Это небольшой отчёт о том, как я ездил в город Калугу, в музей космонавтики. Две недели прошло - и вот наконец дошли руки до написания отчёта. Или скорее, просто рассказа. И, конечно, иллюстрации - без картинок не интересно будет:) Написание заняло вместе с обработкой и заливкой фотографий на сервер, с мыслями, не произносимыми в приличном месте, в адрес провайдера тормозящего инета и Била Гей(тс)а лично, - почти сутки чистого времени (!) Вообщем - обо всём по порядку. И так, "поехали!
"
"Планета есть колыбель разума,
но нельзя вечно жить в колыбели".
К.Э.Циолковский.
Ранним субботним утром 19 мая 2012 года, толком не выспавшись после недели работы в первую смену, я вышел из дома в половине шестого утра. Пройдя мимо автобусной остановки и не заметив признаков жизни, решил, что до метро придётся идти пешком, ибо ждать милости от Мосгортранса в данной ситуации - это как у моря погоды. Погода, кстати, как часто бывает, когда куда-нибудь соберёшься - была не особо хорошая, а точнее /вырезано цензурой/ особо нехорошая. Нависли тучи над Москвой и того гляди ливанёт. Ситуация осложнялась тем, что накануне я где-то про... потерял зонт. Прошёл я целую остановку, и только решил уже свернуть в парк Лианозово, чтобы срезать, как меня догнал автобус и я, долго не раздумывая, сел и поехал. Вышел у метро, зашёл в "перекрёсток" на предмет купить зонт, так как погода шутить не собирралась, - но обойдя весь магаз зонтов не нашёл. Выйдя ни с чем спустился в метро, сел в поезд и двинулся в направлении станции "Киевская". Приехал на вокзал; до отправления экспресса до Калуги (в 7-20) было ещё более получаса времени. Прогулялся по вокзалу. Пошёл в сторону платформы. Экспресс там уже стоял, но двери были закрыты. У нас всегда так, не для людей всё - пускать начали минут за десять до отправления, когда народу уже собралась толпа. Проверив паспорт и билет (в цивилизованных странах билеты на поезда давно продают без паспорта), пустили, наконец, в вагон. Билеты я всегда покупаю на сайте РЖД, выбирая подходящее место и вагон. Не был исключением и этот раз. Поезд (а точне - обычная электричка, но с хорошим интерьером и удобными креслами) тронулся, выехал за пределы вокзала, раскачиваясь, скрипя и крехтя на стрелках, - набрал скрость и полетел.
Дождь пошёл где-то в середине пути. Я почти не спал, думал разное. Почему-то вспомнил про "Невский Экспресс" и про то, как "надёжно" крепятся
кресла к полу вагона. Слава богу, происшествий по дороге не было. На станцию "Калуга-1" экспресс прибыл во время, в 9-55. Дождь закончился, но грозился пойти вновь. Вышел из поезда на привокзальную площадь. Вот несколько кадров, сделанных не отходя далеко от поезда:
В особенности порадовала передняя часть паровоза, торчащая из стены.
Троллейбус под номером 1, как и обещано было
на сайте музея, ждал возле вокзала. Но я решил, что пойду пешком. Так интереснее - даже не смотря на "кажется дождь собирается". В незнакомом городе я всегда хожу пешком, если расстояния позволяют. Достал из сумки свой планшетник, включил GPS, сориентировался, в какую сторону двигаться, и пошёл по улице Ленина в направлении центра, периодически поглядывая в Яндекс-карты. Приблизительный маршрут пути я составил накануне вечером. Идти предстояло по улицам Ленина, Кирова, через площадь Мира (где стоит памятник Циолковскому), далее по улицам Гагарина и Королёва, через парк (где могила Циолковского). За этим парком, по адресу Королёва 2, и находится музей.
Путь занял часа полтора. Шёл я, конечно же, в прогулочном темпе, смотря по сторонам и щёлкая затвором фотоаппарата. Вот несколько кадров, сделанных по дороге:
По порядку: 1 - Памятник жертвам радиационных катастроф, 2 - Драматический театр, 3, 4 - Храм (название не запомнил), 5 - памятник павшим в Великой отечественной, 6 - памятник Циолковскому (на площади Мира), 7 - памятная доска на здании школы, в которой преподавал Циолковский, 8 - Памятник на могиле Циолковского.
