплекса.
-7-


Вот ещё какие-то древности...
-8-


А вот здание самого текие (пристанища). Небольшие оконца на первом уровне - это окна келий, которых в текие насчитывалось 19 штук (со слов экскурсовода - особо важное число для дервишей/суфиев).
-9-


Интерьер текие. Сейчас там стоит несколько рядов сидений. По словам экскурсовода, даже в лучшие времена стены были голыми (без росписей). В основании стен видны стрельчатые входы в кельи.
-10-


Ещё один фрагмент интерьера. Окна сейчас витражные, не знаю, как было раньше.
-11-


Наш экскурсовод рассказывает нам, чем тут дервиши занимались. По четвергам, около 9 часов вечера, они начинали свою «службу». Под живую музыку они начинали кружиться в медитативном танце, при этом одна рука поднималась вверх, а другая - опускалась вниз, что символизировало связь между небом (богом) и землёй (миром); дервиш при этом выступал лишь проводником/посредником между богом и мирянами. В этом состоянии «танцующие дервиши» проводили от двух до семи часов.
-12-


Исторический момент: я публикую первое видео, снятое на мой фотоаппарат. Наш экскурсовод демонстрирует нам базовые элементы дервишского танца.

image Click to view



Одна из келий (их, повторюсь, имелось 19 штук; каждая закрывалась деревянной дверью). Со слов нашего экскурсовода, любой дервиш мог выбрать для себя любую из келий, руководствуясь соображениями «энергетики» (при входе в келью он мог почувствовать либо холод/отторжение, либо тепло/принятие).
-13-


Одно из окон текие.
-14-


Ещё одна фотография интерьера. В помещении царит приятная прохлада и имеется хорошая акустика.
-15-


Ещё одна келья.
-16-


Стены со входами в кельи.
-17-


Ещё одна стена. Несмотря на то, что помещение использовалось и для богослужений, михраба (ниши, указывающей направление на Мекку) в текие нет.
-18-


В текие имеется два входа. Один - обший, а другой вводит в зал мимо кельи шейха (главы суфийской общины и вообще главного лица в обители). Общий вход закрыт (т. к. находится вблизи минарета, находящегося в аварийном состоянии), поэтому посетители заходят через «шейхский вход». Вход довольно низкий, чтобы каждый входящий был вынужден поклониться; заходить положено с правой ноги. На фотографии - современная имитация интерьера шейхской кельи. В отличие от всех других келий, шейхская была оборудована очагом (виден слева).
-19-


Совсем рядом со зданием текие находится могила какого-то мусульманского святого (моя память не удержала, кого именно).
-20-


Как и к любой святыне, к этой тоже «рекомендуется» прикладываться и загадывать желание (экскурсовод предупредил, что желание может сбыться лишь в том случае, если не будет корыстным; ну, впрочем, как и у любой другой святыни).
-21-


Здесь даже принято оставлять монетки. Я тоже оставил 10 рублей - мне не жалко, тем более, что экскурсия мне понравилась.
-22-


На первом этаже здания бывшей кофейни (см. в начале) располагается также небольшой музей крымскотатарской культуры. Не сказал бы, что там особо интересно; текие впечатлило меня намного больше (впрочем, нужно сделать оговорку, что я как бы родился и живу в Крыму; для приезжих, возможно, будет интересно). Более-менее обычная экспозиция крымскотатарского быта.
-23-


Ещё фото из музея.
-24-


И ещё...
-25-


Экспозиция в историческом плане довольно бедная. Но вот этот экспонат мне понравился, несмотря на то, что я пацифист :). По словам экскурсовода, - реальный крымскотатарский щит, не новодел.
-26-


Традиционная крымскотатарская посуда.
-27-


Ну и напоследок - типичная евпаторийская улочка, совсем рядом с посещённым комплексом. Имейся в этом городе хоть небольшой рельеф (я вырос в Ялте, на холмах, поэтому «плоские города» воспринимаю с трудом), я бы влюбился в него уже пятого июля :). Тем не менее, Евпатория заинтересовала, так что будем проходить более-менее продолжительный период «притирки».
-28-


Весьма дельную виртуальную экскурсию по комплексу можно посмотреть тут. Завтра опубликую рассказ и фотоотчёт ещё о нескольких примечательных объектах «старой» Евпатории. Ну, из того, что успел посмотреть...

Это первая часть рассказа о моей поездке на Тарханкут 5-6 июля 2014 года. Полное содержание сериала:
* 0. Анонс путешествия.
* 1. Комплекс «Текие-Дервиш» в Евпатории.
* 2. Синагога Егия-Капай и евпаторийские улицы.
* 3. Караимские кенассы, мечеть Джума-Джами и Свято-Николаевский собор.
* 4. Тарханкут. База «Эсперо», морской закат и солнечные пятна.
* 5. Краеведческий музей в пгт. Черноморское.
* 6. Тарханкутский маяк и тарханкутское побережье.
* 7. Завершение поездки. Оленевские чайки, евпаторийская язма и три панорамы.

жизнь, крымские походы, фотографии, эсперанто

Previous post Next post
Up