Фортификаторы, строящие крепости и фальсификаторы, " "звёзды" зажигающие"

Jul 13, 2016 19:08

Интересное дело получается. Значит, строили наши предки, строили, проблемы решали насущные, смекалку проявляли, а как же иначе - цена вопроса - жизнь (как их собственная, так и детей их и всех других родных). Ошибки в таком деле, как оборона - дорого обходятся. И знали наши предки об этом не на диванах перед телевизором сидячи, не в виртуальном мире завязши, а постигая всё своим трудом (который был - не чета нашему). Правильно говорится: "упорство и труд всё перетрут". И находили в таких условиях решение задачи, а их противники, находили новые способы преодоления защитных сооружений. То есть не только воевали мечами, да копьями, а ещё умом своим противостояли друг другу.

Как бы вам мою мысль объяснить понятнее... Существует такое явление, как плагиат, которое есть, говоря откровенно, - воровство плодов умственного труда. И нормального человека действие это очень возмущает. А как можно назвать тех информационных дельцов, которые, по существу, отняли авторство и заслуги у подлинного автора и мановением напёрсточника откатили эти заслуги какому-то выдуманному ими другому, которого и в истории не существовало? И только ради того, чтобы сделать из многих людей нечто плохосоображающее! Как быть, если напряжённая умственная работа автора создала возможность родиться и жить многим из тех, кто сейчас живёт? Каково это - жить и верить, что создавший для жизни твоей условия был ничтожеством, ничего не смыслящим, по сравнению с тобой, таким умным и всезнающим? Кто же тогда ты есть-то, попирающий ногами ум созидающий и всюду разносящий чужую ложь? Вот уж, воистину говорят, что глупость - мать подлости

Хоть вспомните об этом, когда приготовитесь очередную ложную байку с восторгом проглотить.

Для ценящих ум продолжаю излагать-цитировать историю появления звездообразных крепостей.

Интересно, когда именно появились "звёздные крепости"?
"Звёздные крепости"-2 или карты в студию!
"Звёздные" крепости - 3 или финита ля комедия - 1
Финита ля комедия - 2 (про изобретение "звёздных" крепостей продолжаю)

Мемории или Записки артиллерийския

Эжен Виолле-ле-Дюк

"Крепости и осадные орудия. Средства ведения войны в Средние века"

Читать здесь http://mreadz.com/new/index.php?id=264050&pages=1

Продолжаем шаг за шагом прослеживать историю: как из римских замков появились на свет звёздные лебеди :о)

"Каким бы бедным ни был замок, его всегда старались построить на возвышенности, чтобы метательные орудия и подкопы были ему не страшны. Поскольку штурм всегда начинался у подножия стены, а катапульты и другие метательные орудия не могли бросать свои снаряды на очень большую высоту, то осаждаемая крепость получала преимущества, располагаясь на естественном возвышении или имея укрепления большой высоты. Средства же обороны от врага, подошедшего вплотную к стене, располагались в нижних этажах башен и куртин. В ту пору, когда монархи стремились подчинить феодалов своей власти, эти феодалы использовали все средства обороны. Они размещали свои замки в таких местах, где можно было отразить самые мощные штурмы, они увеличивали число препятствий вокруг своих донжонов; они постоянно думали о том, как отстоять свою самостоятельность, ради которой готовы были истратить все свои богатства, добытые великой доблестью. Эта борьба дала мощный импульс развитию искусства фортификации."

"Мы уже говорили о том, что башни романского периода не имели подземного фундамента, а стены располагались на земляных валах. К началу XII века такие сооружения устарели, поскольку осажденные могли отстреливаться только с высоты башен и стен, под основания которых воины врага подводили подкопы и разрушали их фундаменты. Оказавшись под стеной, саперы осаждающих отрывали камеру с крепями, а затем поджигали, добиваясь того, что обрушивался сразу большой участок стены. Воины противника могли также прорыть подкоп под валом и стеной и таким образом проникнуть в осажденный город.