И так, часа через полтора после прибытия экспресса, пройдя через парк имени Циолковского я вышел наконец к музею космонавтики. Возле здания музея, метрах в ста от него, слева расположен один из, наверное, главных экспонатов музея - ракета Р-7, именно на такой 12 апреля 1961 года на орбиту был выведен корабль "Восток" с первым в истории человечества космонавтом Юрием Гагариным на борту:
И, собственно, здание музея:
И так, я в музее. Главная цель поездки достигнута. Купив билет и разешение на фото- и видеосъёмку, взяв с собой штатив, флешки, фотик, оставив сумку в гардеробе (всё ценное взял с собой) я прошёл смотреть экспозицию музея. В самом начале ждала выставка "Мода особого назначения", в которой были представлены различные скафандры, лётные и даже водолазные костюмы:
Дальше по маршруту осмотра была постоянная экспозиция музея. Она включает в себя несколько залов, главный из которых - это конечно же зал космических аппаратов. Перед этим залом находится экспозиция, которая вкратце рассказывает об истории воздухоплавания и авиации, теоретических и практических исследованиях в области аэродинамики, воздухоплавания и реактивного движения. Центральное место отведено, конечно же, трудам Циолковского. Вот например, сделанный им самим макет простейшей аэродинамической трубы для продувки моделей и её описание:
Любопытно, что от современных аэродинамических труб эта отличается только тем, что вентилятор расположен перед рабочей частью трубы, а не после неё. После рабочей части вентилятор размещается для того, чтобы поток, обтекающий модель был как можно более невозмущённым - чтобы картина обтекания модели была правильной. Для этой цели ещё перед рабочей частью ставят спрямляющую решётку, или по другому хонейкомб.
Весьма интересен проект дирижабля Циолковского:
Качество фоток какое получилось, отражений в стекле избежать очень трудно. На некоторых кадрах весьма призрачно отражаюсь я :)
Если я правильно понял, работать он должен по принципу монгольфьера (или теплового аэростата) - в оболочке подогревается воздух. В практике же дирижаблестроения обычно использовался газ, который легче воздуха. Обычно это был водород, так как гелий очень дорого стоил и производился только в США. В итоге дирижабли, наполненные водородом, часто "эффектно" взрывались.
Ещё несколько кадров из зала, посвящённого истории воздухоплавания:
Здесь мы видим макет дирижабля с использованием несущей системы от вертолёта (вероятно Ми-6) с двумя газотурбинными двигателями и пропульсивным турбовинтовым двигателем, портрет Циолковского и макет самолёта, построенного нашим соотечественником Можайским ещё в позопрошлом веке. Самолёт этот опередил своё время - но подходящего по характеристикам двигателя в те времена просто не было. Использовалась тяжёлая паровая машина - поэтому самолёту не хватило мощности, чтобы поднять свой собственный вес. Если бы не этот факт - самолёт был впринципе способным совершить полёт.
Теперь мы переходим в зал космических аппаратов. Здесь представлены разнообразные автоматические межпланетные станции, искусственные спутники Земли, луноход, ракетные двигатели, корабль "Восток", спускаемые аппараты кораблей "Восток-5" и "Союз", макет ракеты-носителя "Энергия" с кораблём многоразового использования "Буран" в масштабе 1:10 и многое другое, в частности масштабные макеты станций "Мир" и "Салют" (номер не помню), образцы космической еды и инструментов, скафандры и многое другое. Что касается космических аппаратов, то в основном представлены копии и макеты в натуральную величину, поскольку большинство аппаратов не предполагали возвращения на землю либо при этом возвращении сгорали при входе в плотные слои атомосферы. Что касается спускаемых аппаратов - то они оригинальные, побывавшие в космосе и успешно вернувшиеся на Землю. Вот несколько кадров:
По порядку (но не всё, а только а в чём уверен): 1 - Второй искусственный спутник Земли, 3 - Космический зонд для исследования верних слоёв атмосферы, 4 - Автоматическая станция "Луна-3", 6 - Спускаемый аппарат станции "Венера-9" и ракетный двигатель РД-119, 12 - Ракетный двигатель РД-107, 13 - Ракетный двигатель РД-214, 14 - "Луноход-1", 15 - пилотируемый корабль "Восток" .
