Бийск

Feb 01, 2017 15:20








Юго-восток Западной Сибири, степь, холмы, сосновые леса, почти там, где Бия и Катунь превращаются в Обь.
Бийск - город втрое меньший, чем Барнаул, гораздо менее центральный по своему положению, заметно более бедный, до сих пор менее безопасный. Но во многом Бийск более алтайский - именно через Бийск проходит три из четырёх путей, связывающих Алтайский край и республику Алтай, и где-то процентов 90 траффика между республикой Алтай и остальной Россией. Бийск не такой неожиданный остров цивилизации, как Барнаул, что, несомненно, делает его более естественной частью алтайской провинции - хотя с трамваями тут тоже всё в порядке, да и благоустройство кое-где есть.

3.


При этом Бийск - кажется, самый исторический алтайский город; историческая часть города здесь и крупнее, и атмосфернее/аутентичнее, чем в любом другом городе края.

4.


Бийск, при всей своей зловещей индустрии и суровом пролетариате - наукоград, один из двух в Сибири, и наукоград очень алтайский по своей специфике (фармацевтика на основе местных лекарственных трав).
Окрестности Бийска - зелёная предгорная равнина, с многочисленными реками и раскидистыми лесополосами, она больше похожая на стереотипный сферический в вакууме Алтайский край, чем кулундинские, алейские степи или леса Приобского массива. Ещё окрестности Бийска - это место происхождения той части алтайской культурной жизни, которая широко известна за пределами края; это писатель Василий Шукшин (родился и вырос в селе Сростки), и актёр/комик/местный губернатор Михаил Евдокимов (вырос в селе Верх-Обское).
В отличие от Барнаула, Бийск начинался не как заводской посёлок, а как острог - то есть более сибирским образом. В 1709 году, согласно указу Петра I от 1708 года, у слияния рек Бии и Катуни был основан Бикатунский острог; новая крепость была призвана защищать потихоньку осваиваемые и заселяемые русскими южносибирские земли от набегов джунгар. Бикатунская крепость стала первым русским поселением на Алтае; после появления укреплений стало возможным освоение местных рудных богатств, которое началось через пару десятилетий.
Уже через пару лет Бикатунский острог задержал джунгар, не позволив им сжечь расположенную в глубине русских земель Кузнецкую крепость (Новокузнецк); впрочем, джунгары сожгли острог, и он был восстановлен в 1718 году уже на месте современного города.
Городом Бийск стал только в 1782 году - через 11 лет после Барнаула; как и с краевой столицей, с Бийском это произошло в ходе екатерининской градостроительной реформы. Впрочем, до середины XIX века Бийск оставался очень небольшим городом, не более 3 тысяч человек населения - его быстрый рост начался лишь во второй половине XIX века. После того, как сначала Бийск перестал быть военной крепостью, а потом было отменено крепостное право, он быстро стал превращаться в купеческий город. Бийск пошёл по тому же пути, что и теперешняя краевая столица Барнаул, но несколькими десятилетиями раньше; на рубеже XIX и XX веков два города, соседние уездные центры Томской губернии, были примерно одинакового размера.
Если Барнаул после утраты сначала военного, а потом металлургического значения формировался как административный и торговый центр обширного региона, то развитие Бийска было также связано с его положением на границе сибирских равнин и Алтая, русских земель и гор и пустынь Центральной Азии. Так Бийск стал и культурным центром: ещё в первой XIX века здесь была основана Алтайская духовная миссия, занимавшаяся помимо всего прочего крещением и просвещением алтайских народов.

5.


В 1915 г. в Бийск пришла ветка Алтайской железной дороги от станции Алтайская (современный город Новоалтайск); этот факт, несомненно, оживил городскую экономику.
Начавшаяся в 1918 г. гражданская война протекала здесь примерно как в соседнем Барнауле, хотя и с меньшим ущербом для города: в декабре 1917 г. здесь была установлена советская власть, в 1918-1919 гг. город перешёл под власть белых, с декабря 1919 г. опять под властью большевиков.
Первые десятилетия индустриализации, как это нередко бывало в отдалённых районах страны, незначительно затронули Бийск, промышленных гигантов до войны здесь не появилось; экономическое развитие города было связано с предприятиями местного масштаба и со строительством автомобильной дороги по Чуйскому тракту, благодаря которому увеличился объём грузопотоков через город.

