Как оценить литературное произведение?
Вопрос больной, и для критиков, и для заядлых читателей. Для писателей, конечно, тоже, но те к нему обращаются реже: иных забот хватает.))
Ну, а особо остро он почему-то встал перед современной российской фантастикой. Побродить по тематическим форумам, типа Фантлаба или МИРФа: фэны встревожены, критики беснуются
(
Read more... )
Потому и вопят о печальной судьбе фантастики, что ничего современный мейнстрим не несет. Точнее несет, но не идеи, а просто удовольствие от чтения. Не будем далеко ходить - у нас убогая до невозможности серия книг С.Т.А.Л.К.Е.Р. разошлась гигантскими тиражами, которые не снились многим НФ книгам. И если ЭТО сейчас покупают, то значит ЭТО в дальнейшем будут предлагать. А ну и правда, что толку издавать хардкорную научную фантастику, когда вот эта "сталкериада" и пишется быстрее и издается лучше.? Вот тебе и падение уровня. Вот тебе и перспектива.
Что касается влияния на читатели в качестве критерия оценки - тут ты ошибаешься. Не бывает так чтобы книга на всех действовала, и причем одинаково. Влияние книги на сознание всегда строго индивидуально и сильно зависит от самого читателя. Когда один решит что эта книга изменила его жизнь, другой подумает что просто потратил деньги зря... В оправдание литературной техники могу сказать то, что по крайне мере этот критерий обьективен. Хотя полностью определять им художественную ценность - чистой воды маразм.
Reply
Reply
Да, я об идеях и говорю, не отрицая их важность. В безыдейной литературе и заключается все проблема. Немного почитав Бушкова, "ЭрзацСталкер", и еще какую-то современную фантастику, понимаешь что сейчас покупать современных авторов - все равно играть в рулетку. Слишком много макулатуры, слишком велик шанс получить вместо художественного произведения - боевичок в бумаге. Приходится читать классиков, вроде Стругацких, Лема, Кларка и других.
А герои... Герои не могут быть определяющим фактором, по моему мнению. Хотя они и служат носителями идей, они помогают лучше понять замысел автора, часто на их мыслях и поступках все держится. Их я бы сравнил с фундаментом здания - без него никак, и чем прочнее, тем лучше, но любим мы здания не за это.
Reply
Reply
Естественно, не бывает.
Штука в том, что автор сам в состоянии определять, для кого он пишет. Намечать аудитории.
Соответственно, и планировать эффект, который произведёт его книга.
Конечно, не всегда можно предсказать реальный эффект, иногда книги могут вести себя непредсказуемо. Но какое-то представление, чего от своей книги хочет писатель, хотя бы в идеале, оно всегда существует.
И чем ближе произведённый эффект к тому, который планировал автор, тем выше его мастерство.
Я просто так полагаю, что Донцова - тоже в своём роде отличный автор. Иронических детективов для домохозяек.
Это уже вопрос целей, которые ты перед собой ставишь. В этом отличие, как раз, беллетристики от Литературы.
Reply
Leave a comment