Самарканд: прошлая столица Средней Азии

Nov 12, 2023 11:28






Широко известно, что Александр Македонский, завоёвывая мир, покинул Средиземноморье и шёл на восток так долго, что добрался до Индии. Гораздо меньше людей знают, что Искандер Зулькарнайн ходил и далеко на северо-восток, перейдя и Амударью, и даже Сырдарью.

1.

(отсюда)

Говорят, что Самарканд тогда уже существовал, и даже успел побыть столицей древнего государства Согдиана.
Так дальше и пошло: хотя в истории Средней Азии было много стран и много столиц, часто одновременно, но именно Самарканд был в этом статусе чаще и дольше всех.

2.

(отсюда)

Кроме Согдианы, это были государства Саманидов (пока столицу не перенесли в Бухару) и Караханидов, Тимуридов и Шейбанидов.

3.

(отсюда)

Монгольское нашествие, случившееся между Караханидами и Тимуридами, сокрушило старый Самарканд, и руины города того времени, Афросиаб, не заселены до сих пор, возвышаясь над более новым историческим центром.

4.


Однако, при Тамерлане и Тимуридах Самарканд возродился и достиг своего наивысшего могущества, став одной из азиатских столиц - сначала политических, а потом и культурных.

5.


Но потом город опять потускнел - на этот раз он оказался в тени соседней Бухары, которая вновь стала столицей; и в таком состоянии Самарканд вошёл в состав Российской империи.

6.

(отсюда)

Вошёл в состав напрямую, а не в составе вассального полунезависимого феодального эмирата, как соседняя Бухара, что заметно по обширному русскому району, построенному ещё до революции на западе тогдашнего Самарканда.

7.


Старая столичная архитектура города к моменту прихода русских обветшала, а частично исчезла.

8.

(отсюда)

В советское время многие знаковые объекты отреставрировали или восстановили.

9.


9а.


Но цельного исторического центра, как в Хиве или соседней Бухаре, не получилось.

10.


Великолепные памятники архитектуры тимуридской эпохи окружены вполне обычными для Узбекистана малоэтажными махаллями.

11.


И единственный крупный массив исторической застройки в Старом Самарканде - это скопление мечетей и мавзолеев на южном склоне Афросиаба, примыкающем к нынешнему центру города с севера.

12.


Зато западнее Регистана и Гур-Эмира - неплохо сохранившийся русский центр города, по размеру в Средней Азии сравнимый разве что с ташкентским.

13.


Хотя русские окончательно ушли отсюда 30 лет назад, район, построенный ещё при Российской империи - это по-прежнему парадная часть города, с бульварами, садами, парками и хокимиятом (администрацией).

14.


Русские в среднеазиатских городах практически всегда селились на западе, и если в XIX-начале XX века при империи это было западнее старого узбекского города, то при Советах микрорайоны возводились ещё западнее.

15.

(отсюда)

Но если Самарканд и где-то выглядит столицей, то это по части махаллей: почти весь полумиллионный город - это море одно- и двухэтажной застройки.

16.


16а.


И поэтому панельные дома занимают меньшую долю городской территории, чем почти в любом другом из крупных узбекистанских городов - кроме Ферганской долины, возможно.

17.


Хотя нет, если быть точным, то Самарканд - это столица в ещё одном аспекте.

18.


Отсюда был родом Ислам Каримов, и хотя его преемник Мирзиёев, нынешний президент, родом из Джизакской области, Самарканд по-прежнему можно считать родиной правящего клана.

19.


Хотя Самарканд сейчас - даже не однозначный второй по населению город страны (делит это место с Наманганом из Ферганской долины), он второй по объёму вкладываемых денег, по новым общественным зданиям и количеству всяких событий национального и международного масштаба.

20.


И, пожалуй, этот город - первый в стране по количеству принимаемых туристов, хоть он этого заслуживает меньше, чем Бухара и даже Хива, на мой взгляд.

21.


21а.


Поэтому неудивительно, что первый в стране скоростной поезд "Афросиаб" в 2011 году пришёл из Ташкента именно в Самарканд.

22.

(отсюда)

Ну и обычную железную дорогу город, кстати, получил уже в 1889 году, вслед за Бухарой и гораздо раньше Ташкента или Ферганской долины.

23.

