Самые прекрасные гаммы

Jun 06, 2013 11:28

Когда-то я мысленно собрала коллекцию «самых прекрасных на свете гамм» - красивых, выразительных тем, где мелодия движется только поступенно. Тогда примеров набралось довольно много, но со временем коллекция растерялась. Вот, что мне удалось вспомнить.

  1. На первом месте по количеству таких тем «человек-секвенция» Пётр Ильич Чайковский. Это, в ( Read more... )

творчество, друзья, искусство, классики и современники, музыка

Leave a comment

Comments 16

pirlipato4ka June 6 2013, 08:37:17 UTC
Круто! Я Влтаву 1000 лет не слушала, надо срочно переслушать. А про Рахманинова нам прямым текстом говорили на лекциях о том, что у него большинство тем на основе знаменного роспева (или рАспева все же?:))

Reply

messaggiera June 6 2013, 09:11:57 UTC
"роспев-распев", кстати, хороший вопрос))) по-моему, всё-таки РА))
Ты знаешь, да, нам тоже это говорили про Рахманинова, про всякую колокольность и т.п. Однако одно дело, когда это ассоциация с мелодическим строем и характером древних мотивов, а жругое - когда эта вот самая стилизация проверяется на практике). И тут вопрос - имел ли ввиду автор какой-то конкретный напев, или настолько хорошо вжился в оригинал, что стилизовать точно у него получилось само собой

Reply


assol_mitina June 6 2013, 10:00:24 UTC
Сходу могу добавить еще одну - тему траурного марша из "Фантастической симфонии" Берлиоза. А также тему Джульетты-девочки Прокофьева. Ну а если уж вспоминать "Что день грядущий мне готовит", то тогда сюда же надо поместить и "Долину Обермана" Листа, где начальный мотив идентичен.

Reply

messaggiera June 7 2013, 07:24:43 UTC
О! Фант. симфония принимается)) Долина Обермана - да.
А вот "джульетту-девочку" я бы гениальной гаммой не назвала. всё-таки кроме гаммы в теме и арпеджио, и скачки безумные. В общем поступенность движения здесь не главный фактор для характеристики этой темы.

Ася! А ты меня не просветищь случайно с формой "Влтавы" (специально не лезу по учебникам, слушаю, пытаюсь определить - не получается))))

Reply

assol_mitina June 7 2013, 10:01:55 UTC
Ну это же программная музыка, так что форма определяется программой. С чертами рондо - в качестве рефрена тема Влтавы. А так помимо вступления и заключения там четыре эпизода - охота, свадьба, ночь с русалками и Святоянские пороги. После порогов звучит тема Вышеграда из предыдущей симфонической поэмы.

Reply

messaggiera June 7 2013, 11:21:21 UTC
Ася, ты мне сейчас ТАКУЮ америку открыла! Вот теперь да, я припоминаю, что что-то такое про программу я слышала, но конкретики я не знала вообще!...
Тем интереснее - я Влтаву (музыку) знаю очень хорошо и ну как бы слышала-воспринимала её всегда абстрактно. Теперь даже жаль, что знаю программу - не так интересно. А вообще круто музыковеду почувствовать себя в шкуре рядового посетителя филармонических концертов))) Чтобы просто музыка, как она есть, безо всяких программностей и излишних познаний!!!)

И всё-таки, что касается формы: музыка слов не знает, и форма должна создаваться внутримузыкальными средствами, и по внутримузыкальным законам. Иначе она будет рыхлой - что мы и видим во "Влтаве". Как бы ни была хороша музыка. "с чертами рондо" - это не определение формы, к сожалению, а музлитературная описательность)))

Reply


pianisto June 8 2013, 12:43:52 UTC
Насчет темы Третьего концерта - случайность (если верить его собственным словам):

'[...] И вот среди великого множества просмотренных мною мелодий я неожиданно наткнулся на древний и чрезвычайно интересный лаврский напев «Гроб твой спасе воини стерегущий», который в переводе на современную нотацию может быть представлен в следующем виде:

... )

Reply

messaggiera June 9 2013, 08:37:00 UTC
Фантастика!!! Спасибо тебе большое! Ответ найден)))
Хотя конечно случай удивительный, я имею ввиду попадание в стиль.
Но этот Яссер тот ещё му... зыковед. "в конструктивном отношении значительно более развитой" - очень тонко взял и опустил древнерусское певческое искусство на дно морское (если не сказать грубее...)

Reply


Leave a comment

Up