Когда-то я мысленно собрала коллекцию «самых прекрасных на свете гамм» - красивых, выразительных тем, где мелодия движется только поступенно. Тогда примеров набралось довольно много, но со временем коллекция растерялась. Вот, что мне удалось вспомнить.
- На первом месте по количеству таких тем «человек-секвенция» Пётр Ильич Чайковский. Это, в первую очередь Адажио, из Па-де-де «Щелкунчика», и бессмертное «Что день грядущий мне готовит..»
- Финал 9 симфонии Бетховена
- Вивальди. «Гроза» из «Времён года»
- Заглавная тема «Влтавы» Сметаны (она же - Государственный гимн Израиля). Как-то был период по «Орфею», когда эту «Влтаву» пускали в эфир чуть ли не каждый день (в разных исполнениях, конечно)). Помню я сказала - «Какая же хорошая музыка, какая замечательная тема!», на что мой друг Саша Ивашкевич ответил: «Да, тема отличная! Если б ещё её Сметана сам сочинил….» )
Кстати, друзья-музыканты, особенно преподающие! Кто-нибудь может мне ответить какая там форма???
Вспомню ещё одно произведение, непосредственно к теме «прекрасных гамм» не относящееся. В консерватории на «церковной музыке» мы развлекались тем, что пробовали записывать крюками разные известные мелодии. В том, чтобы записывать византийскими невмами не было ничего сложного: они передают высотность очень точно. А вот с крюками загвоздка, ибо они - отображают только некие мелодические формулы и примерные высотные соотношения. Единственное произведение, которое нам удалось нотировать крюками идеально - главная тема 1 части 3-го концерта Рахманинова. Да. Вот интересно всё-таки, случайно у Рахманинова так получилось, или он имел ввиду конкретный тип мелодики?