Нынешняя
Бухара сравнительно невелика, но, как и подобает древнему и в прошлом столичному городу, обладает сложившейся системой пригородов. Этому способствует и плотная заселённость окружающего оазиса.
3.
Самый важный из них - город Каган, расположенный километрах в 15 юго-восточнее бывшей эмирской столицы.
4.
Когда в конце 1880-х к столице полунезависимого вассального эмирата со стороны Каспийского моря и нынешней Туркмении подошла
железная дорога, то линию не повели напрямую в город.
5.
Станцию Бухара построили рядом с городом, а через пару десятилетий от неё, вскоре ставшую узлом трёх железных дорог, провели короткую тупиковую линию к самой Бухаре. Там была построена станция, позже названная "Бухара II" - та самая, вокзал которой в конце концов превратился в православную церковь.
6.
Бухара тогда оставалась средневековым по облику и по духу городом, а вот в основанной у железной дороге Новой Бухаре (позже превратившейся в Каган), у станции неизбежно селились приезжие русские инженеры, рабочие и служащие железной дороги. Так это место стало своеобразной русской колонией внутри эмирата, что сыграло не последнюю роль в событиях Гражданской войны.
7.
(отсюда) Движение по тупиковой железнодорожной линии в саму Бухару прекратилось не одно десятилетие назад, и теперь железнодорожный вокзал в Кагане остаётся главными воротами во внешний мир этого не самого большого, но значимого города.
Если не считать аэропорт - который, кстати, расположен вдвое ближе к центру Бухары, чем железнодорожный вокзал.
Сейчас былое русское присутствие в Кагане чувствуется только по архитектуре зданий, уцелевших с той поры, а в остальном это обычный для оазисов Центрального Узбекистана небольшой город.
9.
Махалли, обросшие магазинчиками советские трёх- и четырёхэтажки, улицы, заполненные белыми корейскими машинами узбекистанской сборки, старой советской техникой и гужевыми повозками.
10.
В Кагане, кстати, было больше повозок, чем в среднем в таких местах по стране, и это, кажется, были среднеазиатские цыгане-люли.
11.
Насколько я понял, совсем недавно эти люди были важной частью уличного среднеазиатского колорита, но, видимо, власти каким-то образом вытеснили их с улиц и базаров, и за все несколько недель в Узбекистане я видел их лишь пару раз. Всё это великолепие разбавляется широкой привокзальной площадью и вокзалом станции Бухара I - который, впрочем, как и почти все
узбекистанские вокзалы, не сохранился, а представляет собой типовой новодел с мрамором, пластиком и зеркальными стёклами.
12.
Узбеки вообще любят перестраивать, сносить и строить заново знаковые здания и прочие важные объекты - прежде всего это касается вокзалов и монументов павшим в Великой Отечественной, вместо которых были воздвигнуты их узбекские аналоги.
В 2017 году, после того как была достроена новая прямая линия в сторону Хорезма, станция Бухара I стала узлом четырёх железных дорог, и мимо древнего города вновь пошли прямые поезда из Ташкента и Ферганской долины в
Ургенч и
Нукус, не ходившие тут из-за разрезавшей долину Амударьи жёсткой туркменской границы.
13.
Ещё раньше, в 2016 году сюда от Ташкента и
Самарканда дошла электрификация, и был продлён маршрут скоростного поезда "Афросиаб". Теперь через станцию Бухара I в сутки проходит до половины всех узбекистанских дальних поездов, и один международный (Волгоград - Куляб). Но почти всё это движение - в сторону Самарканда и Мискина (Хорезма), пассажирское сообщение в сторону Туркмении заканчивается через несколько десятков километров на станции Плат, а по линии на Карши и Сурхандарью ходит только редкий таджикский поезд и единственный сохранившийся пригородный.
Восточнее вокзала в Кагане в немалом количестве уцелела рядовая дореволюционная застройка пристанционного посёлка -
говорят даже, что как мало где ещё в Средней Азии.
Где-то там в глубине её есть и православная церковь, где начинал своё служение знаменитый Павел Адельгейм, но туда я не добрался, ограничившись домиками у самых железнодорожных путей.
Так или иначе, самое выдающееся здание в городе (особенно после сноса старого железнодорожного вокзала) - это дворец эмира бухарского.
14.
Последние правители эмирата были более-менее современными людьми, даром что правили средневековым государством.
Предпоследний бухарский эмир, Сеид Абдулахад-хан, уже был частью аристократии Российской империи, имел
доходный дом в Петербурге, дворцы на
Кавказских Минеральных водах и в
Ялте.
15.
(отсюда) Если уж эмир имел недвижимость в столице и на курортах, то чего бы ему не построить дворец у столичной железнодорожной станции (хотя на самом деле каганский дворец старше ялтинского и железноводского).
16.
Тогда ещё не было ветки в саму Бухару, и в этом роскошном здании можно было, например, пожить в ожидании поезда.
17.
Как это часто бывало с архитектурой российской Средней Азии, каганский (или новобухарский) дворец эмира - это сплав архитектурных традиций Запада и Востока.
18.
Тем более что строил его архитектор хоть и ташкентский, но с такой петербургской фамилией Бенуа.
19.
С советского времени во дворце располагается Дворец культуры железнодорожников, что в общем-то логично для города при одной из важнейших железнодорожных станций Узбекистана.
20.
Но зайти внутрь у меня получилось довольно легко - я примазался к группе немецких туристов и увидел внутри немного запущенные, малость обшарпанные, но в целом всё ещё прекрасные интерьеры.
21.
Если Бухара имела свою "аванстанцию", да ещё и с дворцом эмира при ней, то она тем более должна была иметь приличествующий её столичному статусу пригородный дворцово-парковый ансамбль.
22.
Ситораи-Мохи-хоса ("Подобный звёздам и луне"), бухарский Петергоф, Пушкин и Павловск в одном лице, расположился в десятке километров севернее исторического центра Бухары, у выезда в сторону Самарканда и Ташкента, у дороги, которая и тогда была главной транспортной артерией региона.
23.
23а.
23б.
Я не случайно сравнил загородную резиденцию эмира именно с петербургскими пригородами - среднеазиатские орнаменты по ганчу, бухарское убранство и сады сочетаются здесь с европейской мебелью и планировкой.
24.
24а.
24б.
24в.
Ну и некоторые здания комплекса - совсем европейские на вид, например как Восьмигранный павильон, строившийся к так и не состоявшемуся визиту императора Николая II.
25.
И, как сплав Востока и Запада - витражи, первые в Средней Азии, но уже с местным колоритом.
26.
26а.