6.


Так что в городе есть даже музей Чуйского тракта - как утверждают некоторые "единственный в стране музей, посвящённый одной отдельно взятой дороге":

7.


Активное промышленное развитие, как и почти везде в восточной части нашей страны, началось на базе эвакуированных в войну сюда с запада промышленных предприятий. В 1940-е - 1950-е Бийск становится центром машиностроения (котлостроение) и оборонной химии (взрывчатые вещества).
В 1970-е в городе появилось ещё немного машиностроения (производство средств пожаротушения); в целом, эти предприятия, несмотря на полностью не восстановившееся после 1990-х производство, определяют городскую экономику и сейчас. Изюминку внесло появление вышеупомянутой фармацевтической компании "Эвалар", отпочковывавшейся от производственного центра "Алтай", ведущего предприятия "химической оборонки". Во многом благодаря "Эвалару" суровый индустриальный Бийск в 2005 г. смог получить статус наукограда.
Но, в целом, город перенёс постсоветские рыночные преобразования очень тяжело; даже сейчас объём промышленного производства составляет лишь чуть более половины от уровня 1990 г., значительная часть промзоны заброшена. В промышленном, удалённом городе это означало деградацию всей городской жизни; сейчас в городе поспокойнее, но до недавнего времени город славился разгулом преступности и особенно наркомании.

8.


Оживление и некоторое умиротворение последних лет связано как с общей нормализацией и выравниванием жизни в провинции, так и с развитием алтайского туризма, для которого Бийск является неизбежным хабом уже в силу своего географического положения.
При этом в 1990-е - 2000-е гг. Бийск потерял не так уж много населения (около 10%); это может быть связано с огромной аграрной округой, всё ещё концентрирующей значительные людские ресурсы; для её жителей Бийск сохраняет определённую миграционную привлекательность.
Впрочем, в 2010-х гг., в отличие от десятков других крупных российских городов, в Бийске не начался рост населения; сейчас количество жителей продолжает медленно уменьшаться, достигнув показателя 203 тысячи человек.

9.


Современный Бийск вырос на правом берегу Бии; так получилось, что город рос на юго-запад - вниз по течению Бии в сторону железнодорожного вокзала и к старой промзоне, и на юго-восток - за Бию. Позднее, по мере строительства промышленных мощностей ниже по течению Бии, город дотянулся и туда; сейчас Бийск вытянут вдоль реки почти на 20 километров.

10.


Особенности города - здесь практически нет парков, мало архитектурных ансамблей послевоенного времени - сталинский ампир сюда как-то не добрался, почти вся крупная современная застройка - это панельки хрущёвского и брежневского времени.

11.


12.


13.


Но большую часть жилой части города занимает частный сектор; самый большой его массив - это район Заречье напротив исторического центра, отдельные фрагменты напоминают настоящее сибирское село.

14.


Могу предположить, что город по какой-то причине был обойдён государственным вниманием и деньгами именно в те межвоенные и послевоенные десятилетия, когда формировались центральные части большинства крупных городов нашей страны.

15.


Это довольно странно, если учесть, что именно в послевоенное десятилетие началось строительство бийских промышленных гигантов.

16.


В итоге, несмотря на исторический центр с парой особенно масштабных дореволюционных зданий, развитое трамвайное сообщение и пару широких улиц, Бийск имеет не очень городской, "несолидный", часто сельский, иногда даже какой-то полутрущобный облик.

17.


Новостроек немного; в них можно углядеть специфический алтайский архитектурный стиль.

18.


Река Бия в черте города довольно широка - 400-600 метров.

19.


Тем не менее, на 200-тысячный город приходится два постоянных моста - один в центре, другой на объездной Чуйского тракта, и ещё один понтонный на юго-западе города; обычно он наводится летом.
Это легко объяснить тем, что Бийск - это ворота Горного Алтая, и в высокий сезон через город транзитом проходят тысячи автомобилей.
Центральный (Коммунальный) мост, закат и суровые сибирские велосипедисты:

20.


Городская планировка почти везде прямоугольная, мелкой нарезки (сторона квартала 200-400 метров). Лишь на спальном юго-западе существует несколько классических микрорайонов; впрочем, они всё равно именуются "кварталами".

