Как оценить литературное произведение?
Вопрос больной, и для критиков, и для заядлых читателей. Для писателей, конечно, тоже, но те к нему обращаются реже: иных забот хватает.))
Ну, а особо остро он почему-то встал перед современной российской фантастикой. Побродить по тематическим форумам, типа Фантлаба или МИРФа: фэны встревожены, критики беснуются
(
Read more... )
Comments 9
Все остальное (литературные приемы и т.д.) можно оценивать отдельно, и обязательно - комментировать оценку (почему так).
Reply
Впрочем, впечатление можно рассматривать как частный случай воздействия вообще. Поверхностный эмоциональный его уровень.
Что касается приёмов... То это дело именно критиков и на оценку едва ли влияет. Это, как уже говорил, следствие. От стремления понять: а как сделана эта штуковина, что производит такой эффект?
Оценивать же книгу читателю, исходя из таких критериев, по-моему, просто бессмысленно. Ты же не смотришь фильм, отдельно прокручивая картинку без звука, потом оценивая спецэффекты, потом не разбиваешь действо на эпизоды, чтобы рассмотреть игру каждого актёра в отдельности, а под конец не прокручиваешь отдельно саундтрек!
Да, это всё полезно - если хочешь разобраться, как устроен фильм. Но к его художественной ценности имеет слабое отношение. Наоборот, если хочешь, чтобы от просмотра был эффект, то так ты наоборот - не увидишь за деревьями леса.
Reply
Reply
Reply
Да, я об идеях и говорю, не отрицая их важность. В безыдейной литературе и заключается все проблема. Немного почитав Бушкова, "ЭрзацСталкер", и еще какую-то современную фантастику, понимаешь что сейчас покупать современных авторов - все равно играть в рулетку. Слишком много макулатуры, слишком велик шанс получить вместо художественного произведения - боевичок в бумаге. Приходится читать классиков, вроде Стругацких, Лема, Кларка и других.
А герои... Герои не могут быть определяющим фактором, по моему мнению. Хотя они и служат носителями идей, они помогают лучше понять замысел автора, часто на их мыслях и поступках все держится. Их я бы сравнил с фундаментом здания - без него никак, и чем прочнее, тем лучше, но любим мы здания не за это.
Reply
Reply
Воздействие на читателя измерить трудно. Читатели бывают разные. Это во-первых.
Те приёмы, которые любимы ценителями изящеской словесности, действуют на них, несмотря на распознанность. Похоже, что им даже нравится это. Это второе.
Ну а третье - это, собственно, само содержание произведения. То, о чём оно. Его идея. Чтобы это адекватно подействовало на меня, я просто обязан распознать это.
Reply
Отнюдь. Для оценки в первом приближении достаточно подчас следить за новостями.
>>Похоже, что им даже нравится это.
Несомненно. Просто удовольствие это из разряда несколько извращённых. Не для того книжки пишутся (хотя, в принципе, кому не всё равно, ради чего они там пишутся?).
Но это примерно то же, как оценивать качества горшка по тому, как он смотрится на голове, вместо шляпы.
Reply
Leave a comment