Чтобы предотвратить это, военные инженеры стали сооружать нижние этажи башен на уровне днища рва, уровня воды в нем или поверхности скалистого основания. В этих этажах делались бойницы, расположенные так, как это показано на рис. 46; через них можно было вести огонь по всему периметру башни или на такое расстояние, на которое это было необходимо. Те же самые приспособления были сделаны и в стенах, особенно в тех, которые служили внешними стенами зданий, имевших несколько этажей, что было весьма характерно для замков. Смельчакам врага из-за этого стало трудно подбираться к основанию стен, поскольку теперь им приходилось защищаться не только от обстрела и камней сверху, но и от стрел, летевших на них спереди и сбоку из бойниц."

"Даже если нападающим удавалось уничтожить защитников крепости или замка и захватить первый этаж, они все равно не смогли бы подняться на верхние этажи, поскольку узкие лестницы, которые вели туда, можно было легко забаррикадировать, а двери закрыть железными перекладинами (грилями).

Следует отметить, что передовые укрепления и башни листов имели бойницы такой формы, которая позволяла осажденным вести горизонтальный огонь, защищая подступы к ним на большом расстоянии, а бойницы башен и стен второй линии укреплений позволяли вести навесную стрельбу, а также стрелять сверху вертикально вниз.



Рис. 46. Внешний вид, вид в разрезе и планы башни Каркасона: А - вид в разрезе и план второго этажа; В - вид в разрезе и план третьего этажа; С - вид в разрезе и план четвертого этажа

Впрочем, эти отверстия, которые с внешней стороны стены имели ширину 4 дюйма (10 см), с внутренней расширялись до 90-135 см и служили скорее для наблюдения за перемещением врага и для проветривания и освещения помещений башни, чем для стрельбы, поскольку угол, под которым они располагались, был слишком острым, особенно в очень толстых стенах, и сектор обстрела из луков и арбалетов был небольшим.



Рис. 47. Бойница-амбразура с деревянными ставнями

Настоящие, наиболее эффективные оборонительные средства располагались всегда на вершине башен или стен. В мирное время и в тех случаях, когда на них не было хорд, с парапетной стенки, имевшей толщину от 18 дюймов до 2 футов 3 дюймов (от более 45 см до 68,6 см) и прорезанной частыми амбразурами прямоугольной формы, простреливалось почти все пространство за пределами замка. Амбразуры, закрывавшиеся деревянными ставнями, которые были подвешены на горизонтальной оси и поднимались и опускались с помощью железного зубчатого квадратного бруска, в зависимости от того, близко или далеко был враг, позволяли защитникам обстреливать ров и окружающую местность, находясь под прикрытием этих ставен (рис. 47)



.Рис. 48. План участка крепостной стены с бастионом или башней: А - вершина бастиона: ВС - фланги бастиона или башни, на которых располагались хорды; D - внутренняя стена бастиона или башни

Круглые башни лучше, чем квадратные, выдерживали удары стенобитных машин и хуже разрушались с помощью подкопов, поэтому такие башни широко использовались в фортификационных сооружениях Средних веков, однако к концу этого периода они были небольшого размера и могли вместить небольшое число воинов. По той же причине на каждом этаже имелось не более двух-трех бойниц, поэтому с башен можно было обстреливать только прилегавшие к ним участки куртин. Однако когда в XIII веке у башен появились нижние этажи, начинавшиеся у днища рва, их диаметр увеличился. Осаждавшим было легче разрушать башни, чем куртины (рис. 48), поскольку, утвердившись в точке А и уничтожив хорды в точках В и С, они могли уже не опасаться орудий защитников. Но крепостные стены городов имели башни с прямой задней стеной D, и даже если нападавшим удавалось проделать брешь в точке А или с помощью подкопа разрушить полукруглый выступ башни, они все равно не попадали в город - перед ними высилась внутренняя стена.

Поэтому враг предпочитал, осаждая крепость, штурмовать не башни, а куртины, хотя подобраться к ним было гораздо труднее, чем к башням (рис. 49), поскольку, разрушив верхние укрепления башен В и С и проделав в стене брешь в точке А, осаждающие врывались сразу в город, если, конечно, осажденные не успевали соорудить вторую стену EF, что бывало очень часто. Однако, как показала практика, эти временные стены не могли долго выдерживать напор врага.