Ещё несколько фотографий, здесь изображены макеты станций "Мир" и "Салют", образцы космического питания и инструментов:
Перед окончанием осмотра я сфоткался а фоне спускаемого аппарата корабля "Восток-5" и макета ракеты-носителя "Энергия" с кораблём "Буран" в мсштабе 1:10 :
Штатив, таким образом, пригодился - не зря я его таскал с собой. Очень удобно - не надо никого просить, объяснять какую кнопку нажимать и, главное, удивляться потом полученной "композиции". Ещё таким образом я сфоткался на фоне некоторых других экспонатов, но перегружать отчёт изображениями собственной физиономии считаю излишним) Вконце концов, для этого существуют вконтакт и одноклассники. А здесь главное - музей и его замечательные экспонаты, ну и городские пейзажи, снятые по пути.
Осмотр экспозиции занял много времени, так как интересного оказалось много. Ещё мешала детвора, которую приводили на экскурсии. В особенности она мешала фотографировать(ся). Но факт того, что детей водят в музей, наоборот радует - пусть познакомятся с тем, чем необходимо гордиться. К великому сожалению, все экспонаты относятся к прошедшей давно эпохе СССР, а вот нового за последние 20 лет нет ничего. Это печально - променяли космонавтику и авиацию на православие, пиво и всякий ширпотреб... Ну ладно, впрочем не будем о грустном. Музей и его экспонаты находятся в очень хорошем состоянии, что порадовало.
В дом-музей Циолковского я к сожалению не попал, так как он уже к тому времени закрылся, несмотря на "ночь музеев". Но я до него таки добрался и осмотрел его только снаружи. Но это повод поехать в Калугу ещё раз, если конечно будет угодно судьбе:) Это не пессимизм, а шутка юмора. "Соберётся человек съездить, скажем, в Кисловодск и вдруг ни с того ни с сего вдруг возьмёт, да и попадёт под трамвай" (с) Булгаков. Так что постараюсь съездить в Калугу снова. Там ещё есть много интересного.
Пока я осматривал экспозицию музея, на улице распогодилось. От былой серости не осталось и следа. Стало солнечно и радостно. Я сделал ещё несколько снимков ракеты-носителя Р-7 и ракет, стоящих за зданием музея:
За музеем и ракетами открывается живописная панорама. Не долго думая, осмотрев двигатели ракеты Р-7, я спустился к воде, прогулялся по берегу Яченского водохранилища и окунул руки в воду. Это такой ритуал знакомства с местным водоёмом, обязательный, если спуск к воде впринципе возможен. Это примерно как похлопать самолёт по обшивке, стоя на трапе, и сплюнуть через левое плечо, перед тем как пройти внутрь - так я поступаю всегда. После этого я поднялся обратно к ракете-носителю Р-7 и двинулся искать дом-музей Циолковского. Нашёл, но он уже был закрыт, как сказано выше. Место божественно живописное, очень люблю улицы, круто спускающиеся вниз. Сфоткавшись у памятной доски на стене дома, двинулся в обратный путь в сторону станции "Калуга-1". Шёл не спеша и другим путём, осматривая местные городские пейзажи и достопримечательности. В городе, надо сказать, весьма чувствуется разруха и запущенность, но не особо сильная. Впрочем, так сейчас по всей стране в далеке от Москвы и Питера. Вот несколько фотографий:
По порядку: 1- Памятник на улице Гагарина, 2 - Церковь на Смоленской улице на фоне гаражей (ближе не подошёл, было не совсем по пути) 3-6 - На улице Космонавта Комарова (особо впечатлило заброшенное здание), 7-Каменный мост на улице Пушкина (он высокий, вероятно некоторых так и тянет с него прыгнуть... и вид с него чертовски красивый! - см. след. фото), 8 - Вид с каменного моста, 9-11 - Памятник жертвам политических репрессий и стела (названия не нашёл), 12 - Здание на улице Ленина с сохранившейся с прежних лет надписью "Храните деньги в сберегательной кассе", 13 - Памятник пятидесятилетию ВЛКСМ на углу улиц Ленина и Карла Либкнехта.
Изучая накануне в интернете, какие есть в городе Калуге достопримечательности, узнал, что кроме всего прочего в городе действует католический храм. И мне очень захотелось его найти. И я его нашел, благодаря навигатору и яндекс-картам. Находится он почти по пути к вокзалу - на улице Поле Свободы, д.127:
Отправлю я, пожалуй, эту фотографию своей подруге в Польшу по мылу. Ей она понравится, я в этом уверен.