21.


Баптисты, подвозившие меня от Налобихи на полпути между Барнаулом и Бийском, оказались людьми адекватными и приятными в общении - в отличие от большинства других алтайских просветлённых - и вообще больше были похожи не на баптистов, а на "настоящих русских мужиков" из каких-то славянофильских фантазий.
И они ехали через Бийск напрямую в Белокуриху, куда я тоже намеревался добраться, и я, пообедав с ними на юго-западной окраине Бийска, поехал сначала именно на главный сибирский курорт. Ну а в Бийск попал только вечером, что было, конечно, романтично и не так жарко, но довольно обидно в плане качества фотосъёмки, музеев и доброжелательности местных жителей.

22.


К слову о гопниках и напряжённости - вопреки расхожему мнению, Бийск вовсе не является ни "одним из самых криминальных городов России", ни "криминальной столицей Сибири".

23.


Согласно многочисленным всероссийским рейтингам, Бийск занимает место где-то во втором-третьем десятке, как правило, охотно пропуская вперёд Пермь, Березники, Иркутск, Кызыл и соседний Горно-Алтайск.

24.


Но, как часто это почему-то бывает в сибирских городах, местный исторический центр вечером - это почти как Сельмаш в Ростове или Купчино в Питере в прежние времена: темно, полупустынно и суровые лица местных пацанов.

25.


В Бийске это усугубляется ещё и тем, что исторический центр, или, как его называют здесь, "старый центр", тут на отшибе, на фактической северо-восточной периферии города.

26.


Ситуация усиливалась тем, что уже темнело - август, но уличный фонари по какой-то причине ещё не зажигались, и только "Мария-Ра" светилась в полутьме. Да, "Мария-Ра" - это местный алтайский "Магнит", "Пятёрочка" и "Дикси" в одном лице, пожалуй, единственная региональная российская сеть продуктовых магазинов, сумевшая поколебать безусловное лидерство вышеупомянутых трёх. Да, такое название - это не отсылка к Древнему Египту, это просто, как мне рассказывали местные, предприниматель Ракшин и его мама по имени Мария.
Если вернуться к Бийску, то историческая застройка здесь сохранилась хорошо - пожалуй, лучше, чем в пережившем катастрофический пожар
Барнауле.

27.


Хотя в Бийске исторический центр также довольно компактен - примерно 3 на 7 небольших прямоугольных кварталов. Впрочем, состояние исторических зданий здесь похуже, чем в краевой столице, хотя и лучше, чем в каких-нибудь Кимрах Тверской области.

28.


Местную историческую архитектуру, наверно, можно обобщённо назвать "купеческой":

29.


Главная старая улица, на которой сосредоточено где-то три четверти памятников - это Советская, она отходит от главного Коммунарского переулка у музея Чуйского тракта.

30.


Самое значительное здание Старого Бийска - это, конечно, Успенский кафедральный собор 1903 года постройки, более-менее безболезненно переживший прошедшее столетие:

31.


Один из немногочисленных скверов, и, пожалуй, самый ухоженный из них - это сквер, почему-то названный в честь пограничника Гарькавого.

32.


А Пётр Первый здесь присутствует по праву основателя города.
Но самые впечатляющие бийские здания - это торговые пассажи, то есть как московский ГУМ, но поменьше.

33.


Именно им больше всего досталось запустения - так, пассаж Второва, где некогда находились лучшие магазины во всей округе, а потом гостиница, где останавливался Рерих, сейчас не то чтобы совсем заброшен, но отчасти точно:

34.


Ещё меня впечатлило одно из зданий местного краеведческого музея:

35.


С разных сторон в исторический центр кое-где вклиниваются девятиэтажные брежневки:

36.


Хотя больше обыкновенный частный сектор - за старым городом, в сторону Лесозавода, расположен ещё один крупный малоэтажный массив.

37.


Интересно, что совсем рядом с таким периферийным "старым центром" расположен элитный по местным меркам квартал разной степени этажности.

38.


"Старый центр" и просто центр разделяет самая широкая улица города, носящая немного издевательское название Коммунарский переулок. Дело в том, что Чуйский тракт, основная местная дорога, пошёл по теперешней траектории только в 1965 г., с постройкой Коммунального моста через Бию.