Рис. 49. План участка стены с двумя бастионами (показаны частично): А - самое слабое место, где легко можно проделать брешь; ВС - бастион; EF - временная стена, возведенная осажденными позади бреши



Рис. 50. План рога: А - вершина рога; ВС - хорды рога; D - хорды стен

К концу XIII века назрела необходимость не только увеличить диаметр башен и затруднить тем самым разрушение их верхних укреплений, но и увеличить площадь их стены за счет углового выступа впереди, который придавал башне форму рога (рис. 50). Этот выступ имел несколько достоинств: во-первых, он значительно увеличивал силу сопротивления кладки в том месте, где ее могли попытаться пробить тараном или разрушить с помощью подкопа, во-вторых, он защищал стены за счет удлинения хорд В и С, которые теперь приобретали форму линии близкой к перпендикуляру по отношению к стене; и в-третьих, держа смельчаков врага на расстоянии, этот выступ-рог позволял воинам на хордах стен D стрелять по ним под менее острым углом, чем в тех случаях, когда башня имела круглую форму, и, соответственно, стрелять из арбалетов и луков и бросать метательные снаряды с меньшего расстояния, достигая большего эффекта в истреблении осаждающих и разрушении осадной техники.

В Каркасоне эти выступающие углы, или рога имели форму, изображенную на рис. 50. Однако в замке Лош, а также на воротах Св. Жана (Иоанна) в замке Провен они имели в плане форму двух пересекающихся кривых (рис. 51), а на воротах Жуй в том же самом городе и на воротах Вильнёв-ле-Руа - прямоугольников с угловым выступом (рис. 52), что позволяло держать под наблюдением не только вход, но и две прилегающие стены".



Рис. 51. Выступы-рога на башнях замка Лош и ворот Св. Жана (Иоанна) в замке Провен

" недостатки круглых башен были обнаружены в начале XIII века. Их самое слабое место находилось там, где проходила касательная линия, параллельная стене. "

Но инженеры прекрасно понимали, что на выступающих углах крепостей необходимо размещать самые мощные средства защиты. Как и в наши дни, осаждающие считали угол стены более уязвимым местом, чем прямой участок. Пушек еще не было, а метательные орудия не могли бросать свои снаряды на большое расстояние, и выступающие углы (которые не могли быть защищены на большом расстоянии) оставались весьма уязвимым местом в обороне (рис. 54). Если нападающим удавалось утвердиться в точке А, никакие метательные снаряды и стрелы с соседних стен достать их уже не могли.



Рис. 53. План города Эг-Морт



Рис. 54. План углового участка укреплений Каркасона



Рис. 55. План выступающего угла замка Фалез

Необходимо было, чтобы угловые башни (tours du coin), как их тогда называли, были очень сильно укреплены. Поэтому их диаметр и высота были гораздо больше, чем у других. Их окружали более широкие рвы, палисады и иногда даже передовые укрепления. Эти башни имели выдающиеся вперед рога, а сами они далеко выступали над поверхностью прилегающей стены. Обе эти башни были очень мощными, и иногда они соединялись внутри второй стеной (рис. 55).

К началу XIV века ворота имели сильные укрепления, мощные двери, опускающиеся решетки, двух- или трехэтажные башни с машикулями наверху, но у них не было подъемных мостов.

Прекрасные Нарбонские ворота города Каркасон (рис. 56), укрепленные сильнее большинства других ворот и сооруженные Филиппом III Смелым, не имеют подъемного моста.



Рис. 56. План Нарбонских ворот города Каркасон: А - барбикан; В - мост; С - вход в барбикан; D - уступ стены; Е - въезд в город; F - надвратные башни; G - квадратный машикуль (или ловушка); Н - бойницы; I - вторая опускающаяся решетка; К - часть стены; L - еще один уступ стены; М - часть стены; N - выступы башни; О - бойницы; Р - палисады; V - входы со стороны города

