Интересно. Особенно интересно было бы понять, вот между этими порками и практикуемым ныне "опусканием" - есть ли прямая наследственная связь, или там вообще такой клубок, что не разобраться.
Я думаю, связь есть в том смысле, что есть действие, которое гарантированно обесчещивает человека. И это действие связано с "тюремной культурой", которую принимает все общество.
"тюремная культура " - хороший термин. Я бы вполне отнесла к этой культуре советскую культуру. Она основывалась на подчинении человека и унижении его, довольно изысканных унижениях. Правда мы тогда не считали многие унижения унижением.
Как я с вами согласна! Как это гнусно и отвратительно!И как ужасно, что это все существует в нашей реальности, практически рядом с нами! Ничего по сути не меняется.
Отличное наблюдение, спасибо. Любопытно, есть ли какое-нибудь масштабное исследование таких вот необратимо позорящих действий в разные времена и у разных народов? Должно быть, наверное.
Ну там, сорвать с женщины платок, взять самурая в плен...
Не за что. Это все-таки довольно специфический факт. Тем более, что в нашей истории были времена, когда пороли всех от холопа до князя, и никто не считал это зазорным.
А откуда информация применительно к концу 19 - началу 20 века, о том, что наказанный лишался уважения товарищей? Для меня эта информация нова и противоречит моим представлениям (возможно ошибочным). Приведите пожалуйста конкретные примеры, если возможно.
Нет, это возможно как раз у меня ошибочные представления. Мне кажется, что как раз в это время, особенно в первую революцию, все и начинает меняться. Поэтому явного неуважения нет, есть сочувствие. Но от человека все-таки ждут, что он не останется жить после такого. Если конкретно, то вот в воспоминаниях женщин-террористок о Зерентуйской трагедии мне такое показалось.
Надо будет почитать. Я довольно плотно, но уже давно интересовался Карийской трагедией и тогда такого впечатления не вынес. Впрочем как и из писем Созонова (книга "Это я виноват"), покончившего собой именно в Зерентуе. Мне кажется морально осуждалась (осбенно в более ранние времена) "слабость"/подача прошения о помиловании, именно из-за того, что они не желали милости от врага.
Более того Созонов покончил с собой, хотя его не наказывали, это скорее было актом борьбы за права (как и у других), чем желанием смыть позор. Так мне представляется. У них оставался скудный арсенал средств борьбы с режимом, и этот самый радикальный. Созонов же других отговаривал, считая, что так уничтожаются силы для будущей борьбы. Однако, я не читал указанных Вами воспоминаний и, конечно, могу ошибаться. Они у меня есть, просто руки не дорходили. Теперь есть повод. Спасибо за интересно поставленнный вопрос.
По-моему, вы все правильно помните. Там действительно таким образом боролись за общие права, а конкретно Сазонова не наказывали. Но, как считают многие, (и в том числе сам Сазонов) все это было устроено со стороны администрации, чтобы избавиться от Сазонова. Ему до выхода на поселение оставалось совсем немного и правительство решительно не хотело его выпускать. Поэтому и спровоцировало беспорядки. Но, заметьте, спровоцировало беспроигрышно. В каторге все время, со времен шлиссельбуржцев, велись дискуссии, до какой степени можно мириться с тюремным произволом, а какие свои права отстаивать ценой жизни. Эта граница, естественно, колебалась в зависимости от помягчения или ужесточения режима. Но по поводу порки ни у кого не было сомнений. Все до одного готовы были умереть, если бы не удалось это остановить. Сазонов, как утверждают, и принял яд, потому что понял, что именно его смерть может это остановить, именно его смерти начальство и добивается
( ... )
Comments 18
Особенно интересно было бы понять, вот между этими порками и практикуемым ныне "опусканием" - есть ли прямая наследственная связь, или там вообще такой клубок, что не разобраться.
Reply
Reply
Reply
Reply
Ну там, сорвать с женщины платок, взять самурая в плен...
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Поэтому явного неуважения нет, есть сочувствие. Но от человека все-таки ждут, что он не останется жить после такого.
Если конкретно, то вот в воспоминаниях женщин-террористок о Зерентуйской трагедии мне такое показалось.
Reply
Мне кажется морально осуждалась (осбенно в более ранние времена) "слабость"/подача прошения о помиловании, именно из-за того, что они не желали милости от врага.
Более того Созонов покончил с собой, хотя его не наказывали, это скорее было актом борьбы за права (как и у других), чем желанием смыть позор. Так мне представляется.
У них оставался скудный арсенал средств борьбы с режимом, и этот самый радикальный.
Созонов же других отговаривал, считая, что так уничтожаются силы для будущей борьбы.
Однако, я не читал указанных Вами воспоминаний и, конечно, могу ошибаться. Они у меня есть, просто руки не дорходили. Теперь есть повод. Спасибо за интересно поставленнный вопрос.
Reply
Reply
Leave a comment