39.


Вот, уже больше 50 лет тут пролегает шестиполосный проспект, а называется всё так же - переулком.

40.


А так, в принципе, традиционно перпендикулярные реке Бия улицы в Бийске зовутся переулками, параллельные - улицами.
За Коммунарским переулком начинается та часть города, которую можно назвать "настоящим центром" - здесь торговые центры, учреждения, даже офисы.

41.


Два центра объединяет бульвар Петра I - что-то вроде городской эспланады; официально это длинный вытянутый сквер между улицами Ленина и Красноармейская. Он на несколько сотен метров заходит в глубину исторического центра, и заканчивается там таким, довольно неприглядным зданием суда:

42.


А самая оживлённая магистраль нового, "настоящего" центра - это улица Мерлина.

43.


Нет, это не следствие инициативы бийчан смягчить суровый облик города романтическим именем британского мага, это просто был такой Пётр Мерлин, организатор неудавшегося коммунистического восстания против белой власти Колчака в Бийске.
Улица Мерлина проходит на расстоянии пары кварталов от железнодорожного вокзала.

44.


45.


Привокзальная площадь - пожалуй, самая крупная, и точно самая оживлённая площадь города.

46.


Вокзал появился в Бийске незадолго перед революцией вместе с Алтайской железной дорогой, в 1915 г., но современный облик он приобрёл в 2009 г., после возведения нового здания.

47.


Здесь, как и в случае с жилыми новостройками, заметен местный архитектурный стиль; только он ярче и как-то аляповатее, что ли. Его можно назвать "новоалтайским" - светлый кирпич, большие окна, крыша какого-нибудь яркого цвета (чаще всего зелёного). Чем-то похожее здание вокзала я видел в Славгороде, похожие архитектурные черты я примечал где-то в центре Барнаула. Не самый худший вариант, тем более для такого далёкого региона.
Наверно, переизбыток рекламы - это тоже "новоалтайский" антураж, почти то же самое я видел и в Барнауле, и в Славгороде.
Причудливое сочетание и нагромождение, может показаться что это всё само выросло на столбах:

48.


На привокзальной площади расположен и автовокзал; железнодорожная станция тупиковая, неэлектрифицированная, в сутки бывает лишь три поезда (три пригородных скоростных до Барнаула, один дальний до Новосибирска), и если железнодорожный транспорт играет значительную роль в сообщении с внешним миром (до регионального центра и до местной сибирской столицы), то автобусы, однозначно, заметнее в связях с обширной сельской округой и районами горного Алтая, где железной дороги вообще нет.
Собственно, республика Алтай лишь временно должна была оставаться без железнодорожного транспорта; по планам XIII пятилетки, из Бийска железная дорога должна была быть продлена на 100 с небольшим километров до Горно-Алтайска. Подобные планы в условиях индустриальной экономики должны были немало поспособствовать оживлению республики Алтай, всегда бывшей одним из самых бедных, аграрных и отсталых российских регионов. Однако, если учесть годы, когда должна была произойти XIII пятилетка (1991-1995), неудивительно, что Горный Алтай так и не услышал стук колёс поезда. Во второй половине 2000-х гг. к этим планам вернулись, были подписаны какие-то соглашения, как водится. Но с железнодорожным строительством у нас сейчас гораздо хуже, чем с железнодорожным проектированием и подписыванием всяких соглашений, и пока всё остаётся на бумаге.
За железнодорожный вокзал Бийск тянется ещё на добрый десяток километров - там сосредоточены почти все многоэтажные спальные районы и основная промышленная мощь города.

49.


Туда я, впрочем, не добрался.
Напоследок, несомненно, стоит рассказать о городской трамвайной системе.

50.


Она здесь не такая выдающаяся, как в
Барнауле, но для 200-тысячного города очень даже недурна.

51.


Бийская трамвайная сеть с её 33 км линий находится на довольно скромном 26-м месте в России; впрочем, это 7-е место среди трамвайных систем за пределами региональных центров.

52.


Интенсивность использования соответствующая - 48 тысяч человек в сутки, 29-е место в стране.

53.


Как видно, городская трамвайная сеть фактически представляет собой линию, вытянутую вдоль Бии через весь город - от юго-западной промзоны до "старого центра", с двумя разветвлениями в спальных районах, и с одной боковой веткой за Бию в северо-восточной части города:

54.


