Исторически информированное искусствознание

Jan 24, 2021 01:38

Одной из характерных черт традиционного музыковедения является унаследованное от романтизма стремление всё мерить «по себе, любимому»: современные исследователю реалии музыкальной культуры экстраполируются на музыку предшествующих эпох. Произведения, повороты биографии, высказывания композиторов - всё анализируется с позиции «сегодняшнего дня», без ( Read more... )

метанойя, искусство, классики и современники, музыка, античность

Leave a comment

Comments 5

mmekourdukova January 23 2021, 23:26:25 UTC
Лектор вобчем не ошибся в том, что Восток мало заботится о конкретном и индивидуальном - уж по крайней мере до той поры, пока не встречается с Западом и пытается его нагнать огромными синкопированными прыжками. Но про стилизацию ДО ТОГО, как культура дойдёт до развитого академического реализма - это он загнул, конечно. ДО своего, до освоенного реализма есть только честный примитивизм, пытающийся пробиться в реализм - и маньеризм, из каких-то соображений жующий привычную стилистическую тряпку.

Reply

messaggiera January 24 2021, 16:46:24 UTC
Но ведь забота о конкретном и индивидуальном в искусстве сама по себе не является ли следствием глобальных прорывов в мировоззрении человека (греческая философия и христианство? Или Запад сам по себе был склонен искать реалистическую выразительность ещё и до их появления. Хотя, в общем, этот вопрос из серии "что раньше - курица или яйцо")

Но более всего меня расстроил сам факт искусствоведческой нечувствительности к разнице менталитетов тогдашнего и нынешнего. Мне казалось, что уже везде в науке это общее место: анализируем искусство теми категориями, которые современны творцам (а какие современны - это уже надо отдельно разбираться и изучать). По крайней мере, в музыковедении процесс более-менее налажен))

Reply

mmekourdukova January 24 2021, 16:54:11 UTC
Дак они, красавцы, уже и в неолитических наскальных росписях импрессионизм с натуры находят. Вот такая у нас наука.

1. Да, эллины ещё до христианства очень сильно продвинулись в нужном направлении, мне иногда приходит в голову, что Христос воплотился именно тогда, когда они (опередив в поиске конкретного и индивидуального всё тогдашнее чекловечество) зашли в реалистический тупик, и возник риск падения в маньеризм.

Reply

messaggiera January 24 2021, 21:41:13 UTC
Когда я писала предыдущий коммент о анахронистическом искусствоведении, то думала как раз об интерпретациях наскальной росписи)))

1. Там, видимо были ещё более удивительные вещи. Помимо того, что к нужной точке подошло развитие эллинистического мира (и искусства), там к такой же критической точке подошло развитие иудаизма. Я чуть покопала в эту сторону, и поражаюсь, что эта точка была как раз такой, что и внутри себя иудаизм уже был готов принять Христа, и снаружи находился на "правильном" расстоянии от окружающей эллинистической культуры. Чудо божие, по-другому и не скажешь)))

Reply


Leave a comment

Up