Мы с arkthur_kl серьезно поспорили, нужен ли постмодернизм в литературе, особенно не существующей, но создаваемой. Иными словами, что может постмодернизм дать молодым писателям
( Read more... )
У меня правка. Спор был не о том, _нужен_ ли кому там постмодернизм. Это вопрос бессмысленный, так как каждый графоман у нас пишет что хочет и при этом часто еще и печатается, читатель голосует рублем, а через несколько десятилетий из пишущих тысяч будут вспоминать от силы десятки.
Моя позиция другая. Она очень проста. Наша жизнь переполнена реальными проблемами, реальными вопросами, которые требуют реальных ответов. И вот книги, где смыслы высасываются из пальца и привязываются к чему-то стоящему кривой ногой через левое ухо, лично мне читать просто скучно. Ну, если не в поезде, где долго ехать. Но там Донцова сильный конкурент подобной литературе. речь не о фантастике - фантастика может быть точно так же о добром и вечном, как книги Стругацких, Уэллса, Толкина. Это именно о литературе вымученными из пальца смыслами, литературе ни о чем.
Меня учили разделять постмодернизм как художественное направление со своей философией и постмодернистские приёмы. Постмодернистские приёмы нужны, важны и неизбежны, а также старше постмодернизма на много-много лет.
Ценное замечание. Хотя философия постмодернизма именно что помогла их так назвать. То есть, люди издревле мутузили друг друга, а слово "война" появилось сравнительно недавно.
Одно время модно было записывать в постмодернисты всех от века. "Дон Кихот" - постмодернистский роман? Ещё как! Цитат и аллюзий сколько хочешь, иронии хоть отбавляй, авторская позиция... а вот про авторскую позицию четыре века уже спорят.
Просто сейчас все записаны в постмодернисты, можно и успокоиться.
Я, кстати, ничего постмодернистичного не вижу. Это фарс старой, но благородной идеологии перед новыми реалиями. Дон Кихота бы почитать как нашим православным хоругвеносцам, так и дикарям-язычникам.
Давайте прочитаем Властелин Колец и Ведьмака. Чьи герои нам понятнее? Какой мир может собрать 2 000 игроков, и суммарно, скорее всего, больше всего игроков за всю историю РИ? Сказали, что Толкин - запишите себя в толчки) Ну, если считать с 1990 года, то, подозреваю, таки окажется Толкин :) А если с 1955 - тем более :)
Тут ведь как. Ведьмак действительно по России массовее. Можем посмотреть, что он каждый год проводится, и опережает полигонные игры по Толкину, которые проводятся не в таком большом формате. Но вообще фраза провокативная )
Это ты девяностые не застал, наверно, когда ХИшки каждый год проводились, и вообще РИ отдельно от Толкина не воспринимались :) А сейчас наверно да, по Толкину только относительно мелкие игры, самой крупной был Озерный город в последнее время (и Первая эпоха до него, конечно).
Ну и про постмодернизм в контексте исторической литературы. Обычно читать уныло, так как авторы берут исторические реалии, заворачаивают в них литературные штампы, разя в мозг то ли необразованностью, то ли неуважением к читателю. Я люблю исторические романы, рассказы, повести. И честно, как откроешь очередной "шедевр" про попаданца или вомпера, научившего бояр демократии, так зубы сводит. И ведь не поленись автор хоть слегка ознакомиться с матчастью, реально же можно было бы здорово написать
( ... )
Ну вот на индивидуальной шкале качества Попаданцы-Эко, я, конечно тяготею ко второму. И не отрицаю, что источники нужно читать. Просто я все-таки спец по другому профилю.
Это здорово. Я всячески поддерживаю желание уважать матчасть.
"Имя Розы" между прочим, построено на средневековой схоластике, и может работать как учебник по средневековой ментальности. Это не говоря уже о литературных достоинствах романа. Так на то Маэстро и великий, а аффтары литературы про вомперов и попаданцев как-то не особо.
Кстати, ты путаешь постмодернизм и массовую литературу. Сапковского легко воспринимать, потому что он ориентирован на очень массовую аудиторию, включая подростков, а не потому что он использует постмодернистские приёмы и щедро тащит в книги самые разные сюжеты.
Слушай, а разве легкость восприятия может быть следствием ориентации на массового пользователя? Вот, в принципе, и Толкин,(скрипя серддцем) массовая литература. Но не постмодернистичная ни разу.