(отсюда)

Железная дорога пришла сюда с запада, от порта Красноводск (нынешний Туркменбаши в Туркмении) на берегу Каспийского моря через Ашхабад и Бухару, и только через полтора десятилетия через Ташкент соединилась с основной железнодорожной сетью империи.

24.

(отсюда)

Железнодорожный вокзал в Самарканде даже сейчас находится совсем не в центре, а уж в 1889 году это были совсем выселки - в нескольких километрах северо-западнее русских кварталов.

25.


В сутки через станцию проходит порядка 25 поездов, не сильно меньше чем через Ташкент; примерно половина из них - скоростные, а ещё есть нечастые международные поезда - в Россию (Ташкент - Волгоград), и пересекающий две границы таджикский поезд Ходжент - Душанбе.

26.


Самарканд можно считать центром узбекистанской железнодорожной сети, да и вообще центром страны - это и крупный транспортный узел, и большой город, отсюда далеко и до восточного края Узбекистана, и до западного, хотя ближайший погранпереход (в Таджикистан) тут всё равно очень близко.

27.


Запуск ускоренного железнодорожного сообщения убил в Самарканде пригородные поезда - а возможно, они исчезли ещё раньше, что выглядит не очень уместно в густонаселённой долине Зеравшана.

28.


Да, Самарканд, как и Навои, и Бухара стоит на этом блудном притоке Амударьи, который уже не одно столетие не доходит до своего устья, окончательно иссякая где-то на юге Бухарской области.

29.


Но в районе Самарканда это ещё пусть и небольшая, но всё же настоящая река - ведь он покидает горы лишь в нескольких десятках километров восточнее, и Фанские горы, отрог Памира, видны из города.

30.


Впрочем, в центре Самарканда Зеравшан не увидишь, и вообще воды в городе немного - больше чем в Бухаре, но меньше чем в Ташкенте.
Зеравшан протекает по северной окраине города, крупный канал Даргом - по южной, ну а гости города, скорее всего, увидят только арык Сиаб под северным склоном Афросиабского городища.

30б.


Хоть и не очень заметную стороннему наблюдателю, но всё же исключительную роль Самарканда подчёркивает и тот факт, что это второй город Узбекистана, где появился трамвай.

31.

(отсюда)

И, собственно, нигде больше в этой стране, кроме Самарканда и Ташкента, трамвай так и не появился.

32.

(отсюда)

Уже в 1957 г. в Самарканде появился троллейбус - тоже вторым в стране после Ташкента - и полтора десятилетия трамвай и троллейбус в городе сосуществовали.

33.

(отсюда)

А в 1970-е, когда троллейбус захватил многие узбекистанские областные центры, трамвай в Самарканде сняли - довольно редкий случай для советского времени.

34.

(отсюда)

К 2010-м практически все троллейбусные системы Узбекистана (в том числе самаркандская) были закрыты, в 2016 г. закрылся и довольно успешно работавший трамвай в Ташкенте.

35.

(отсюда)

Но тут умер Каримов, сменилась власть, и новый правитель повелел буквально перевести то, что осталось от столичного трамвая, в Самарканд.

36.

(отсюда)

И вот, уже через пару месяцев (!) ташкентские вагоны пошли по трамвайным рельсам в Самарканде - вот она, сила авторитарного режима.

37.


А уже на следующий год открыли вторую линию.

38.


Нынешняя трамвайная сеть Самарканда более-менее повторяет предыдущую систему, связывая север узбекского центра (Сиабский базар) с железнодорожным вокзалом.

39.

(отсюда)

Впрочем, первая линия пошла по принципиально новой трассе - от вокзала до микрорайонов, и только вторая - примерно как старая, вокзал - базар.

40.


41.


Все нынешние самаркандские трамваи - это чешские низкопольные Vario LF, закупленные для Ташкента в 2011 году.

42.


Нельзя сказать, что нынешний самаркандский трамвай - это основа транспортной системы города: всё же основные транспортные потоки проходят южнее, мимо Регистана и по главным улицам западной части центра.

43.


Но трамваи, следующие от вокзала в сторону микрорайонов, явно не жаловались на недостаточное количество пассажиров.

44.


Так что основной городской общественный транспорт в Самарканде - это автобусный.

45.


45а.


