Барнаульский трамвай

Dec 16, 2016 00:37






Самая развитая в Зауральской России трамвайная система - не по общей протяжённости (трамвайная сеть в Новосибирске длиннее), а по качеству инфраструктуры, подвижного состава и объёму пассажирских перевозок.
Почти все линии - на обособленном полотне, значительная часть вагонов - чешские "Татры", причём не только привычные москвичам Т3, но и сверхсовременные на конец 1980-х Т6В5.

2.


Частота и чёткость движения поражает воображение;

3.


среди крупных российских трамвайных систем я видел подобное только в Краснодаре и в Ижевске; возможно, так же продвинуты Набережные Челны - но там я не был. Среди небольших трамвайных систем с барнаульской может сравниться коломенская. Есть у барнаульского трамвая и один общий с краснодарским недостаток - трамваи едут ровно, плавно, но порой чересчур медленно, что сыграло со мной не самую добрую шутку.

4.


Говоря о вкладе немцев в алтайскую действительность, одним из главных доводов служит именно состояние местного трамвайного хозяйства. Хотя мне оно, наверно, больше Чехию напомнило - вот и трамваи тоже чешские.

5.


Трамвай в Барнауле появился в период наиболее бурного роста города, в послевоенные годы - в 1948 году.
Интересно, что основное развитие сети происходило в 1948-1967 и после 1980 г.; в 1970-е было затишье. Это можно объяснить тем, что в 1973 г. в городе появился троллейбус, и капиталовложения в транспортную отрасль шли на него; но он не смог вытеснить трамвай, и в 1980-е годы приоритет вновь стал отдаваться последнему.

6.


Как и во многих других крупнейших (500 тысяч - 1 миллион человек населения) советских городах, к 1980-м годам в Барнауле был прекрасный проект преобразования местной трамвайной сети в скоростной трамвай с несколькими подземными участками.
Понятно, что все эти проекты оказались похоронены вместе с Союзом - осуществили только в Кривом Роге и Волгограде - но сейчас Барнаул выглядит одним из наиболее вероятных кандидатов на организацию скоростного трамвайного движения. Трамвай здесь сейчас функционирует ничуть не хуже, чем в каком-нибудь 1989 году, и по-прежнему занимает сравнительно много места как в умах отцов города, так и в структуре пассажирских перевозок. Тем более, что отдельные элементы скоростной трамвайной инфраструктуры в городе появились ещё в 1980-е годы - скоростные участки на юге (Змеиногорский тракт), и юго-западе (улица Попова), транспортная развязка на Павловском тракте, напомнившая мне скоростной участок краковского трамвая.
Даже в 1990-е годы в барнаульской трамвайной системе происходило развитие - в 1996 г. был открыт последний на сегодняшний момент участок на западе города. С тех пор всё стабильно - ни открытий, ни закрытий, подвижной состав в основном старый, но так как это качественная чешская техника, то это не особенно заметно. Интересно, что в 1990-е и 2000-е были попытки обновления трамвайного подвижного состава с помощью отечественных вагонов производства Усть-Катавского завода, но они не прижились.

7.


По последнему генплану города, "к 2025 году в городе ожидается появление интегрированной в трамвайную сети линии скоростного трамвая-метротрама", и "строительство линии скоростного трамвая может начаться после 2017 года".

8.


Как видно, барнаульская трамвайная сеть покрывает практически весь город; она отличается высокой связностью и децентрализованностью, интересно, что наиболее активное движение трамвая наблюдается в центральной части спальных районов, которые соединены трамвайными маршрутами как с центром города, так и с промплощадками на периферии.

9.


Действует 9 маршрутов.
Из примечательных мест, кроме двухуровневой развязки на Павловском тракте - капитальная диспетчерская на конечной "площадь Свободы", тоже, вероятно, сооружавшаяся в расчёте на будущую конвертацию городской трамвайной системы в скоростной трамвай.

10.


В сутки трамваи Барнаула перевозят около 150 тысяч человек - четверть населения города; это около трети ежедневных перевозок городского общественного транспорта.

11.
Previous post Next post
Up