Берсеневка или от Спаса на песках до Климента.

Mar 12, 2017 23:28

Поймал себя на том, что после каждой очередной прогулки, вместо того, чтобы сразу сесть и писать впечатления, лезу в паутину - ищу ответы на вопросы, возникшие во время прогулок. В результате или запал пропадает, или времени не хватает на собственный текст. Поэтому решил в этот раз сразу сесть и написать в стиле «что вижу, то пою».
Итак, начали мы прогулку в районе Арбата, возле замечательного храма Спаса на песках и закончили у любимого Климента папы римского (что в Климентовском переулке). Но речь пойдёт не о них.
Арбатские переулки вновь порадовали разнообразием стилей и времен. Соседство храмов с элементами Нарышкинского барокко и доходных домов в стиле Модерн всегда радует.



Особняк А. Д. Муравьёва его же проекта начала 20-го века и Храм святого Власия (17-19 веков)

Проходя Остоженку не смогли пройти мимо «дома под рюмкой» - доходного же дома Я. М. Филатова. Совершенно чумовой модерн. Что характерно - левая и правая часть дома явно построены в разное время, как нам показалось. Не удержались - залезли в паутину - так и есть: левая часть, наиболее витьеватая - создана знаменитым «небоскребостроителем» Нирнзее в 1904, тогда как правая, более спокойная, 1907 1909 годах архитекторами В. А. Дубовским и Н. А. Архиповым. К чести последних - стиль сохранен.




Нернзеевское плетение



Вот и правая часть.


Хотя лепнина тут тоже сумасшедшая.
Мою любовь заинтересовало, как же он выглядел с другой стороны, что собственно мы и стали исследовать, подойдя к храму Христа Спасителя. Оказалось, что с тыльной стороны домик не менее интересен (и также читаются отличия в работе разных авторов). Как оказалось, закрывающий его частично желтый домик с красной крышей, уже стоял к моменту его постройки, а вот серый домик, на углу отсутствовал в 1904 году. Это позволило предположить, что «дом под рюмкой» создавался заведомо с мыслью об открытом виде с тыла: там, хотя и отсутствует модерновая лепнина, все характерные более крупные формы (отлично различимые при взгляде «через дом») выполнены и радуют придирчивого наблюдателя.


Придирчивый наблюдатель на фоне «дома под рюмкой»
И, наконец, мы подошли к главной цели нашей прогулки - храму Николы на Берсеневке.


Как всегда привлекло меня к этому архитектурному ансамблю очевидное «разностилье».
Ну во посмотрите, дом, простите, Палаты Аверкия Кириллова: очевидное барокко, причём не нарышкинское, а уже совсем петровское. Да такое богатое.


Но что это, завернув за угол мы видим элементы московского узорочья, т.е. середина 17 века:




А тут вообще - три варианта сандриков, начиная от классического для узорочья «килевидного» (на верхнем этаже), затем более затейливого, в виде цветка, и заканчивая треугольным, да таким, что кажется ещё чуть-чуть и фронтон станет «разорванным», характерным для нарышкинской эпохи. Как раз этой картинки мне не хватало в http://medved-kuznets.livejournal.com/4332.html - чтоб проиллюстрировать «предысторию волн».
Ну вот и сам храм.


Не буду вдаваться в подробности перипетий его строительства, пожара, частичного разрушения и реставрации, но выглядит он на прекрасный образец московского узорочья середины 17 века, когда и был построен.
Изразцы, конечно, новые. Особенно порадовал ангел - фигура - точь-в-точь с Рублевского ангела в Евангелии Хитрово.


А внутри всё было совсем замечательно. Особенно нас поразил иконостас. Полный включая праотеческий чин, в котором центральное место занимает Троица ветхозаветная, выполненная в стиле Рублева, только средний ангел расположен выше. Об этом очень много можно говорить, но не теперь.
Иконостас приятно поразил минимумом золота - только в нимбах. Тонкие сложные жемчужные цвета фона, продолжают отсылку к Рублеву, та же вдумчивость, созерцательность, смирение. Долго не могли уйти оттуда. Как потом узнали в храме, почти все эти иконы написала Татьяна Косолапова, которая, к сожалению, уже преставилась лет 6 назад.
Больше всего, мою жену поразила икона в пророческом ряду - Богоматерь Знамение.


Описывать дальнейшую прогулку после такого храма не хотелось, чтобы не распылять внимание (по дороге были и резиденция британского посла, и кремль, и дом Пашкова на другой стороне реки), единственное, о чем ещё скажу - о другом храме на набережной (только уже на Софийской) - собственно о Храме Софии Премудрости Божьей.
Колокольня его впечатляет.


Забавно, что верхушка выполнена в стиле узорочья, но высота колокольни и всё, что ниже шатра однозначно говорит о 19-м веке - нео-русском и нео-византийском стилях.


Но сам храм - опять узорочье - середина 17 века (это видимо, отличительная, характерная черта московского острова). Конечно, трапезная - более позднее произведение - конец 19-го.
Здесь тоже новый иконостас, но совершенно другой - подойти ближе и порассматривать не получилось - в храме идёт реставрация, обнаружены и реставрируются какие-то чудесные фрески, кажется, начала 20-го века. Но что показалось удивительным в иконостасе - похоже что автор вдохновлялся образцами именно 17-го века. В наше время для этого нужна определенная смелость: когда многие говорят, что «настоящая» «каноническая» икона - только такая, которая выполнена в «стиле 15 века», по «канону», и при этом большую часть доски закрывают не краской, а золотой поталью, вот в это время написать иконостас в стиле 17 века - это дорогого стоит (но и об этом подробно - не теперь).
Скоро можно будет, ходя по нашим храмам написать целую книгу (а то и не одну) об иконописцах, об их предпочтениях, их жизни, их молитвах.


Ну вот мы опять на улице - созерцаем колокольню.
Очередной поворот - и мы снова переходим реку по мосту, покидаем остров, и по Пятницкой, мимо храма Климента (кстати, уникального, хотя бы своим количеством приделов - в нем их целых 7-мь. Вот попробуйте навскидку назвать хоть один храм, где количество алтарей было бы 7 или больше, а? но и об этом в другой раз), доходим до метро, где наша прогулка закончилась. До новых встреч!

узорочье, прогулки по Москве, барокко, архитектура

Previous post Next post
Up