Лёгкость восприятия может быть следствием всего. Индивидуального стиля, попадания "в струю", намеренной работы.
Да, пан Анджей пишет так, чтобы его книги раскупались, чтобы чтение захватывало. Как сделать книжку захватывающей - много пишет Митта, раскладывать любую литературу по колебаниям настроения и ситуации, в которой оказался герой, весьма увлекательно (надежда... жопа... облегчение... ещё большая жопа... победа...).
При этом пан Анджей много писал о том, как делается массовая фэнтези и насколько сильно она потакает желаниям публики. Он может себе позволить писать более качественные книги, а огромная куча авторов фэнтези - нет.
Толкин - яркий представитель литературы немассовой. Он проторил новый жанр, писал, в общем-то, мало оглядываясь на вкусы публики, и не виноват, что его работа так хорошо подошла эпохе, что люди начали писать на заборах "Фродо жив".
Мне кажется, ты смешиваешь понятие "массовая" и "конъюнктурная". По твоему определению, немассовая литература должна удивлять. Но конец именно Властелина Колец (и Хоббита) вполне предсказуем. Все победили, все счастливы, даже последнего гада, устроившего в Шире диктатуру, добили хоббиты.
Comments 111
Моя позиция другая. Она очень проста. Наша жизнь переполнена реальными проблемами, реальными вопросами, которые требуют реальных ответов. И вот книги, где смыслы высасываются из пальца и привязываются к чему-то стоящему кривой ногой через левое ухо, лично мне читать просто скучно. Ну, если не в поезде, где долго ехать. Но там Донцова сильный конкурент подобной литературе.
речь не о фантастике - фантастика может быть точно так же о добром и вечном, как книги Стругацких, Уэллса, Толкина. Это именно о литературе вымученными из пальца смыслами, литературе ни о чем.
Reply
Reply
Постмодернистские приёмы нужны, важны и неизбежны, а также старше постмодернизма на много-много лет.
Reply
Хотя философия постмодернизма именно что помогла их так назвать. То есть, люди издревле мутузили друг друга, а слово "война" появилось сравнительно недавно.
Reply
Просто сейчас все записаны в постмодернисты, можно и успокоиться.
Reply
Дон Кихота бы почитать как нашим православным хоругвеносцам, так и дикарям-язычникам.
Reply
Ну, если считать с 1990 года, то, подозреваю, таки окажется Толкин :)
А если с 1955 - тем более :)
Reply
Можем посмотреть, что он каждый год проводится, и опережает полигонные игры по Толкину, которые проводятся не в таком большом формате.
Но вообще фраза провокативная )
Reply
А сейчас наверно да, по Толкину только относительно мелкие игры, самой крупной был Озерный город в последнее время (и Первая эпоха до него, конечно).
Reply
Кстати, на Весконе мы обнаружили, что под Рязанью был Хоббит на 200 (!) человек.
Reply
Reply
И не отрицаю, что источники нужно читать. Просто я все-таки спец по другому профилю.
Reply
"Имя Розы" между прочим, построено на средневековой схоластике, и может работать как учебник по средневековой ментальности. Это не говоря уже о литературных достоинствах романа. Так на то Маэстро и великий, а аффтары литературы про вомперов и попаданцев как-то не особо.
Reply
Reply
Reply
Вот, в принципе, и Толкин,(скрипя серддцем) массовая литература. Но не постмодернистичная ни разу.
Reply
Да, пан Анджей пишет так, чтобы его книги раскупались, чтобы чтение захватывало. Как сделать книжку захватывающей - много пишет Митта, раскладывать любую литературу по колебаниям настроения и ситуации, в которой оказался герой, весьма увлекательно (надежда... жопа... облегчение... ещё большая жопа... победа...).
При этом пан Анджей много писал о том, как делается массовая фэнтези и насколько сильно она потакает желаниям публики. Он может себе позволить писать более качественные книги, а огромная куча авторов фэнтези - нет.
Толкин - яркий представитель литературы немассовой. Он проторил новый жанр, писал, в общем-то, мало оглядываясь на вкусы публики, и не виноват, что его работа так хорошо подошла эпохе, что люди начали писать на заборах "Фродо жив".
Reply
По твоему определению, немассовая литература должна удивлять. Но конец именно Властелина Колец (и Хоббита) вполне предсказуем. Все победили, все счастливы, даже последнего гада, устроившего в Шире диктатуру, добили хоббиты.
Reply
Leave a comment