Перед барбиканом А или мостом В, перекинутым через ров, обычно сооружалась одна или более проездных дамб. На плане видно, что въезд в барбикан С защищен уступом стены D, который тщательно замаскирован и не заметен снаружи. Если нападающим удавалось пройти первые ворота, они оказывались перед надвратными башнями F городских ворот Е. Проезд между ними был перекрыт, во-первых, цепью, во-вторых, машикулями, в-третьих, внешней опускающейся решеткой, в-четвертых, мощными створками ворот, обитыми толстыми полосами железа и запиравшимися тяжелыми брусьями, в-пятых, большим квадратным машикулем G и двумя бойницами Н, в-шестых, третьим машикулем, расположенным перед второй, или внутренней, опускающейся решеткой, которая опускалась по линии I. Если нападающие появлялись у стены К, намереваясь сделать под нее подкоп, они попадали под обстрел с уступа стены L, над которым возвышалась большая сторожевая башня с бойницами. По другую сторону ворот, в точке М, они подвергались обстрелу со стоящей рядом башни. Как мы уже рассказывали, выступающие рога N вынуждали воинов врага раскрыть свое присутствие перед защитниками соседних стен, а бойницы О, проделанные в стене помещения, которое было расположено на первом этаже, позволяли вести обстрел в секторе перед ними. Прежде чем рыть подкоп под стены, осажденным надо было разрушить палисады Р или преодолеть их (под обстрелом) с помощью штурмовых лестниц, а эти палисады на случай войны были хорошо укреплены.

Над проездом Нарбонских ворот Е во время войны сооружались временные деревянные укрепления с бойницами и двумя этажами машикулей.



Рис. 57. План второго этажа Нарбонских ворот: S - узкий коридор над машикулями; Т - проемы в стене

На рис. 57 мы приводим план второго этажа Нарбонских ворот. Мы видим там центральный зал или комнату, в полу которой проделан большой квадратный машикуль, а перед второй опускающейся решеткой еще один - прямоугольный. Именно из этой комнаты опускали первую решетку;



Рис. 58. Внешний вид Нарбонских ворот

С первого этажа двух башен можно было спуститься в подвалы (перекрытые крестовыми и цилиндрическими сводами). В подвалы вели два люка, закрывавшиеся каменными плитами. Весь вид погребов свидетельствовал об их мощной защите - стены на большом протяжении были сооружены из серого песчаника большой прочности. Их стены были покрыты рустовкой, то есть в местах соединений камни были затесаны, а внешняя поверхность оставлена необработанной. Такую кладку часто использовали при сооружении фортификаций в конце XIII - начале XIV века. Рустовкой выложены все стены и башни города Каркасон и укрепления Эг-Морта, сооруженные Филиппом III Смелым.

Подняв деревянный мост, убиравшийся на время осады, замок мог полностью прервать сообщение с внешним миром, но в городах въездные ворота защищались только палисадами или барбиканами, и, взяв их, враг входил в город, не штурмуя стен и башен. И только в начале XIV века к мостам, которые были перекинуты через ров и вели к городским воротам, стали добавлять деревянные подъемные мостики, соединенные с палисадом (рис. 60) или с каменным передовым (предмостным) укреплением (рис. 61)



Рис. 60. Подъемный мост



Рис. 61. Въезд в замок Монтаржи

Через некоторое время, а именно ближе к середине XIV века, подъемные мосты стали соединяться уже непосредственно с воротами, как видно на примере форта Венсен, а также других городов. Следует, однако, отметить, что во многих случаях даже в XIV и XV веках подъемные мосты просто присоединялись к передовым укреплениям. Средневековые подъемные мосты сооружались в основном точно так же, как и современные, иными словами, мост состоял из деревянной платформы, поворачивавшейся вокруг своей оси, и поднимался или опускался с помощью двух цепей, рычагов и противовеса. Будучи поднятым, мост закрывал (как и в наше время) арку ворот.

Однако в XII, XIII и XIV веках использовались и другие виды подъемных дверей. Среди них отметим тапеку, применявшуюся для потайных дверей башен или потерн (галерей). Дверь этого типа прикреплялась к оси, установленной горизонтально в верхней ее части, и, когда человек выходил, тут же опускалась (рис. 62).



Рис. 62. Тапеку, или ставень, крепившийся в верхней части



Рис. 63. Ставень, поворачивавшийся вокруг оси, проходящей через его середину

"Применялись также двери и ставни, которые поворачивались вокруг оси, проходящей через их центр (рис. 63), при этом одна половина служила для другой противовесом."



