Самые прекрасные гаммы

Jun 06, 2013 11:28

Когда-то я мысленно собрала коллекцию «самых прекрасных на свете гамм» - красивых, выразительных тем, где мелодия движется только поступенно. Тогда примеров набралось довольно много, но со временем коллекция растерялась. Вот, что мне удалось вспомнить.

  1. На первом месте по количеству таких тем «человек-секвенция» Пётр Ильич Чайковский. Это, в первую очередь Адажио, из Па-де-де «Щелкунчика», и бессмертное «Что день грядущий мне готовит..»
  2. Финал 9 симфонии Бетховена
  3. Вивальди. «Гроза» из «Времён года»
  4. Заглавная тема «Влтавы» Сметаны (она же - Государственный гимн Израиля). Как-то был период по «Орфею», когда эту «Влтаву» пускали в эфир чуть ли не каждый день (в разных исполнениях, конечно)). Помню я сказала - «Какая же хорошая музыка, какая замечательная тема!», на что мой друг Саша Ивашкевич ответил: «Да, тема отличная! Если б ещё её Сметана сам сочинил….» )
Кстати, друзья-музыканты, особенно преподающие! Кто-нибудь может мне ответить какая там форма???

Вспомню ещё одно произведение, непосредственно к теме «прекрасных гамм» не относящееся. В консерватории на «церковной музыке» мы развлекались тем, что пробовали записывать крюками разные известные мелодии. В том, чтобы записывать византийскими невмами не было ничего сложного: они передают высотность очень точно. А вот с крюками загвоздка, ибо они - отображают только некие мелодические формулы и примерные высотные соотношения. Единственное произведение, которое нам удалось нотировать крюками идеально - главная тема 1 части 3-го концерта Рахманинова. Да. Вот  интересно всё-таки, случайно у Рахманинова так получилось, или он имел ввиду конкретный тип мелодики?

творчество, друзья, искусство, классики и современники, музыка

Previous post Next post
Up