Большой рассказ о моих впечатлениях о музее, о его экспонатах, и о людях, благодаря которым эти экспонаты живы по сегодняшний день. Цикл из нескольких постов.
Пост 1-й. Экскурсия 26-го мая сего года. Рассказ об экспозиции, посвящённой рождению авиации, самолётам Второй Мировой войны и уникальным летательным аппаратам.
Предисловие.
Данный рассказ я начал сочинять ещё в начале июня, но так всё и не допишу до конца, ввиду не дохождения рук до окончания начатого. Поскольку с тех пор много утекло воды, текст пришлось практически сочинять заново, ибо появилась масса новых впечатлений, о которых не упомянуть грех. Попутно решил, что сей талмуд опус логично будет разбить на тома на главы. Во-первых, так будет его легче воспринять читателю, - в рассказе этом наличествует очень многа букафф и фоток. Во-вторых я решил несколько урезать количество лирических отступлений и больше внимания уделить главному. Важное замечание: в качестве иллюстраций я использовал не только собственные фотографии, но и фото, сделанные моими коллегами по «НИКу», поскольку самому всё заснять не удалось, ввиду различных причин. Чужие фото привожу, естесственно, с пометкой "не моё" и без каких-либо обработок и кадрирования. Надеюсь на понимание моих коллег - авторов фотографий. Сразу скажу - все фото из настоящего поста сняты не мной (включая верхнюю), мои будут дальше - в следующих постах-главах. И, конечно же, все фото кликабельны - их можно посмотреть в большем разрешении, кликнув по ним.
Рассказ продолжает серию постов о технических музеях нашей страны, в которых мне довелось и посчастливилось побывать, начатую постом о музее космонавтики в городе
Калуге.
Моё «знакомство» с Центральным Музеем ВВС произошло довольно таки случайно - руководство фирмы ООО «НИК», сотрудником которой я являюсь, организовало для нас экскурсию, на которую не поехать было бы грешнО. Слово «знакомство» я здесь не зря взял в кавычки - ведь впервые я побывал здесь ещё году кажется в 1995-м или 1996-м. Потом в начале 2000-х, когда учился в МАИ. Было это ещё до того, как сгорел Ту-124 - уникальный между прочим экспонат, утерянный «благодаря» отечественной безхозяйственности. Музей в те годы представлял собой кладбище-свалку авиатехники, картина была ужасная: облезлые ржавеющие экспонаты на заросшем высоченной травой поле; разваливающиеся ангары с текущей крышей… И это при том, какие шикарные музеи авиации в западных странах - в Европе, США… И в них можно среди прочего лицезреть советские самолёты - часто даже в лётном состоянии! А у нас, на их родине, как водится, полная ж…
Вот и в этот раз, 26 мая 2012 года я ехал в электричке, ожидая увидеть привычную для нашей нынешней России картину… Но оказалось всё совсем по-другому: на месте заброшенного кладбища самолётов меня ждал почти европейский музей! Вместо травы по пояс - аккуратно постриженный газон с цепными ограждениями, чтобы некоторые посетители не лазили по экспонатам (ну хотя бы стеснялись это делать). Вместо разваливающегося авиаметаллома - приведённые в порядок, свежепокрашенные самолёты - отдельные из них как будто только что из сборочного цеха! Новые, только что построенные помещения с экспонатами начала прошлого века и времён Великой Отечественной! Я был настолько удивлён, что долго ходил с отвисшей челюстью - такой увиденное произвело на меня шок. В хорошем смысле слова. Первой мыслью было: неуж-то Путин перед выборами пропиарился власти наконец взялись за сохранение истории нашей великой, ушедшей в мир иной, страны? Но оказалось, что власть здесь как раз не причём, ну или почти не причём. Всё хорошее в нашей стране делается исключительно руками энтузиастов - по сути простых людей. И Монино в этом плане не исключение. Нет, конечно, кто-то выделил деньги (кто именно - мне не известно) на строительство новых помещений взамен разваливающихся ангаров, а деньги это не малые - но основная работа по приведению музея в порядок выполнена (и продолжается) обычными людьми - волонтёрами, увлечёнными авиацией и делом сохранения нашей истории для наших же потомков. О волонтёрской организации, в работе которой по мере сил и возможностей вот уже полтора месяца участвую и я, подробнее расскажу чуть ниже - посвящу этому отдельную главу, ибо рассказать и показать там есть чего. Но обо всём по порядку, и для начала будет собственно начало - рождение нашей советской (да и мировой тоже) авиации. Потом будет война - речь пойдёт о самолётах, победивших фашизм. И в завершении первой части - зал уникальных летательных аппаратов, где тоже много чего интересного. И так - вперёд!