На этом, собственно, осмотр города был почти закончен, хотя до электрички на Москву оставалось ещё порядочно времени. А получилось так, что я вдруг заметил, что оттоптал ноги почти до предела, ввиду не очень удобной обуви с тонкой подошвой и большого пройденного километража. И дальше становилось всё труднее буквально с каждым шагом, и шёл я передвигаясь еле-еле, но чертовски довольный тем, что поездка удалась. Зашёл по пути в магазин, купил литр разливного пива, пакет арахиса, а возле вокзала купил ещё и бутылку местного пива "Моя Калуга светлое" - иначе бы знакомство с городом было не полным:) Пиво я спрятал в сумку, чтобы выпить в электричке - ехать до Москвы предстояло более трёх часов, причём прибыть на Киевский вокзал предстояло после полуночи, т.е. уже завтра.
Доковыляв до вокзала, зайдя внутрь вокзального терминала, я решил, что честно куплю билет до Москвы, несмотря на грабительский тариф и отсутствие комфорта - бегать от контров мне было даже не в лом, а просто физически невозможно. От души пожелал про себя, чтобы РЖД подавилось)) Экспресс до Москвы вечером не ездит (ну не предназначена наша страна для туристов, что тут скажешь), а станция Калуга-2, через которую проходят все скорые поезда Киевского направления, находится вообще у чёрта на куличках за городом. Поэтому пришлось ехать на самой обыкновенной электричке, тёмно-серо-мышиного цвета с красными полосами. Дизайнеры в РЖД жгут: других цветов кроме различных оттенков мышино-крысиного, по-видимому они не знают; а чем не угодила старая добрая зелёная окраска вагонов - остаётся только догадываться. Может быть, склады переполнились серой краской и её куда-то надо было срочно сбыть? Или инерция мышления, уходящая корнями в столетия назад - на Руси яркие цвета, насколько мне известно, не приветствовались почти никогда. Наверное и то и другое, скорее всего.
Людей в вагоне почти не было. Открыл окно. Поезд тронулся ровно в 21-12. Достал из сумки пиво. Выпил за удачно (в кое то веке?) прожитый день.
Дорога была долгой, вскоре за окном стемнело. Попутно размышлял. Когда проезжал станцию Обнинское, почему то подумалось, что назвать станцию в городе Обнинск таким образом было почти тоже самое, как если станцию в городе Жигулёвск назвать станцией Жигулёвское) И это весьма улыбнуло.
Контролёры, что интересно, таки появились, после Апрелевки. И не лень им в поздний субботний-то вечер?
В Москву приехал за полночь. Когда вышел из метро Алтуфьево - понял, что автобуса, идущего до моего дома можно прождать приблизительно до утра, сел в первый попавшийся, идущий до платформы Лианозово. Оттуда предстояло топать пешком. Этот маршрут, обычно проходимый влёгкую, казался почти что восхождением на Голгофу:), ибо я был к тому моменту почти мёртв и сожалел что всего лишь почти и морально настраивал себя, чтобы любой ценой дотянуть до дома и не сорваться в штопор где-то на пол-пути. До дома я таки дошёл, кинул сумку на стул и завалился спать...
Вместо послесловия. Город Калуга меня очень порадовал - своими контрастами, гармоничным сочетанием, даже скорее всего контрапунктом, старинного русского города с советскими домами, памятниками, церквями, великолепной красотой окружающей природы. Музей очень понравился, многое я до этого видел только в книгах и журналах - а здесь увидел вживую. Сохранность экспонатов и музея в целом заслуживает очень высокой оценки. К сожалению, о таком замечательном музее я узнал совсем недавно, к своему стыду. Постараюсь сюда вернуться, ибо неувиденным осталось ещё очень многое, да и на увиденное хочется взглянуть вновь.
ЗЫ. Уважаемые читатели, если конечно сей опус отважится кто-то прочитать, - прошу прощения за "много букафф". О замеченных неточностях, очепятках, ляпах и т.д., - можно не стесняясь (даже в выражениях, если неточность покажется Вам вопиющей)))) ), и даже нужно (если не лень) указывать в комментах. Постараюсь исправить/дополнить (нужное подчеркнуть). Тем более, поскольку, например, названия многих экспонатов в зале космических аппаратов я успел запамятовать (не знав,не знав - та й забув:) ) - то подобные замечания будут весьма ценными и автору их будет высказан большой респект.