Jun 05, 2013 12:55
Удивительно, всё-таки, почему в процессе обучения зачастую не говорят очевидных вещей?
Вот, например, полифония. Помню в училище эти бесконечные упражнения в контрапункте строгого стиля… и голосов всё больше и больше, они путаются, и куда их вести дальше - непонятно… Ясность пришла только при поступлении в аспирантуру: когда я готовилась писать вступительную фугу, мой друг-композитор проронил вскользь: «Маша, просто ставь больше ПАУЗ!». Ну вот почему мне об этом не сказали раньше!!!
Или сейчас - учу баховскую двойную фугу (BWV 904). Ну, в лучших традициях проучиваю по голосам и с удивлением обнаруживаю, что фуга по сути трёхголосная: три играют, четвёртый молчит. Нормальное четырёхголосие начинается только в заключительном разделе, где обе темы идут в контрапункте, что и логично. Но вот почему-то на полифонии нас учили писать эти 4-голосные фуги чуть ли не с тремя удержанными противосложениями…. Зачем?
Ну да, конечно, можно сказать: вы же должны были научиться этому через анализ фуг. Но вот опять-таки, наше внимание обращали скорее на особенности гармонического плана и преобразования темы. Но не на голосоведение. И вообще, голосоведение - это большая проблема. Им никто не занимается, и найти чистые красивые линии в идеальном контрапункте в XX веке очень сложно. Именно утратой хорошего голосоведения мы расплачиваемся за прогресс: за тонально-функциональную гармонию и аккорд, как главный элемент системы.
книжки без картинок,
консерватория,
творчество,
Бах,
искусство,
музыка