Первый зал музея, начало осмотра экспозиции. Посвящен он началам начал - первым лётчикам, учёным, конструкторам, первым рекордным перелётам. Здесь можно увидеть авиационные двигатели начала XX века, образцы вооружения, лётного обмундирования, плакаты, рассказывающие о людях, стоявших у истоков авиации и многое другое. Ну и конечно же «Летатлин», - работа известного отечественного художника Владимира Татлина, вдохновлённого успехами отечественной авиации. В качестве иллюстрации приведу несколько фотографий:
По порядку: 1 - «Летатлин», летающий аппарат (орнитоптер), Владимир Татлин, 1930-1931; 2 - Двигатель Костовича (судя по всему - паровая машина), конец XIX века, предназначался для установки на дирижабль; 3 - Ещё одна паровая машина французского инженера Габриэля Иона, тоже конец XIX, также предназначался для аэростатов; 4 - Двигатель М-26, устанавливался на самолётах АНТ-9 и "Сталь-2", автожире А-4, 1930 год; 5 - Двигатель М-22, устанавливался на самолёты И-15, И-16 и другие, 1930-е годы.
Далее мы вышли на улицу и прошли несколько десятков метров, чтобы попасть в зал, посвящённый Великой Победе. Надо отметить - помещения этих двух залов новые, построенные на месте снесённых отслуживших свой век ангаров тридцатых (вероятно, но могу и наврать) годов. Рядом строится ещё одно помещение, что очень здорово - у музея есть много того, что скрыто от глаз посетителей в запасниках, да и находящемуся под открытым нужен «дом». Климат у нас всё таки, сами знаете, - не щадит ни металл, ни тем более дерево и перкаль. Итак, во втором зале моему взору предстали самолёты, надравшие зад Гитлеру со своими крысами победившие врага. Также экспозиция гармонично дополнена манекенами лётчиков и наземного обслуживающего персонала в аутентичных костюмах, двигателями и плакатами, рассказывающими о величайшем подвиге наших с вами дедов и прадедов - в небе, за кульманом и у станка. Некоторые самолёты, размещённые здесь, снимались в кино: например именно этот Пе-2 знаком всем нам по фильму «Хроника Пикирующего Бомбардировщика». Стоит особо отметить, что есть в коллекции и самолёт, произведённый в США и поставленный в СССР по ленд-лизу. Хоть и не принято это у нас, но «пользуясь случаем» хочу высказать американцам огромное спасибо за оказанную тогда, хоть и не безвозмездную, помощь - трудно представить, что бы мы делали хотя бы без «Виллисов» и «Студебеккеров». А родной брат моёй бабушки (к сожалению, оба ныне покойные) всю войну отлетал на Б-25 бортачём - и даже бомбил Берлин! Поэтому обойти стороной помощь США нашей стране я просто не могу. Вот несколько иллюстраций из этого зала:
По порядку: 1 - Пикирующий бомбардировщик Пе-2 (именно этот самолёт, что на фото, снимался в фильме "Хроника пикирующего бомбардировщика"); 2 - Американский самолёт P-63 "Кингкобра" (характерная особенность - двигатель находится сзади за кабиной); 3, 4 - Знаменитый По-2 (немцы боялись этого самолёта, как дьявола, так как он мог с выключенным двигателем ночью подлететь незаметно и внезапно сбросить бомбы внезапно); 5 - И-15; 6 - И-16; 7 - Высотный истребитель МиГ-1; 8 - Ла-7 (на фото самолёт, на котором летал Иван Никитович Кожедуб); 9 - Ну и конечно же, знаменитый штурмовик Ил-2 (его немцы тоже боялись как дьявола, ибо его огонь был страшнее адского. "Задание выполнено отлично! Как в кино! Хорошая работа, пилот! Возвращайтесь на базу"))) ).
После осмотра зала Победы предстояло опять пройти по улице - дальше по плану было главное - экспозиция под открытым небом. Но о ней отдельно напишу ниже - в соответствующей части, а сейчас речь пойдёт о «восьмом ангаре» - о зале уникальных летательных аппаратов. Здесь много всего интересного - от гондолы стратостата «Волга» до «Бурана», точнее одной из его испытательных моделей, побывавшей в космосе. Почётное место в коллекции, представленой в этом зале, занимает самолёт АНТ-25, на котором был совершён рекордный перелёт в США через северный полюс. Также есть макет «Ильи Муромца» Игоря Сикорского, эксперементальный вертолёт Ми-7 с реактивным приводом несущего винта (так и не взлетевший) и многое другое. Несколько иллюстраций к сказанному:
По порядку: 1, 2 - "Илья Муромец" И.И. Сикорского, макет; 3, 4 - АНТ-2 А.Н.Туполева, первый цельнометаллический самолёт в СССР; 5, 6 - АНТ-25 А.Н.Туполева, рекордный самолёт; 7 - АНТ-40 (СБ), скоростной бомбардировщик; 8, 9 - Ту-2; 10 - гондола аэростата "Волга", 11 - экспериментальный самолёт с ЖРД БИ-1; 12 - экспериментальный вертолёт Ми-7 с реактивным приводом несущего винта; 13 - Турболёт; 14 - БОР-5-502, одна из моделей "Бурана", побывавшая в космосе.
На этом первая глава рассказа о Центральном Музее ВВС в городе Монино подошла к концу. Продолжение следует. В следующих постах будет иллюстрированный рассказ о экспозиции под открытым небом, об уникальных самолётах Ту-114, Ту-144, вертолёте Ми-12, на бортах которых удалось побывать. И, конечно же, рассказ о волонтёрах, восстанавливающих экспонаты и поддерживающих экспозицию музея в форме.