Собственно, изначально трамвай строился для связи промзоны и главного спального района, которые оба расположены на юго-западной периферии - первая линия в 1960 г. прошла именно здесь. К середине 1960-х гг. трамвайные пути прошли мимо железнодорожного вокзала к центру города; к 1970 г. трамвай стал ходить вглубь "старого центра"

55.


и за него, а также в Заречье.

56.


На этом формирование трамвайной сети в основном завершилось; в дальнейшем были лишь построены два замкнутых контура в спальных районах.

57.


Демонтажей линий в постсоветское время здесь не было - если не считать "заужения" участка сети на Коммунальном мосту: в 1992 году для увеличения пропускной способности здесь была сделана однопутка длиной примерно в полкилометра.

58.


Она не создаёт серьёзных препятствий движению трамваев - тем более, что за мостом находится только одна линия в Заречье, район преимущественно частного сектора; но всё же вагоны вынуждены порой дожидаться встречных у концов моста.

59.


Во многом благодаря тому, что городская трамвайная система сравнительно молодая, все пути, кроме 2-километрового участка по Коммунарскому переулку - Коммунальному мосту - улице Вячеслава Шишкова, проходят на выделенном полотне; состояние путей в основном на глаз хорошее или удовлетворительное.

60.


Хотя подвижной состав состоит в основном из морально и физически устаревших вагонов КТМ-5, что явно снижает конкурентные преимущества трамвайного транспорта, охватывающая все основные узлы города сеть, движение по которой обособлено от уличного потока, могла бы быть основным городским транспортом.

61.


Тем не менее, городской трамвай перевозит менее половины пассажиров городского общественного транспорта; в Коломне, которая в полтора раза меньше Бийска, трамвай перевозит вдвое больше пассажиров. Думаю, это связано с банальным отсутствием транспортной политики у городских властей - поддерживая трамвайное движение на приемлемом уровне, они, тем не менее, допускают существование дублирующих трамвай маршруток, которым в таких условиях гораздо больше подходит роль второстепенного, подвозящего транспорта.

Главная особенность организации движения на бийском трамвае - это его "сверхмаршрутность". Как известно, движение по сети общественного транспорта можно организовать по маршрутному принципу (несколько маршрутов на каждой линии; обеспечение беспересадочного движения между основными узлами, по этому принципу организованы практически все крупные системы уличного общественного транспорта в России), а можно по линейному (не более 1-2 маршрутов на каждой линии, но с интенсивным движением, в большинстве случаев необходимо пересаживаться на узловых станциях; по этому принципу у нас в стране традиционно организуются системы скоростного внеуличного транспорта - метро, пригородные и городские электрички).
Так вот, в Бийске при такой неразветвлённой, вытянутой сети функционирует 9 постоянных, 3 пиковых, 1 межпиковый (!) маршрут, а также 4 маршрута, работа которых ограничивается одним рейсом в одном направлении в вечерние либо утренние пиковые часы; трамваи проходят по всем мыслимым траекториям между двумя любыми конечными сети, которых всего 7.

62.

63.


При этом в городе всего около 100 вагонов, что делает невозможным интенсивное движение по всем маршрутам; впрочем, по большинству этих маршрутов в условиях не самой большой загруженности трамвайной системы и нет такого спроса на перевозки. Это предъявляет высокие требования к соблюдению расписания движения: вагоны каждого конкретного маршрута ходят редко, но пассажиры знают, когда. Сам я не сталкивался с проблемой редкого движения - я ездил только по основному коридору от вокзала до исторического центра, а также за реку, но, судя по тому, что на официальном сайте Бийского трамвайного управления можно ознакомиться с расписанием движения вагонов по каждой остановке, в этом аспекте в городе всё очень даже неплохо.

64.


В основном коридоре (улица Мерлина) в вечерний час-пик трамваи одного из 10 маршрутов появляются, кажется, раз в несколько минут.
Вот такой город Бийск, дальше нас ждёт всесибирский курорт Белокуриха.

Бийск, Сибирь, старый город, трамвай, Урал_Алтай_Иссык-Куль-2015, Алтайский край, большое путешествие

Previous post Next post
Up