Волны времени 2 или Сибирское барокко

Feb 19, 2017 15:26

Рассматривая фотографии храмов, относящихся к сибирскому барокко, я видел влияние многих стилей и течений. Здесь и элементы нарышкинского барокко в виде разорванных фронтонов или резных колонн по сторонам окон, и прекрасные намеки на елизаветинское и петровское ответвление стиля - волюты. Есть польское и украинское влияние, и даже влияние бурятов. Естественно, что эти храмы создавались уже после того, как течения или даже стили уходили в прошлое в обеих столицах.


Одигитриевский собор, Улан-Удэ, 1741-1785



Знаменская церковь, Иркутск, 1757-1762


Спасо-Преображенский монастырь, Бурятия, 1769-1773
Естественно, что сибирские образцы храмов, подобно фотографии, отображали внешний вид, например, московских храмов, существовавших на момент строительства. Заметно, что основной объём храма и колокольня, выполнены как бы в разных стилях. Основной объём «списан» с нарышкинского барокко, или даже с более раннего Узорочья, тогда как колокольни - копия с петровского или елизаветинского барокко, или даже классицизма. Первое что приходит в голову (хотя подобных вариантов множество):


Церковь Николая Чудотворца на Щепах, 1686 (колокольная - 1813)
А вот и в провинции научились строить витьевато и смогли дотянуться до лучших образцов, а то и перепрыгнуть их.


Тотьменская Входоиерусалимская церковь 1774-1791


Спаса Нерукотворного, Тюмень


Знаменский собор, Тюмень


Крестовоздвиженская церковь, Тобольск, 1756-1790


Успенский собор, Енисейск, 1793-1818


Флора и Лавра в Белоярске, Курганская область, кон. XVIII - 1-я треть XIX в.


Воскресенская церковь, Томск, 1789-1807
И, наконец, шедевр Сибирского барокко, по моему мнению:


Храм Трех святителей, с.Карачельское, Шумихинский р-н, Курганская область, 1746 - посл. треть XVIII века


Он же - какой должен быть после реставрации

Храмы с элементами нарышкинского барокко, появлялись в Сибири в середине 18 века, елизаветинские элементы проникали туда во второй половине 18 в., а иногда, даже и в первой половине 19-го. Классицизм же приходит в Сибирь уже со второй трети 19-го века. Естественно, что при разной скорости проникновения на периферию стили смешивались, создавались замысловатые варианты. Но если рассматривать их отстраненно, как бы расфокусировав взгляд, то становится понятным, что большинство создателей храмов в стиле сибирского барокко вдохновлялись высочайшим образцом барокко нарышкинского. Это храм Успения на Покровке. Его не существует, теперь не существует. Информацию о нем я узнал в замечательной серии постов av4 http://arch-heritage.livejournal.com/tag/av4 , в частности здесь http://arch-heritage.livejournal.com/1107995.html Я даже цитату приведу: «Успения на Покровке - купеческое посадское строительство, очевидно свои мастера и очевидно местный московский синтез всего того, что на середину 90-х годов уже распространилось в нарышкинской архитектуре. Украинские трехчастные и восьмериковые структуры, адаптированные и прижившиеся в Москве. Витиеватый маньеристический декор, упорядоченный в ордерную структуру увражных пилястр и антаблементов. Свое родное пятиглавие, мастерски скрещенное с новаторским "восьмериком на четверике". Своя привычная со времен узорочья многоцветность и связанная с ней нарядная праздничность образа. Итог стиля. Максимум его возможностей. Самое развитое по уровню сложности соединение в одном здании всех характерных нарышкинских форм и мотивов.»




И вот этот самый чудесный вариант нарышкинского барокко был выбран в качестве основного эталона. Его многократно повторяли, кончено с изменениями и упрощениями, на Урале и в Сибири, в Бурятии и на Дальнем востоке. Волны времени, от брошенного «камешка Мастерства» пошли по всей стране.

нарышкинское барокко, барокко, архитектура

Previous post Next post
Up