Рис. 64. Штурм ворот города Обентени воинами бургундского графа Геннегау (из рукописной хроники Фруассара)

"в XII и XIII веках верхние части башни и стен, по обычаю того времени, защищались деревянными хордами."... "Во время войн XIV века, когда множество городов подверглось разрушениям и пожарам, деревянные хорды были почти повсюду заменены на постоянные сооружения из камня, которые обладали всеми достоинствами хорд, то есть давали возможность держать под обстрелом основания стен, но не имели их недостатков. Они не горели и не так легко разрушались метательными снарядами, они были постоянными, а не установленными только на случай войны, как их деревянные предшественники."

"Но чтобы предоставить защитникам широкий парапет и большой выступ на стене, который имел бы машикули большого размера, вскоре потребовалось усовершенствовать всю систему сооружений в верхней части стен и башен. К деревянным хордам на кирпичном парапете А (рис. 65) добавили выступающую над стеной галерею В, которая имела машикули в полу С и бойницы в стене D. Однако парапет часто делали еще шире, либо сооружая хорды с внутренней стороны стены Е, либо добавляя к каменному парапету деревянные навесы F, которые опирались на столбы G. Балки, на которых устанавливали брусья навеса, вставляли в отверстия на вершине стены, располагавшиеся через одинаковые промежутки."



Рис. 66. Хорошо укрепленный участок стены в разрезе: В - парапетная стенка с бойницами и машикулями; С - стена с консолями; D - крыша; G - переход с позициями для лучников; L - деревянная галерея на внутренней стороне стены

Хорды имели то преимущество, что они сохраняли нетронутым парапет, а сгорая или разрушаясь, не повреждали другие средства обороны, которые были расположены позади них. Когда же вместо них стали сооружать каменные машикули, широких проходов и галерей, необходимых для успешной обороны, уже не осталось.



Рис. 65. План хорды: А - крытый переход на каменной стене; В - внешняя галерея из дерева; С - машикули; D - бойницы; Е - верхняя галерея; F - внутренняя галерея; G - поддерживающие ее столбы

Консоли укладывались уступами, выступавшими друг над другом, причем интервал от центра одной консоли до другой составлял от 76 см до 1 м 22 см (это был самый большой промежуток). Поверх них сооружался каменный парапет с отверстиями В, толщиной от 30 см до 40 см и высотой около двух метров. Для того чтобы уравновесить выступающие консоли, на куртине С сооружалась внутренняя стена, в которой на равном расстоянии друг от друга делались дверные проемы и квадратные отверстия. Эта стена была достаточно высокой, чтобы крыша имела нужный наклон. Позади стены С сооружали деревянные галереи L, которые заменяли собой галереи Е на деревянных хордах (рис. 65), по которым на парапетах доставляли метательные снаряды. По ним же перемещались люди, носившие их к машикулям, не мешая лучникам и другим воинам, стоявшим на позициях G (рис. 66). Башни венчали еще более сложные сооружения (рис. 67). Их машикули возвышались над стеной С и верхним этажом башни Н, в стене которого были проделаны амбразуры со ставнями или бойницами. Порой у основания крыши I создавалась еще одна открытая парапетная стенка. И если бы переход G попал в руки врага, поднявшегося сюда по лестнице или разрушившего парапет В с помощью передвижных башен, защитники башни все равно смогли бы, забаррикадировав дверь К, отбросить его назад (поскольку противник оказался бы заперт в галерее G, не имевшей других выходов, кроме этой двери), бросая на него с этажей Н и I камни, доски и разные метательные снаряды.



Рис. 67. Парапетные стенки и машикули башни: В - парапет; С - стена; G - переход с машикулями в полу; Н - верхний этаж; I - верхняя парапетная стенка; К - дверь



Рис. 70. Часть замка Пьерфон с реставрированными укреплениями

Однако на данном примере мы показали самую сильную систему защиты стен и башен, которая была возможна в те времена. Многие замки и города имели гораздо менее сложную систему и ограничивались только парапетными стенками, машикулями, лишь слегка нависающими над стеной, да узким крытым переходом. Таковы стены города Авиньон, которые сохранились лучше всех других на территории Франции. Но с точки зрения их оборонной эффективности они представляются довольно слабыми по сравнению с другими крепостями, сооруженными одновременно с ними. По итальянской моде того времени стены Авиньона имеют башни, которые, за некоторым исключением, были квадратной формы

продолжение будет :о) Но лучше - читайте в източнике по сслыке.

история вещей, звёздные крепости

Previous post Next post
Up