Одной из характерных черт традиционного музыковедения является унаследованное от романтизма стремление всё мерить «по себе, любимому»: современные исследователю реалии музыкальной культуры экстраполируются на музыку предшествующих эпох. Произведения, повороты биографии, высказывания композиторов - всё анализируется с позиции «сегодняшнего дня», без
(
Read more... )
Comments 5
Reply
Но более всего меня расстроил сам факт искусствоведческой нечувствительности к разнице менталитетов тогдашнего и нынешнего. Мне казалось, что уже везде в науке это общее место: анализируем искусство теми категориями, которые современны творцам (а какие современны - это уже надо отдельно разбираться и изучать). По крайней мере, в музыковедении процесс более-менее налажен))
Reply
1. Да, эллины ещё до христианства очень сильно продвинулись в нужном направлении, мне иногда приходит в голову, что Христос воплотился именно тогда, когда они (опередив в поиске конкретного и индивидуального всё тогдашнее чекловечество) зашли в реалистический тупик, и возник риск падения в маньеризм.
Reply
1. Там, видимо были ещё более удивительные вещи. Помимо того, что к нужной точке подошло развитие эллинистического мира (и искусства), там к такой же критической точке подошло развитие иудаизма. Я чуть покопала в эту сторону, и поражаюсь, что эта точка была как раз такой, что и внутри себя иудаизм уже был готов принять Христа, и снаружи находился на "правильном" расстоянии от окружающей эллинистической культуры. Чудо божие, по-другому и не скажешь)))
Reply
Leave a comment