И пусть это не исключительно маршрутки на базе минивэнов-"дамасов", как почти во всех остальных узбекистанских городах, но даже во втором городе страны не организовали нормальную автобусную систему с комфортабельными машинами.

46.


46а.


Вместо них в Самарканде - в основном автобусы средней вместимости, наподобие наших ПАЗиков, но южнокорейского происхождения.

47.


Впрочем, сообщается, что в 2023 г., что летом 2023 года, через 9 месяцев после моего посещения города, в Самарканде запустили первую линию электробусов, курсирующих между железнодорожным вокзалом и аэропортом.

48.

(отсюда)

В центре города, в западных (между вокзалом и микрорайонами) и северных (в сторону аэропорта) попадаются широкие улицы.

49.


Но в остальном Самарканде, кроме основных магистралей, улицы в основном узки и так же запутанны, как бесконечные районы махаллей.

50.


В Самарканде есть объездная дорога, чем может похвастаться далеко не каждый узбекистанский город, и значительный поток машин, идущий по главной в стране трассе Ташкент - Самарканд - Бухара, перенаправляется на неё.

51.


Но как и сама трасса, так и самаркандская объездная была построена ещё в советское время - автодорожная сеть Узбекистана вообще не очень сильно изменилась с той поры. Кроме северного участка, который ближе к аэропорту и по которому идёт основной транзитный транспортный поток, он был явно построен позже; впрочем, разноуровневых развязок на весь город всего две - на северо-западном въезде (со стороны Бухары) и на не самом важном восточном выезде (в сторону таджикского Пенджикента).

52.

(отсюда)

Впрочем, таджики в Самарканде - они не только в близком Таджикистане. Не секрет, что в досоветской Средней Азии не было национального территориального разделения в современном понимании: значительную часть населения старых городов составляли таджики, в оазисах вокруг них жили по большей части узбеки, а в пустынях вокруг попадались и узбеки, и казахи, а чуть подальше - и каракалпаки, и даже туркмены. Так и Самарканд, который является историческим центром таджикской культуры явно больше, чем столичный Душанбе, меньше 100 лет назад образованный из одноимённого кишлака. Сейчас доля таджиков среди горожан явно меньше, чем в 1917 году, но их много и в наши дни: согласно некоторым источникам, и в начале 2020-х бо́льшая часть самаркандцев - это этнические таджики.

53.

(отсюда)

И в махаллях Самарканда до сих пор многие говорят на таджикском языке, который от узбекского отличается чуть ли не как русский. Говорят, что даже почти тридцать лет правивший Узбекистаном самаркандец Ислам Каримов на самом деле был таджиком.
С конца XIX века немалую часть населения Самарканда составляли русские, что видно уже по количеству исторической русской застройки в этом городе.

54.


Русская община Самарканда, конечно, была меньше ташкентской, но кроме столичной во всём нынешнем Узбекистане она была сравнима разве что с русской общиной Ферганы, которая изначально была построена как русский город.

55.

(отсюда)

После распада Союза количество самаркандских русских уменьшалось быстрее, чем количество местных таджиков, хотя и сейчас во втором городе Узбекистана действуют аж три православных храма - больше только в Ташкенте, кажется.

56.


В последние годы неоднократно заявлялось о "скором превращении Самарканда в миллионник", но на практике, как видно, городу и по размеру (населения в городских границах пока вдвое меньше), и по уровню развития инфраструктуры ещё далеко до этого уровня.

57.


Видимо, предполагается, что такой резкий рост Самарканда будет достигнут за счёт присоединения густонаселённых сельских пригородов, что несложно: сельская застройка тянется по долине Зеравшана на десятки километров лишь с небольшими перерывами.

58.


Но на практике гораздо менее примечательный, но более традиционный, патриархальный, с более высоким уровнем рождаемости Наманган обгоняет былую столицу Тамерлана, и в Ферганской долине потенциал роста города путём присоединения окрестных сёл явно не меньше, чем в долине Зеравшана у Самарканда.

59.

самаркандский трамвай, старый город, Регистан, Зеравшан, Мавераннахр, Азия, узбекистанская железная дорога, УТЙ, октябрь, 2022, Средняя Азия, Узбекистан, Самарканд, Средняя Азия-2022, трамвай, железная дорога, Афросиаб, большое путешествие

Previous post Next post
Up